Семинар "Эффективное использование в образовательной деятельности методов и форм работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальных особенностям."
методическая разработка

Крушельницкая Татьяна Николаевна

    Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различных подходов, приемов и технологий для ее решения. Важным аспектом в ФГОС ДО является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Необходимое условие  педагога в общении с детьми - это  придерживаться положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_po_razvitiyu_rech.docx23.14 КБ
Файл prezentatsiya_t.n.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Эффективное использование в образовательной деятельности методов  и форм  работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальных особенностям.

2-слайд

    Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различных подходов, приемов и технологий для ее решения. Важным аспектом в ФГОС ДО является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Необходимое условие  педагога в общении с детьми - это  придерживаться положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Это заставило меня пересмотреть фонд используемых форм и методов организации образовательной деятельности, а также искать и внедрять в практику наиболее активизирующие деятельность детей формы и методы обучения. Пересмотрела насколько эффективно использование традиционных форм и методов организации образовательного процесса, глубже изучила их суть, по-новому оценила их потенциал. На занятиях  по  развитию речи использую   традиционные методы:  наглядные, словесные, практические.

А также стала более детально изучать и использовать  новые методы, формы, технологии.

3-слайд

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

метод  проектной деятельности;

метод  мнемотехники;

 информационно-коммуникационные метод (ИКТ);

игровой метод;

4- слайд

В современных условиях развитие дошкольника невозможно без построения системы формирования знаний о его здоровье.  Здоровьесберегающие технологии направленные на развитие культуры здоровья дошкольников, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения  здоровья. В образовательном процессе начала использовать гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, динамические паузы,

5-слайд 

 Одним из инновационных направлений работы стала проектная деятельность. Цель проектной деятельности - развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Работа над проектом позволяет объединить усилия родителей детей и педагогов для решения образовательных задач. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности. Продукт проекта — авторский детский альбом сказок   «Волшебная книга сказок»,  « Город, в котором я живу».

   Чтобы повысить результативность речевого развития внедрила в свою работу  метод мнемотехники по формированию связной речи у детей.

6-слайд  

Учитывалось, что графические символы для дошкольников- это творческие игры, занятия, которые не изменят основную программу, а максимально увеличат ее эффективность.

Такие схемы позволяют дошкольнику владеть устной речью, проявлять любознательность, задавать вопросы.

Графические схемы способствуют развитию коммуникативного общения у детей. Дошкольник легко вступает в диалог со сверстниками,  пересказывая текст с помощью приема план–схема. В качестве плана рассказа выступает схематическая модель.

7- слайд  

При обучении дошкольника  рассказыванию по картине начала использовать прием «оживлялок». В качестве подготовительного упражнения для формирования навыка составления рассказа по пейзажной картине использовались компьютерные технологии  «Оживи картину». «Оживлялки» легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.  А это позволяет развивать воображение, строить речевые высказывания.

  8-9 слайд  

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, небылиц, загадок. Возникновение замысла у ребенка проходит успешнее, если  использовать метод моделирования.  Используемое пособие «Волшебная доска» помогает детям  при помощи  разнообразных картинок или модулей смоделировать сюжет своего рассказа, или изменить его в любое время.

Метод внедрения графических символов (пиктограмм) позволяет ребенку развивать воображение, проявлять инициативу и самостоятельность в речевой деятельности.

10-слайд

Игровой метод-  охватывающий определенную часть учебного процесса и объединенный общим содержанием, сюжетом, персонажем.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. 

В процессе игры  развивались у детей такие личностные качества, как настойчивость в самостоятельном достижении поставленной цели, умение отстоять свою точку зрения, умение работать в  коллективе. Такие игры-занятия  помогают ребенку строить общение  с учетом ситуации, ориентироваться на собеседника, вступать в диалог.

11- слайд

  Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами-   дошкольниками  задачи:

идти в ногу со временем,

стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,

наставником в выборе  компьютерных программ, 

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.  

12 –слайд

В современных условиях особое внимание уделяется применению ИКТ в образовательной деятельности, как метода  наглядности. Компьютерные игры  дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов.

 На сегодняшний день перед педагогами стоит задача развития у дошкольника мотивационной сферы (это потребность в любознательности,  познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве.)

Создание новых условий и использование других форм работы с детьми, в большей мере соответствует современным целям и ценностям образования. Читая целевые ориентиры ФГОС ДО  понимаю, что личностное развитие ребенка и реализация имеющегося природного потенциала дошкольника  возможно  только с  обеспечением комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, а также новых форм работы с детьми.

