Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС.
статья ( группа) на тему

Хода Марина Олеговна

   Современные образовательные технологии, что это такое?    Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

   Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий.  На одной из них хочу остановиться. Это информационно коммуникативные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать.

Но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было бы что делать.

Я.Коменский

   Современные образовательные технологии, что это такое?

   Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
  Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий.  На одной из них хочу остановиться. Это информационно коммуникативные технологии. Почему?

   Во-первых, внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

   Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

   В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.
  Целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

   Использование современных информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста внедряется большими темпами.

   Изучение компьютерных технологий является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает  рядом функций, влияющих на формирование картины мира ребенка.

   Познавательная функция.  Знакомство с компьютерными технологиями открывает перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей проявить свою инициативу. Кроме того, у детей формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление узнать новые возможности компьютерных технологий.

   Обучающая функция.  Изучение компьютерных технологий развивает мыслительную деятельность старших дошкольников, умение формулировать желаемый результат, умение выстраивать логические цепочки, позволяющие достичь желаемого результата, умение сравнивать и объяснять. В процессах ознакомления с компьютерными технологиями у детей формируются и расширяются математические (в том числе, геометрические) представления, представления о цветовой палитре и технике получения изображений. Кроме того, дети осваивают специфическую терминологию, расширяя свой словарный запас. Развитие личности ребенка идет через его собственную деятельность по освоению действительности.

   Коммуникативная функция.   Особое значение изучение компьютерных технологий имеет для развития умения общаться и работать в коллективе. Развитию этой функции служат работы в группах, сетевые технологии.

   Воспитательная функция.   Работа под руководством педагога, необходимость выполнять его указания дисциплинирует детей, и готовит их к обучению в школе. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам, педагогам, любовь к своей стране, своему народу.

   Регулятивная функция.  Осознание значимости, престижности владения компьютерными технологиями формирует социальные чувства, влияет на осознание детьми своей полезности обществу, облегчает принятие ими  норм поведения в обществе и законов государства, а поэтому осуществляет регулятивную функцию, т.е. регулирует поведение будущих активных членов общества, их отношений друг к другу.

   Культурная функция.  Развивая сознание детей, их чувства, способность к воображению, расширяя их знания, изучение компьютерных технологий, способствует развитию умения создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру.

   Престижная функция.  Владение компьютерными технологиями является важным показателем статуса ребенка в коллективе, влияет на развитие  самоуважения, оказывается фактором престижа.

   Прогностическая функция.  Изучение компьютерных технологий подготавливает детей к встрече с будущим - с новым обществом, новыми возможностями компьютерной техники, новыми открытиями в науке, новыми видами деятельности и новыми людьми.

   Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение базируется на следующих принципах:

• принцип наглядности. С представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить разные действия, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать экологические и другие явления действительности.

• принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям дети, которые обычно не отличались высокой активностью в непосредственно образовательной и совместной деятельности, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
• принцип систематичности и последовательности. Предполагает, как организацию познавательного материала, так и систему действий обучаемого по его усвоению: восприятием с экрана, разъяснением воспитателя, самостоятельной работой.
• принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание в группе атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
• принцип целостности. Предполагает формирование у детей обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе) оказывались вовлеченными в процесс познания.

  Средства ИКТ в детском саду: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

   Применение ИКТ в дошкольном образовании может использоваться в разных областях:
  а) Использование глобальной сети Интернет (Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, поиск информации для организованной образовательной деятельности, электронных учебных пособий, предназначенных для детей дошкольного возраста и т.д.). 

  б) Это возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах детского художественного творчества различного уровня (международные, всероссийские, региональные). 
  в) Использование компьютера для ведения документации

   г) Использование различных программ и игр позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Компьютерные игры не только занимательны, но и носят исследовательский характер, способствуют развитию широкого спектра навыков и представлений дошкольников.

   д) Использование мультимедийных презентаций, которые позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Этот способ  сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование презентаций помогает ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к новой теме, но и повторить предыдущую, более детально остановиться на вопросах, вызывающих у воспитанников затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

   Применение ИКТ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента), а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний. Подобный метод обучения привлекателен не только для воспитанников, но и для педагога: помогает лучше оценить способности и знания ребенка; дает возможность самостоятельно подобрать новый материал, исходя из особенностей конкретной группы детей, темы и предмета изучения; побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения; стимулирует профессиональный рост

   е) С помощью ИКТ можно проводить диагностику, которая позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе образовательной деятельности, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий.

