Распространение педагогического опыта
методическая разработка по теме

Логинова Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад  № 52 «Самолётик»

Выступление на городском методическом объединении воспитателей

Логиновой Ольги Васильевны

воспитателя первой квалификационной категории

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Слайд 1

Цель моего выступления:  представить воспитателям детских садов города Нижневартовска опыт работы по использованию информационно-коммуникационных технологий   в проектной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

   

       В современном обществе особо актуальной является тема   патриотического воспитания детей и молодёжи, которое выражается в формировании у подрастающего поколения системы нравственных ценностей   и как следствие поступков и поведения:

 это уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны,

 - героям труда,

-  участникам боевых действий.  

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы –  в этом ему помогают взрослые.

В связи с этим нам взрослым необходимо  с особой серьёзностью и ответственностью подойти к вопросам патриотического воспитания.

Для  повышения уровня знаний и представлений  детей по гражданско-патриотическому воспитанию   необходимо было найти эффективные методы обучения  детей.

Изучив различные подходы  и технологии, мы остановились  на проектном методе. Этот метод основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует у детей  навыки сотрудничества.

Слайд № 2

 

Актуальностью проекта явилось то, что в период смены политических преобразований нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей.

         Дети имеют  поверхностные знания о героях разных исторических периодов  (богатырях, великих полководцах,  героях ВОВ), об армии. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Защитники Отечества».

Цель и задачи проекта представлены на слайдах

Слайд 3

Слайд 4

Участниками проекта являлись: педагоги ДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Ожидаемые результаты представлены на слайде

Слайд 5

Были обозначены 3 этапа проекта

Слайд 6

Слайд 7

На подготовительном этапе мы подбирали необходимый материал.

Репродукции известных  художников: Васнецов «Три Богатыря» С.В.Герасимов «Мать партизана»; А.П.Ткачёв «Между боями»;  А.И.Лактионов «Письмо с фронта»;

-Коллекция значков, медалей  по теме

-Коллекция открыток: ( герои вов, Волгоград-город герой, Рода войск, ордена и медали)

-Фрагменты музыкальных произведений в грамзаписи: Д.Шостакович Ленинградская симфония (тема нашествия); В.Лебедев – Кумач, А.Александров «Священная война»; А.Сурков, К.Листов «В землянке»; М.Исаковский, М.Блантер «Катюша»; Н.Соловьёва, Е.Евтушенко, Э.Колмановский «Хотят ли русские войны»; В.Харитонов, Д.Тухманов «День Победы»

- Художественные произведения: Былинные богатыри; Первые русские богатыри; А.С.  Пушкин  отрывок из стихотворения «Бородино»; С.Алексеев «Первый ночной таран»; Н.Телешов «Уха»; Е.Воробьёв «Обрывок провода»; Л. Кассиль «Твои защитники»;

 В. Степанов «Ветераны войны».  

- Медиаматериалы  детские презентации: «Русские богатыри», «Воины времён 1812 г», «Видео ролик к 23 февраля», «Георгиевская ленточка», «Дошкольники во время войны», «Животные на войне», «Блокада Ленинграда».

-Видео просмотр документальных кадров войны, парада победы

- Интерактивные игры: «Снаряжение богатыря», «Загадки о военной технике», «Назови города герои», «Рода войск», «Собери домино», «Четвёртый лишний».

-Дидактические игры: «Собери домино», «Четвёртый лишний», «Подбери головной убор солдату», «Подбери снаряжение, форму воину», «Символика России».

Слайд 8

 Содержание работы на основном этапе реализовывалось   в разнообразных формах работы с детьми.

Слайд 9

  1. Беседы на темы: «Кто такие богатыри», «Воины 1812 года», «Российская армия», «Города – герои».

Слайд 10

2. Занятия на темы: «Русские богатыри», «Народные подвиги», «9 мая – день Победы».

3. Играли в сюжетно-ролевые игры: «Помоги раненому бойцу», «Пограничники», «На военном корабле».

Слайд 11

4.Играли в дидактические игры: «Собери домино», «Четвёртый лишний», «Подбери головной убор солдату», «Подбери снаряжение, форму воину», «Символика России».