 13-слайд  

В условиях традиционного дошкольного образования преобладают фронтальные формы обучения. Где мне часто с трудом удавалось учесть потребность каждого ребенка. При этом  чаще всего  взаимоотношение в образовательном процессе устанавливались с наиболее самостоятельными и активными детьми. Фронтальные формы работы несут монологический тип общения.  Введение в действие ФГОС ДО  предъявляют большие  требования к условиям и формам работы с детьми и несут за собой глобальные изменения в образовательном процессе.  В образовательной деятельности начала использовать форму  работу   группами и парами. Групповая форма  образовательной деятельности открыла возможность преобразованию общей программы в программу действий каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и особенностями. Деятельность группами  дала возможность каждому ребенку строить диалог с собеседником, уметь договариваться.

 Основной формой работы с детьми является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. 

14-слайд

В  работе стала уделять особое внимание игре и игровым обучающим ситуациям. Известно четыре вида  игровых обучающих ситуаций: ситуация-иллюстрация, ситуация –упражнения, ситуация- проблема и ситуация-оценка.

 Различные формы работы формируют коммуникативную  компетентность детей, если: 
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощником по отношению к кому-то,
- выполняя речевые и практические задания,
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

15-слайд

 В целях повышения интереса детей к речевой активности  создаю многофункциональные пособия для использования их в подгрупповой, индивидуальной, в самостоятельной деятельности с детьми. Все  пособия помогают не только развивать внимание, память, мышление, но и помогают  детям активно взаимодействовать со сверстниками, учиться договариваться, учитывать интересы других.

16-слайд

Основным способом накопления  информации об индивидуальных особенностях ребенка является наблюдение за процессом взаимодействия и общения детей между собой и со взрослыми, а  также за  их деятельностью. В   практике  использую  карту индивидуальную развития ребенка, которая позволяет отследить уровень  развития коммуникативных и речевых  качеств каждого ребенка  и творческих способностей детей. В карте отражаю все речевые навыки детей. Карта индивидуального развития необходима не только в поддержке ребенка в трудных ситуациях его развития, а так же выстраивается взаимодействие с ребенком в «зоне его ближайшего развития» способствует  предвидеть и создать  ситуация успеха ребенка в освоении разных видов речевой деятельности.

 Использование новых методов и технологий, новых подходов и форм работы в образовательном процессе гарантируют результаты, достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешную социализацию в жизни. 

17-слайд  

Основу образовательного процесса  составляет триединство: мотивация, методы и  формы работы. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованными технологиями. Создание новых методов, технологий невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на новом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. Творческих Вам успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИХ ВОЗРАСТНЫМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории – Крушельницкая Т. Н. (г. Когалым) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Сказка»

Слайд 2

Актуальность Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различных подходов, приемов и технологий для ее решения.

Слайд 3

Нетрадиционные методы и приемы Здоровьесберегающие технологии Проектный метод Метод мнемотехники Игровой метод ИКТ

Слайд 4

Здоровьесберегающие технологии

Слайд 5

Проектный метод

Слайд 6

Использование графических схем при составлении описательных рассказов Фото

Слайд 7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ

Слайд 8

Моделирование как средство развития творческих способностей детей

Слайд 9

Метод мнемотехники

Слайд 10

Использование дидактических игр

Слайд 11

Использование ИКТ

Слайд 12

Индивидуальная работа Фронтальная форма образовательной деятельности Групповая форма образовательной деятельности Образовательная деятельность парами Формы работы

Слайд 13

Игровые обучающие ситуации Ситуации -оценки Ситуации-иллюстрации Ситуации-упражнения Ситуации-проблемы

Слайд 14

Дидактические пособия

Слайд 15

Основу образовательного процесса составляет триединство: Методы и приемы Мотивация Формы работы

Слайд 16

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИХ ВОЗРАСТНЫМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Создание условий для развития речевой активности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями и интересами детей"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Методические рекомендации "Эффективное использование в образовательной деятельности форм и методов работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям"

Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различн...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы

Интегрированное занятие по развитию речи. Знакомство с произведением В.Катаева "Дудочка и кувшинчик"...

Методическое пособие "Шагалочка" по использованию в образовательной деятельности логостепа как средства развития речи и формирования предпосылок грамотности у детей дошкольного возраста

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать...

Обучение и развитие дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Основной вывод, к которому наука все более настойчиво подводит педагогов-практиков, заключается в том, что процесс воспитания и обучения маленького ребенка не может быть развивающим и происходить без ...

Оснащение центров детских интересов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников

Согласно Профстандарта педагог должен принимать участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды дошкольной организации через обеспечение безопасности жизни детей, подде...