   ж) Использование интерактивной доски, которая  является одним из средств ИКТ. Способы применения интерактивной доски в ДОО разнообразны: презентация; интерактивные обучающие программы; создание проектов в графических программных средах; демонстрация наглядного материала; коррекционно-развивающие занятия и т. д.
  Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий сделать совместную образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста более интересной, наглядной и увлекательной.

   з) Одним из важных направлений в деятельности детского сада является работа с родителями, важную роль в этом направлении также играет использование интерактивных технологий. В каждом ДОО имеется официальный сайт в сети Интернет, что предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО. Кроме необходимой информации, каждая возрастная группа и педагоги ДОО создают личные странички, на которых можно делиться информацией о своей профессиональной деятельности, о мероприятиях организованных в детском саду, что в свою очередь позволяет родителям активно участвовать в жизни детского сада, группы; получать информацию в форме объявлений, педагогических советов на форуме сайта и др. Это очень актуально, так как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают прочитать информацию, размещенную в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители активнее прислушиваются к советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях.

   и) Вариант использования ИКТ в совместной деятельности педагога и детей - создание собственных мультфильмов.  Цель данной деятельности - показать детям его многочисленные возможности. Так, с помощью компьютера можно рисовать, создавать и слушать музыку, анимацию, оформлять тематические открытки, писать тексты и т. д.

   О технологии этой деятельности я хочу рассказать подробнее в приложении.

   к) А вот еще одна очень интересная идея, которую можно использовать при организации  совместной деятельности с детьми (встретилась мне  недавно в одном журнале) – это посткроссинг. Идея посткроссинга - получение и отправление разнообразных тематических открыток с помощью Интернета по всему миру. При этом, отправляя открытки одним пользователям, участник получает взамен разнообразные открытки от других членов проекта. В перспективе хочу предложить такой проект детям. Алгоритм этого проекта находится в приложении.

   Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях требует тщательной организации, как самой образовательной деятельности, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходит образовательная деятельность.  

  • Образовательная деятельность  может проводиться лишь в присутствии воспитателя, который несёт ответственность за безопасность ребёнка.
  • Для проведения  необходим специальный кабинет.
  • Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
  • Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи.
  • При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность воздуха, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов. Поэтому пол должен иметь антистатическое покрытие, не допускается использование ковров и ковровых изделий.
  • Для поддержания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка кабинета до и после образовательной деятельности .
  • Общая продолжительность образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25 – 30 минут. Из них 5 - 7 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентация, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5 – 10 минут.
  • Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждой ООД, так как для  их  подготовке и организации  от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к такой деятельности.                                                          

  Также хочется отметить, что к компьютерным программам, которые используются в ДОО, должны быть предъявлены особые требования: исследовательский характер, легкость для самостоятельных занятий детей, развитие широкого спектра навыков и представлений, возрастное соответствие, занимательность.

   В тоже время в результате работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада существует ряд проблем:

  • Перенасыщение презентаций анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.
  • Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений современной технической аппаратурой.
  • Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил.
  • Высокая цена на мультимедийное оборудование.
  • Недостаток специальных помещений.
  • Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.

   Это происходит потому, что отсутствует методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.                                                  

   Для успешной реализации ИКТ  нужна соответствующая подготовка педагогов, они должны обладать «компьютерной грамотностью». 

   В общее понятие «компьютерная грамотность» включаются следующие умения: 

  • умение обращаться с компьютером; 
  • составление элементарных программ для компьютера; 
  • представление об устройстве и принципах его работы; 
  • представление о сферах применения и возможностях, а так же последствиях компьютеризации .

   Многие специалисты в области дошкольного образования высказывают свою позицию «за» и «против» интерактивных технологий. Противники в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей, но многие педагоги отмечают, что периодическое использование интерактивных технологий, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Так же педагоги отмечают, что использование компьютерных сред в ДОО является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды. 
  В заключении хочется сказать, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Вот этому грамотному использованию интерактивных технологий и нужно научиться современному педагогу.

   Свою деятельность по внедрению ИКТ я начала с создания презентаций-отчетов о различных проводимых мероприятиях, проектов, повседневной жизни группы и т.д.

