семинар -практикум "Использование театрализации в образовательной деятельности ДОУ"
методическая разработка на тему

Винникова Наталья Валерьевна

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №5»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Использование театрализации

в образовательной деятельности ДОУ»

Форма проведения: театральный ринг

Разработала и провела:

Винникова Н.В. старший воспитатель МАДОУ «ДСКВ№5», высшая квалификационная категория

г.Сосновоборск - 2014 г.


Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Оборудование и материалы: презентация «Виды театров», материал для мастер-класса по изготовлению тетра своими руками, бумага, маркеры, маски, шляпки, название ролей для театра - экспромта.

Ход проведения:

I ЧАСТЬ (теоретическая).

Звучит веселая музыка, всех участников театрального ринга встречает директор театра.

-  Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства. У каждого из вас есть элементы костюмов. По такому признаку и определились наши команды для участия в игре «Театральный ринг». Прошу команды занять свои места!

(педагоги разделились на команды по элементам костюмов: шляпки, маски).

- Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

Представление команд.

I раунд «Разминка»

- Театрализованная деятельность в детском саду организационно может использоваться во всех режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

- Вы все знаете, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является…игра. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Вопрос к командам:

Что такое театрализованная игра?

Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

II раунд «Размышлялки».

-  Использование театрализации  в образовательной деятельности детей в ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.

 Вопрос к командам:

Какие задачи может решать театрализация в образовательной деятельности?

 (Задачи на слайде):

1. В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

 2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

3. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

4. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

5. Развивается эмоционально-волевая сфера;

6. Происходит коррекция поведения;

7. Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

8. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

9. Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

- Как влияет театрализация на развитие речи детей, подробнее вам расскажет учитель – логопед  Шевелева Е.А.

III раунд «Объяснялки».

- Я предлагаю вам ознакомиться с видами театров, представленных в презентации (слайды)

- Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Вопросы к командам:

1.Как вы понимаете определение «режиссерская игра», и какие виды театров вы бы отнесли к этой группе?

2.Что вы подразумеваете под определением «игра-драматизация», и какие виды театров вы бы отнесли к этой группе?

 К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

 Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

 Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

 Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Цесарь Т.М. расскажет вам какие музыкальные игры – драматизации можно использовать в разных возрастных группах.

II ЧАСТЬ (практическая).

- Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями. С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми, сверстниками.

И сегодня мы с вами, уважаемые коллеги, превратимся в волшебников и попробуем сами создать один из видов театров.

- Слово предоставляется Голдман Т.С. мастер - класс

- И закончить нашу игру хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Театральная мозаика

Слайд 2

Театр на фланелеграфе Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Таким же образом можно использовать магнитную доску и магнитные фигурки - героев сказок. Техника изготовления: на фланель с помощью липкой ленты, бархатной бумаги, или той же фланели можно прикреплять различные картинки.

Слайд 3

Теневой театр . Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани прикрепленной на рамку, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку и др. или прикрепить фигурки к палочкам.

Слайд 4

Конусный театр

Слайд 5

Театр оригами

Слайд 6

Настольный театр

Слайд 7

Театр игрушки . Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре . Шагающий театр у каждой куколки сзади на ножках есть кармашки для указательного и среднего пальцев. Таким образом кукла "ходит", повторяя движение пальцев.

Слайд 8

ВЕРХОВОЙ ТЕАТР Театр кукол би-ба-бо или театр «Петрушки». Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Театр ложек . Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Куклы-ложки предвосхищают знакомство с верховыми куклами, являясь как бы упрощенным вариантом.

Слайд 9

Пальчиковый театр . Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте .

Слайд 10

Куклы на гапите . Самый простой гапит – просто вставленная в игрушку палочка. Она не должна быть слишком толстой и тяжелой, иначе актер не сможет удобно взять ее в руку. Гапит не должен быть слишком коротким, но и не слишком длинным.

Слайд 11

Театр марионеток . Кукловод управляет ими на виду у зрителей. Марионетка находится рядом с кукловодом, на полу, и приводится в движение с помощью ваги. Вага – это крестовина, к которой на нитях крепятся куклы.

Слайд 12

Театр на прищепках Театр на спичечных коробках

Слайд 13

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум «Использование театрализации в образовательной деятельности в ДОУ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5»

Слайд 2

I раунд «Разминка»

Слайд 3

Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Слайд 4

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

Слайд 5

II раунд «Размышлялки»

Слайд 6

Задачи: 1 . В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; 2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции; 3. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. 4. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. 5. Развивается эмоционально-волевая сфера; 6. Происходит коррекция поведения; 7. Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; 8. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; 9. Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Слайд 7

III раунд «Объяснялки»

Слайд 8

режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе : ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Слайд 9

Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Слайд 10

IV раунд «Практический»

Слайд 11

«Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности» Л.С.Выготский

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум Конспект совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы МДОУ детского сада «Сказка» р.п.Дергачи Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «В гостях у весны»

Семинар - практикум Конспект совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы МДОУ детского сада «Сказка» р.п.Дергачи Образовательная область:...

Семинар – практикум Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В свя...

Семинар - практикум "Использование в образовательной деятельности разнообразных форм работы, направленных на индивидуализацию образования для развития инициативности и самостоятельности детей"

Развивающая предметно - пространственную среда является  условием для  оптимального развития  индивидуальных способностей и возможностей детей.Роль взрослого заключается в правиль...

Семинар "Эффективное использование в образовательной деятельности методов и форм работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальных особенностям."

  Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей ...

Семинар для педагогов «Формы образовательной деятельности разных видов (вне занятий) и культурных практик »

Культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада....

Семинар - практикум «Особенности организации образовательной деятельности в группах раннего возраста»

Ранний возраст - ответственный период в развитии личности ребенка. ФГОС ДО обеспечивает целевые ориентиры, позволяя ребенку с раннего возраста быть мотивированным на успешность....