Метод наглядного наглядного моделирования в процессе автоматизации фонем
статья по логопедии

Кутдусова Гульнара Ураловна

Работа на логопункте,  где  коррекционно- образовательная деятельность  введется согласно теории и методики развития речи детей дошкольного возраста с учетом специфики башкирского языка, диктует использование  инновационных приемов развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_publikatsiii-mnemotehnika.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод наглядного моделирования в процессе автоматизации фонем.

  Работа на логопункте,  где  коррекционно- образовательная деятельность  введется согласно теории и методики развития речи детей дошкольного возраста с учетом специфики башкирского языка, диктует использование  инновационных приемов развития речи дошкольников. Речевое развитие детей имеет свои особенности: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения звукопроизношения. Бывает, что ребенок понимает обращенную к нему на русском языке речь, но отвечает всегда на другом. Иногда владение вторым языком у ребенка ограничивается знанием нескольких названий тех или иных вещей, а произнести более или менее связную фразу ему уже трудно. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказать о различных событиях из окружающей жизни, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Особенно важно развивать наглядно- образное мышление. Ушинский К. Д. писал: «Учите ребенка, каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Элементы модели:        

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

Геометрические фигуры;

Символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы, мнемосхемы);

У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного  моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Модели-символы (заместители) позволяют материализовать звуки, доступно для дошкольника произвести звуковой анализ слова, овладеть способом интонационного выделения звука и исправить неправильное произношение. Последовательное усложнение дидактического материала заданий осуществляется в соответствии с постепенным расширением речевых возможностей детей в ходе логопедической работы. Включение наглядных моделей в процессе обучения позволяет логопеду целенаправленно развивать монологическую речь, обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять  в речи разнообразные конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять рассказ.

    Большое место в коррекционной работе занимает введение в обучение приемов работы над правильным произношением. Начиная работу над звуками, необходимо использовать  модели – символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Предлагаемые артикуляционные гимнастики дошкольники рассматривают как игровой момент, с удовольствием включаются в деятельность. Применение наглядного моделирования можно использовать в процессе обучения грамоте. Символы используются для запоминания характеристик к звукам. Выбирая графические изображения, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят, чем один звук отличается от другого. Введение наглядной модели (схемы) в процесс обучения помогает ребёнку увидеть, сколько и какие звуки в слове, последовательность их расположения. Для обозначения звуков  выбираем   (общепринятые) три цвета ( красный - для гласных, синий - для твердых, зеленый - для мягких согласных). Сначала ведется работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным звукам. Цветовое изображение помогает упражняться в дифференциации понятий «гласный-согласный», «согласный: твёрдый - мягкий». Для определения позиции заданного звука в слове эффективна модель схемы «Домик для звуков».

   Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. Продуктивным является использование наглядных моделей при формировании у детей конструировать предложения различных типов. На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели. В процессе последующих занятий можно предложить детям составлять предложения по двум- трем,  а затем и большему числу моделей. В работе с предложением, с помощью графической схемы учим детей самостоятельно составлять схему к предложению, анализировать, сколько слов в предложении. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символов для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений), схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов. Можно использовать другой вариант составления предложения в виде схематических рисунков. Он состоит из отдельных фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку направление мысли. Это помогает установить связь между отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество, выбирая самостоятельно нужные фрагменты.

   Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации  и дифференциации звуков в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, скороговорок достаточно схематичного изображения отдельных частей. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картина (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, подбирая рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Глядя на эти схемы- рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Зрительный образ, сохранившейся, у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения Мнемосхемы можно оформить как на одной общей карточке, так и отдельно, т.к. ту же самую девочку можно назвать и Лолой и Милой, и применять в другом тексте.

  А также для автоматизации звуков в связной речи можно применять  тексты, связанные с одной цепью.  Для обучения детей составлению рассказов – описаний в работе применяются модели, рекомендуемые Т.А.Ткаченко, которые облегчают восприятие зрительных образов и являются инструментом для запоминания и воспроизведения текста. Схемы описания даются готовые и представляют обобщенный план описания.

   Использовать наглядные модели можно при составлении загадок, обучению пересказу. Важно, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности.  

   Как показывает практика, использование системы наглядного моделирования в коррекционно- образовательной работе  с детьми, имеющих нарушения речи позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме, а также эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Литература:

Басакина И. В.,Лынская М. И. Логопедические игры. М., Айрис- Пресс.2008г..

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи М. : Гном и Д, 2005г.

Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва, 2007г.

Яцель. О. С. Учим правильно употреблять предлоги в речи. М. 2008г.

Рассказы – описания. Развитие связной речи. Карапуз, 5-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод наглядного моделирования в логопедической работе. Работа по автоматизации предлогов в самостоятельной речи у разных возрастных категорий дошкольников.

У дошкольников часто вызывает затруднение правильный подбор предлогов в повседневной речи. Предлог безличное слово, которое не заменишь предметом, не изобразишь действием, не обследуешь тактильно...

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью метода наглядного моделирования.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией  с помощью метода наглядного моделирования....

Тематический контроль:" Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ"

Материал расчитан на старших воспитателей(старших методистов) дошкольных образовательных учреждений. Предлагается табличная форма ведения рабочих материалов контроля....

«Создание условий для познавательного и речевого развития детей через использование метода наглядного моделирования речи в процессе проблемного обучения»

Исследование возможности создания своей письменности, основанной на использовании рисуночного письма древних народов Северной Америки....