Затем в соответствии с последними изменениями в образовании  стала создавать банк презентаций  из сети «Интернет» на различную тематику во всех образовательных областях.      Мною создана копилка продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций по разным образовательным областям, которые можно использовать не один год и при возможности вносить коррективы.  

   Так как я совмещаю должность музыкального руководителя, стала использовать презентации во время музыкальной организованной образовательной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной,  усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. Дети становятся более активными в совместном обсуждении музыкального произведения, да и сама деятельность  становится более содержательной, гармоничной и результативной.

   Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности, на праздниках и развлечениях, в работе с родителями и воспитателями.

   Создала ряд презентаций по такому разделу, как «Восприятие музыки»: все пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского (презентации составлены на основе отбора иллюстраций соответствующей тематики из сети "Интернет»). Также составляю презентации из рисунков, выполненных детьми после прослушивания произведений. Практикую для первого слушания песни создавать клипы, или использую уже созданные, но сначала тщательно выбираю их из множества предложенных. Создаю презентации для проведения праздников, развлечений, досугов (см в приложении).

   Однако всегда надо помнить о чувстве меры и о том, что это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем.  А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.

   Хочется выделить еще один положительный аспект. Это возможность использовать опыт своих коллег, размещённый в сети «Интернет», применять качественный наглядный дидактический материал, разнообразный по содержанию.

   Конечно, на сегодняшний день увеличились затраты времени на подготовку к занятиям, но это компенсируется успехами детей и возможностью сократить время на подготовку в будущем.

   Всем известно, что существует семь чудес света, а восьмое чудо света — это дети, и мы должны сделать всё, чтобы они оставались такими же уникальными, имели свою точку зрения и могли с лёгкостью применять полученные знания и умения для решения задач в современном мире.

Используемые материалы

  1. Атемаскина Ю.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ // Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.
  2. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике // М.: Классика – ХХI, 2007.
  3. Мальцева С. Детский сад: журнал. – 2011 - № 3.
  4. Старший воспитатель: журнал. – 2012 - № 4, № 5, № 7.
  5. Детский сад будущего – галерея творческих проектов: журнал. – 2014 - № 08.
  6. Данилова Т.И. Современные образовательные технологии в ДОУ /http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/01/10/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-v-dou
  7. Тореева И.Н. Современные образовательные технологии в ДОУ (презентация) /http://www.docme.ru/doc/242492/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-dou-
  8. Современные образовательные технологии в ДОУ. /http://berezka2.jimdo.com/методическая-копилка/старший-воспитатель/образовательные-технологии/
  9. Современные образовательные технологии в ДОУ. / http://elohka9.ru/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-v-dou
  10. Луговая И.А. Использование современных образовательных технологий в музыкальной деятельности / http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/13/ispolzovanie-sovremennykh-obrazovatelnykh-tekhnologiy

Приложение  

Совместная деятельность с использованием ИКТ – «Создание мультфильма»

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. Сухомлинский.

Задачи:

  • знакомство детей с современной компьютерной информационной технологией - мультимедиа;
  • формирование представлений о художественном образе мультфильма как продукта коллективной творческой деятельности;
  • обучение работе в коллективе над замыслом будущего мультфильма, обмену информацией, планированию различных видов художественно-творческой деятельности (изготовление персонажей, декораций, подбор характеристик персонажей, работа над ролью и т. д.);
  • формирование умения понимать основную идею литературного произведения и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), на основе которого создается мультфильм;
  • формирование представлений об основных этапах создания мультфильма; знакомство детей с процессом фотосъемки и элементарными правилами пользования фотоаппаратом;
  • формирование представления о переносе отснятого материала на компьютер;
  • развитие творческих способностей, внимания, активности на всех этапах работы, умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитание наблюдательности, трудолюбия, бережного отношения к продуктам совместного творчества.

   Для осуществления задуманного проекта по созданию мультфильма необходима серьезная теоретическая и практическая подготовка.

   В ходе предварительной работы нужно познакомить детей  с мультипликацией и историей ее возникновения, профессиями людей, которые участвуют в создании мультфильмов (сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор, продюсер). Дети должны узнать, что мультфильмы подразделяют на рисованные, пластилиновые и кукольные в зависимости от того, из какого материала сделаны персонажи и декорации. Нужно рассказать детям  о правилах пользования компьютером и фотоаппаратом, технику безопасности, а также об основных этапах создания мультфильма:

  • написание сценария, составление списка персонажей сказки и определение последовательности их действий;
  • подбор готовых или самостоятельное изготовление героев и декораций;
  • придумывание реплик для героев в соответствии с общим сюжетом;
  • покадровая съемка;
  • компьютерная обработка отснятого материала;
  • добавление записи голоса к видеоряду, передача особенностей характера героев с помощью интонационно-образной речи;
  • комбинация музыкального сопровождения и текста (титров).

