Консультация «Преемственность ДОУ и школы в рамках психологического подхода и ФГОС. Педагог-психолог первой квалификационной категории Миникаева Наталья Анатольевна
консультация на тему
Наиболее общее понимание преемственности трактуется, как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных этапов опыта в последующем. От накопленного в процессе подготовки к школе опыта ребенка, напрямую зависит, его благополучие в школьной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minikaeva_natalya_anatolevna.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Шумский детский сад – структурное подразделение
МКДОУ «Усть-Рубахинский детский сад
общеразвивающего вида»
«Преемственность ДОУ и школы в рамках психологического подхода и ФГОС»
Педагог-психолог
первой квалификационной
категории
Миникаева Наталья Анатольевна
Наиболее общее понимание преемственности трактуется, как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных этапов опыта в последующем. От накопленного в процессе подготовки к школе опыта ребенка, напрямую зависит, его благополучие в школьной жизни.
Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.
Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь ФГОС к структуре дошкольной программы, условиям её реализации привели к изменению акцента в понимании готовности ребенка к школе с интеллектуальной готовности на личностную. И этим еще раз подчеркнули значимость психологического сопровождения в подготовке детей к школьному обучению.
Во главу угла ставятся сформированные познавательные мотивы, то есть сознательное желание ребенка учиться и получать информацию в процессе общения, что достигается путем развития таких качеств как: инициативность и самостоятельность; уверенность в своих силах; положительное отношение к себе и другим; развитость воображения; фантазии; творчества; умения подчиняться социальным нормам; развитость крупной и мелкой моторики;
проявление любознательности; способность к волевым усилиям в разных видах деятельности; способность к принятию собственных решений.
Так же разработчики стандарта дошкольного образования красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». И принимать индивидуальные особенности каждого ребенка, как одаренного, так и находящегося в группе риска, учитывая ближайшую зону их развития. Поэтому на первый план выступает работа психолога с неуверенными в себе, детьми. Детьми подверженным излишним страхам и агрессии. Именно эти качества мешают ребенку в полной мере раскрыть свои интеллектуальные возможности и творческий потенциал и как следствие гармонично пройти рубеж адаптации к школе. В решении этой проблемы должны участвовать все субъекты образовательного процесса: педагоги, родители, психологи, логопеды. Основная работа должна строиться на осуществление равных стартовых возможностей в формировании предпосылок к учебной деятельности, что отслеживается путем проведения мониторинга готовности к школе и работы с детьми группы риска по индивидуальным маршрутам, как в дошкольных учреждениях, так и в школе.
Важным звеном работы детского сада и школы является донесение до родителей информации о том, что успешная адаптация к школьной жизни, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности, гораздо важнее, чем умение читать и считать. Что: создание ситуации успеха для каждого воспитанника и ученика; повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрывает индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию, все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. И одним из способов развития этих качеств является максимальное участие в жизни ДОУ и социальных институтов, ведение ребенком портфолио.
Внедрение в практику таких форм взаимодействия как:
-Встречи с интересными людьми;
-Экскурсии на линейку первого сентября и в течение года;
-Организация уголка школьника;
- Фотовыставки «Мои родители-ученики», «Волшебный мир школы»;
- Просмотры мультфильмов о школе;
- Прочтение литературы о школе;
- Праздники с участием первоклассников «Клеточные чемпионаты», «Клякса в гостях у дошколят»;
- Интервью «Жизнь первоклассника»;
- Выставки «От пера до шариковой ручки»; «Школьные принадлежности»;
- Изготовление подарков первоклассникам и учителям ко дню учителя;
- Круглые столы по актуальному развитию детей подготовительной к школе группы со всеми участниками образовательного процесса;
-совместные проекты с социальными институтами (библиотеки, школы искусств, дома культуры);
вносят положительный вклад в развитие личности и формировании предпосылок к учебной деятельности.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях и применять их на практике, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться, а главное, снизить уровень тревожности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологическая катастрофа - "Крик о помощи!" - образовательная область "познание". Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Загрязнение водоемов - экологическая катастрофа. презентация "Крик о помощи!" открывает детям взор о катастрофе и призывает к решению проблемной ситуации....
Конспект конкурсного занятия по подготовке к школе «В поисках золотого ключика». Автор-составитель педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Формировать умение работать в коллективе в соответствии с поставленной целью, продолжать формировать конструктивные навыки; закрепление знаний о правилах безопасности при полетеРазвитие мелкой м...
«Прогулка по берегу Байкала» - конспект образовательной деятельности на развитие волевой сферы дошкольников. Педагог-психолог Миникаева наталья Анатольевна
Цель: развитие эмоционально волевой сферы»Задачи: 1.Развивать умение узнавать, различать, анализировать основные эмоции радости, грусти, злости, удивления.2. Формировать умение адекватно проявля...
Мероприятие с детьми подготовительной к школе группы "Клеточный чемпионат". Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Цель: Совершенствовать точность движений, внимание, память, логическое мышление, пространственное восприятие. Повышать мотивацию к обучению. Формировать умение работать в команде. Воспитывать вз...
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями. «Знакомим с профессиями». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Знакомство детей с различными видами труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представление о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, ф...
Семинар-практикум для воспитателей «Общение педагога и родителей в ДОУ». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Цель: повышение компетентности воспитателей в вопросах общения с родителями....
«Университет для родителей» «Ребенок идет в школу». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Цель: установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.Задачи: • подготовить родителей и детей к новой с...