Консультация «Преемственность ДОУ и школы в рамках психологического подхода и ФГОС. Педагог-психолог первой квалификационной категории Миникаева Наталья Анатольевна
консультация на тему

Шумский детский сад

Наиболее общее понимание преемственности трактуется, как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных этапов опыта в последующем. От накопленного  в процессе подготовки к школе опыта ребенка, напрямую зависит, его благополучие в школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minikaeva_natalya_anatolevna.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Шумский детский сад – структурное подразделение

МКДОУ  «Усть-Рубахинский детский сад

 общеразвивающего вида»

«Преемственность ДОУ и школы в рамках психологического подхода и ФГОС»

        Педагог-психолог

        первой  квалификационной  

        категории

        Миникаева Наталья Анатольевна

Наиболее общее понимание преемственности трактуется, как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных этапов опыта в последующем. От накопленного  в процессе подготовки к школе опыта ребенка, напрямую зависит, его благополучие в школьной жизни.

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.

Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь ФГОС к структуре дошкольной программы, условиям её реализации привели к изменению акцента в понимании готовности ребенка к школе с интеллектуальной готовности на личностную.  И этим еще раз подчеркнули значимость психологического  сопровождения  в подготовке детей к школьному обучению.  

Во главу угла ставятся сформированные познавательные мотивы, то есть сознательное желание ребенка учиться и получать информацию в процессе общения, что достигается путем развития таких качеств как:  инициативность и самостоятельность; уверенность в своих силах; положительное отношение к себе и другим; развитость воображения; фантазии; творчества; умения подчиняться социальным нормам; развитость крупной и мелкой моторики;
проявление любознательности; способность к волевым усилиям в разных видах деятельности; способность к принятию собственных решений.

Так же разработчики стандарта дошкольного образования красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». И принимать индивидуальные особенности каждого ребенка, как одаренного, так и находящегося в  группе риска, учитывая ближайшую зону их развития. Поэтому на первый план выступает работа психолога с  неуверенными в себе, детьми. Детьми подверженным излишним страхам и агрессии. Именно эти качества мешают ребенку в полной мере раскрыть свои интеллектуальные  возможности и творческий потенциал и как следствие гармонично пройти рубеж адаптации к школе. В решении этой проблемы должны участвовать все субъекты образовательного процесса: педагоги, родители, психологи, логопеды. Основная работа должна строиться на осуществление равных стартовых возможностей в формировании предпосылок к учебной деятельности, что  отслеживается путем проведения  мониторинга готовности к школе и работы  с детьми группы риска по индивидуальным маршрутам, как в дошкольных учреждениях, так и в школе.  

Важным звеном работы детского сада и школы является донесение до родителей информации о том, что успешная адаптация к школьной  жизни, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности, гораздо важнее, чем умение читать и считать. Что: создание ситуации успеха для каждого воспитанника и ученика;  повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрывает индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию, все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. И одним из способов развития этих качеств является максимальное участие в жизни ДОУ и социальных институтов,  ведение ребенком портфолио.

  Внедрение в практику таких форм взаимодействия как:

-Встречи с интересными людьми;

-Экскурсии на линейку первого сентября и в течение  года;

-Организация уголка школьника;

- Фотовыставки «Мои родители-ученики», «Волшебный мир школы»;

 - Просмотры мультфильмов о школе;

- Прочтение литературы о школе;

- Праздники с участием первоклассников «Клеточные чемпионаты»,  «Клякса в гостях у дошколят»;

- Интервью «Жизнь первоклассника»;  

- Выставки «От пера до шариковой ручки»; «Школьные принадлежности»;

- Изготовление подарков первоклассникам и учителям ко дню учителя;

 - Круглые столы по актуальному развитию детей подготовительной к школе группы со всеми участниками образовательного процесса;

 -совместные проекты с  социальными институтами (библиотеки, школы искусств, дома культуры);

 вносят положительный вклад в развитие личности  и формировании предпосылок к учебной деятельности.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях и применять их на практике, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться, а главное, снизить  уровень тревожности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическая катастрофа - "Крик о помощи!" - образовательная область "познание". Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Загрязнение водоемов - экологическая катастрофа. презентация "Крик о помощи!" открывает детям взор о катастрофе и призывает к решению проблемной ситуации....

Конспект конкурсного занятия по подготовке к школе «В поисках золотого ключика». Автор-составитель педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Формировать умение работать в коллективе в соответствии с поставленной целью, продолжать формировать конструктивные навыки; закрепление знаний о правилах безопасности при полетеРазвитие мелкой м...

«Прогулка по берегу Байкала» - конспект образовательной деятельности на развитие волевой сферы дошкольников. Педагог-психолог Миникаева наталья Анатольевна

Цель: развитие эмоционально волевой сферы»Задачи: 1.Развивать умение узнавать, различать, анализировать основные эмоции радости, грусти, злости, удивления.2. Формировать умение адекватно проявля...

Мероприятие с детьми подготовительной к школе группы "Клеточный чемпионат". Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Цель: Совершенствовать точность движений, внимание, память, логическое мышление, пространственное восприятие. Повышать мотивацию к обучению. Формировать умение работать в команде. Воспитывать вз...

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями. «Знакомим с профессиями». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Знакомство детей с различными видами труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представление о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, ф...

«Университет для родителей» «Ребенок идет в школу». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Цель: установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.Задачи: • подготовить родителей и детей к новой с...