   Организация деятельности детей по созданию мультфильма предусматривает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы работы, а также наличие оборудования и материалов:  компьютер (желательно ноутбук), микрофон, цифровой фотоаппарат (или видеокамера), штатив и USB-кабель для связи компьютера с фотоаппаратом, специальная программа, позволяющая импортировать отснятый материал и производить с ним различные операции. В зависимости от выбранной технологии необходимо приготовить материалы для персонажей и фона: цветную бумагу, краски, ножницы, клей, кисти, пластилин и т. д.

   Нужно подготовить "площадку" для съемки - специально выделенное место, где располагается удобный стол со свободным доступом к нему с нескольких сторон, имеется достаточное освещение.

   Педагогам нужно изучить алгоритм совместной с воспитанниками деятельности  по созданию мультфильма.

   Первый шаг - выбор идеи, сценария. На начальном этапе следует использовать простые и хорошо известные детям стихотворения, песенки, сказки (например, "Репка", "Теремок"), т. к. несмотря на хорошо знакомый сюжет, дети сталкиваются с новыми для них технологиями раскадровки: составление развернутого плана сюжета и его озвучивание. Со временем использование этих технологий приучит дошкольников к внимательной работе с текстом, средствами художественной выразительности, заложит основы аналитической работы. Кроме того, в дальнейшем сюжетом для мультфильма могут послужить придуманные или реальные истории из жизни воспитанников.

   Второй шаг - подготовка к съемке мультфильма, которая подразумевает изготовление персонажей, установку декораций и фона. В этом могут участвовать дети как младшего, так старшего дошкольного возраста - все зависит от их включенности в процесс создания мультфильма. Так, дошкольники 3-4 лет могут с помощью взрослого оформить декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма, а во время съемки передвигать фигурки и озвучивать их. Детям старшего дошкольного возраста по силам роли сценариста, художника, режиссера-мультипликатора (аниматора), оператора, актера и даже композитора.

   Для создания пластилинового мультфильма прежде всего нужно выбрать героев, которых дошкольники смогут самостоятельно слепить. Следует заранее оговорить с детьми их размеры и одежду (русские народные или современные костюмы, аксессуары: платок, сумка, зонт, книга, телефон и т. д.).

   Чтобы фигурки были более реалистичными, необходимо использовать как можно больше деталей: мимику, гримасы, моргание глазами (размер головы в этом случае не должен быть маленьким). Для крепления фигуры можно использовать проволоку и зубочистки или спички. Прочное основание фигур (ноги) позволит удержать их во время движения.

   Для создания декораций и фона можно использовать природный и бросовый материал (камушки, стекляшки, пуговицы, бисер, бусинки), которые, превратившись в необычных героев, оживут на экране. Необычными для детского восприятия будут "песочные" мультфильмы, благодаря которым ребенок сможет погрузиться в мир волшебства и фантазий.

   По мере формирования у детей основных навыков создания мультфильма педагог может предложить им создать "Старую сказку на новый лад", используя вместо привычных предметов новые, необычные, для этого достаточно изменить сюжет и ввести новых персонажей сказки. При этом важно, чтобы воспитанники активно участвовали в обсуждении и создании образов персонажей.

   Особое внимание необходимо уделить освещению "съемочной площадки", которое не должно искажать снимаемые кадры: затемнять их или слишком осветлять. Кроме того, творческий подход к применению подручных средств позволит привнести в мультфильм элементы реальности. Так, подсвечивая сзади прозрачный фон фонариком или лампочкой, можно изобразить солнце или луну.

   Третий шаг - непосредственно съемка мультфильма, в процессе которой один из воспитанников может выступать в роли оператора: ребенок занимает место у видеокамеры или фотоаппарата, закрепленного на штативе, а остальные дети выполняют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с сюжетом. Педагогу при этом следует подсказывать дошкольникам те или иные действия с фигурками для передачи необходимого состояния и настроения героев. Например, чтобы сымитировать походку, нужно наклонять фигурку при движении вперед и назад.