Слайд 12

5. Провели спортивное развлечение «Вместе с папой».

Слайд 13

6. Дети  вместе с  родителями участвовали в создании   уголка памяти в группе.  Собирали рассказы  бабушек и дедушек о войне, приносили ордена и медали, старые фотографии военных лет, газеты, рисовали рисунки, изготавливали аппликации. Затем все эти собранные материалы мы включили в альбом «Книга памяти».

Слайд 14

Слайд 15

С целью эффективной работы по реализации проекта «Защитники Отечества» был разработан банк цифровых образовательных ресурсов: развивающих интерактивных игр, презентаций, заданий для детей старшего дошкольного возраста.

Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса, а используются в сочетании с традиционными формами  обучения, не замещая их, а дополняя.

Мы использовали в работе такие интерактивные игры: «Снаряжение богатыря», «Загадки о военной технике», «Назови города герои», «Рода войск», «Собери домино», «Четвёртый лишний».

Слайд 16

Слайд 17

Разрешите представить вашему вниманию игры, в которые мы играем с детьми.

( презентация  игр).

Слайд 18

 На завершающем этапе нашего проекта прошла  презентация альбома «Книга памяти», который был создан совместно с родителями.

И утренник, посвященный 9 мая, который представлен  видеороликом «Поздравление ветеранов».

Слайд 19

Слайд 20

Таким образом: В результате реализации проекта «Защитники Отечества» в  психолого-педагогическое содержание образовательной области «Социализация» были внедрены активные методы обучения. С помощью которых,  у дошкольников  повысился уровень знаний  по темам: защитники Отечества разных исторических периодов (богатыри, солдаты Отечественной войны 1812 года, великие известные полководцы), Великая Отечественная война, города-герои, армия (рода войск, военная техника и оружие, участники боевых действий).

У родителей повысился уровень компетенции по вопросам гражданско-патриотического воспитания.

Закончить своё выступление хотелось бы следующим высказыванием В.Пикуля (читает вслух).

Слайд 21

Слайд 22

(В конце выступления воспитатель предлагает буклеты)



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолётик»

Выступление на педагогическом совете

воспитателя младшей группы «В» Логиновой О.В.

на тему «Гражданско-патриотическое воспитание детей  младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Нижневартовск 2017г

Патриотическое воспитание нужно начинать как можно раньше – даже в детском саду будет уместно приучать детей к любви к Родине и к родному краю. Вот только для этого не подойдут пафосные речи об Отечестве. Патриотические уголки также сложно воспринимаются большинством детей дошкольного возраста. Намного лучше подойдут игры для дошкольников по патриотическому воспитанию. Они простые, понятные, помогают в игровой форме осознать все величие России.

Патриотическое воспитание - через игру наиболее простой способ воздействия на сознание детей.  Большинство игр простые, подойдут для любого детского сада, никаких специальных требований или инвентаря не потребуется. Самое главное – это правильно построить игровой процесс, чтобы воспитанникам было интересно познавать новое, начинать проникаться патриотическими настроениями незаметно для себя.

Рассмотрим игры, которые помогут воспитывать патриотизм в младшей группе детского сада. Дети в этом возрасте очень хорошо воспринимают все, что связано с семьей, природой, друзьями. Не нужно ставить патриотизм целью каждой игры, тема любви к Родине должна быть связана с воспитанием человечности. Ведь цель воспитания – это прежде всего Человек с большой буквы, который любит свое Отечество.

Игра «Волшебные слова»

Самое главное в этой игре – разучить фразы, которые показывают общую культуру человека. Например, «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита» и т. д. Игровой процесс строится следующим образом: нужно сначала рассказать детям о важности «волшебных слов», попробовать всей группой вспомнить как можно больше таких слов. Попутно рассказывают о значении этих слов и уместности их использования. После этого участники по очереди называют все эти слова. Выиграет тот, кто сможет вспомнить слов больше других. Игра развивает память с мышлением, помогает всем участникам стать вежливее, культурнее.

Игра «Найди флаг»

Перед игрой нужно спросить у воспитанников, кто знает, как выглядит флаг России. После этого демонстрируется флаг нашей страны, называются его цвета. Показывают флаги других стран, кратко рассказывают об их цветах и общем оформлении. После этого кладут 4 флага, среди которых есть флаг России. Ребенка просят найти флаг России, назвать его цвета. Если воспитанник ошибается в выборе, то нужно разобрать ошибки, чтобы сыграть в игру заново.

Следует воспитывать в детях уважение к государственной символике не только России, но и других стран. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дети топтались по флагам, небрежно с ними обращались. 

Игра «Гости города»

Целью является воспитание у детей интереса к жизни родного города и страны в целом. Нужно закрепить шесть фотографий со знаковыми местами вашего города на доске, предварительно пронумеровав цифрами от 1 до 6. Ребенка просят бросить кубик с цифрами, чтобы случайным образом выбрать одну из картинок. Выбранную картинку нужно описать таким образом, чтобы гостю города было понятно изображение, появилось желание посетить это место. Карточки с видами города нужно подбирать максимально узнаваемые, чтобы у малышей не возникло проблем с описанием.

«Геральдика»

Целью является изучение истории родного города через его символику. Сначала воспитатель показывает герб родного города, вкратце рассказывает о том, что на нем изображено. Рассказывать нужно простым и понятным языком, обычно изображение герба города несет в себе графическое изображение его специфики, исторических особенностей.

После этого показывают гербы района и области, также рассказывают о них. В самом конце переходят к гербу России. Нужно также рассказать о флаге города, региона и страны. Детям показывают взаимосвязь между флагами города, региона и страны, накладывают их друг на друга. Потом картинки перемешивают и просят сложить вместе герб и флаг города, региона, страны. То есть, разбить их по парам. Такая игра не только развивает память, она поможет узнать о символике родного края.

«Народные промыслы»

Цель – научиться узнавать разные виды деятельности. Начать можно с того, чтобы участники рассказали о своей помощи родителям по дому. Далее детям показывают заранее заготовленные картинки с изображением народных промыслов. Деток просят подобрать, к какой именно картинке относится их помощь.

Например, если мальчик любит вместе с папой строгать доски, то правильным ответом будет ремесло плотника. Если девочка помогает маме шить, то такая помощь очень хорошо относится к такому народному промыслу, как вышивание.

«Помоги маме найти своих детенышей»

Цель – научить детей соотносить изображения взрослых животных с детенышами. Детей учат, что у собак могут быть только щенята, у котов – котята, у тигров – тигрята. После этого показывают по две картинки в таком формате: взрослое животное и детеныш. Показав пять пар животных и озвучив их названия, можно переходить к закреплению полученных знаний. Картинки со взрослыми зверями и их детенышами перемешивают между собой, далее просят детей собрать все изображения по парам.

Выигрывает тот, кто максимально быстро и без ошибок сможет собрать всех зверей по парам и правильно назвать животных. После игры рассказывают о важности для каждого детеныша расти в своей семье. Будет очень плохо, если зверята потеряются. Нужно научить детей, что для каждого родителя потеря его детеныша является очень больным ударом. Все семьи должны дружить, помогать друг другу, только в этом случае можно сохранить силу и могущество Родины.

Список игр, воспитывающих патриотизм в младшей и подготовительной группах детского сада, не является исчерпывающим. Во все игры нужно добавлять как можно больше движений, ведь дети в таком возрасте не могут долго сидеть на месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта по теме: Проект "Город Колобков"

Целью этого проекта является самореализация детей в деятельности, в игре с помощью игровых персонажей, сказочных героев, близких и знакомых им с детства; развитие активности, самостоятельности, умения...

Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...

Распространение педагогического опыта

В течении учебного года на базе МБДОУ №5 проходили методические объединения по нравственно-патриотичекому воспитанию,  где мы обменивались опытом работы по данной теме, делились своими  разр...

Обобщение и распространение педагогического опыта

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Распространение педагогического опыта. Мастер-класс для педагогических работников.

Мастер-класс для педагогических работников по математическому развитию....

Проект "Всё дело в шляпке" в рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта.

Проект "Всё дело в шляпке". Целью данного проекта являлся ответ на вопрос:"Головной убор- это модно или необходимо?" Проект проходил в течение 3-х месяцев с января по март. Участни...