   Четвертый шаг - монтаж мультфильма: перенос отснятого материала на компьютер, просмотр, удаление лишних кадров, размещение фотографий на линии мультфильма в специальной программе, изменение свойств (например, можно отредактировать кадр: убрать ненужное, увеличить или уменьшить его, изменить длительность).

   По окончании монтажа следует записать голосовое и музыкальное сопровождение в соответствии с кадром, а также оформить титры - в этом заключается пятый шаг.

   По мере выполнения основных этапов создания мультфильма педагогам следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • при создании декораций важно следить за тем, чтобы передний план был открыт, а декорации не загораживали основных персонажей;
  • в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени;
  • чем больше детализация движений персонажа, тем более естественным и плавным будет его перемещение;
  • чтобы движения персонажей получались четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение;
  • во время съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались; важно помнить, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер - дерево закачалось); чем больше сделано кадров в секунду, тем более плавными окажутся движения персонажей, чем меньше - тем более прерывистыми (расчет времени зависит от программы) кадров в секунду, иногда один, соответственно при скорости один кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий); не обязательно делать каждое движение героя (например, кивок головой), позже их можно скомбинировать на компьютере (достаточно снять 2-3 кадра, а потом их повторить); текст можно записывать небольшими кусочками;
  • во время записи "в студии" должна быть абсолютная тишина;
  • можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя).

   На этом применение информационных технологий не заканчивается - смонтированный мультфильм можно использовать в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми. Результат совместного труда также можно разместить в сети Интернет, на сайте дошкольного учреждения. Из отснятого фотоматериала дошкольники могут оформить книгу по мотивам мультфильма.

   При организации образовательной деятельности в той или иной форме педагогам важно добиться того, чтобы дети общались, вместе играли, учились договариваться, помогать друг другу, были объединены общей идеей. Совместная деятельность по созданию мультфильма позволяет решить эти задачи, т. к. предполагает интеграцию всех образовательных областей. Кроме того, в процессе новой деятельности дошкольники приобретают дополнительные умения и навыки: брать на себя разные функции с учетом этапа работы и роли в соответствии с сюжетом, самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Со временем сюжетом нового фильма может стать история отдельной семьи, рас сказ о стране, путешествие на далекую планету или один день из жизни группы. Тема мультфильма может быть любой - все зависит от фантазии детей и педагога. Но главным в этой работе является то, что у дошкольников меняется отношение к компьютеру как обязательной составляющей процесса создания мультфильма. Теперь "не многочасовое сидение" за компьютером является для них основной целью деятельности, а создание нового продукта - мультфильма.

«Лети, лети, лепесток» или ПОСТКРОСИНГ в детском саду.

Каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим
или вышагивать пятками назад.
Анатолий Гин.

   Идея посткроссинга - получение и отправление разнообразных тематических открыток с помощью Интернета по всему миру. При этом, отправляя открытки одним пользователям, участник получает взамен разнообразные открытки от других членов проекта.

   Алгоритм такой: регистрируемся на одном из сайтов для посткроссинга, система выдает случайный почтовый адрес и специальный идентификационный код и на этот адрес мы отправляем свою открытку, записав на неё выданный код. В обмен система сайта выдает наш адрес другому адресату и тот, в свою очередь, присылает открытку нам. Оказывается, на свете есть множество людей, которым доставляет удовольствие получать бумажную, реальную почту. Сюрприз в виде открытки из каких-то экзотических мест (о многих из которых мы, возможно, даже и не слышали) позволяет превратить почтовый ящик в шкатулку с сюрпризами, а сами открытки «несут» познавательную информацию о разных уголках света.

   Такой интересный способ обмена открытками, можно использовать  в образовательной деятельности. Ведь это один из способов, который позволяет активными методами обучения познакомить детей со своей страной. В нашем случае нужно  выбрать русскоязычный сайт для получения открыток из России (postkros.in). Чтобы стать участниками этого движения нужно объединиться в интегрированном проекте детей, воспитателей и родителей группы. Для этого нужно подбирать интересные открытки (желательно с удивительными видами своего края) и отправлять их неизвестным адресатам в разные уголки нашей страны. В ответ будут приходить  открытки с видами и достопримечательностями нашей большой страны. Можно отправлять разнообразные открытки: с животными, птицами, игрушками, репродукциями известных   картин и просто с красивыми рисунками.

   Образовательные   задачи,    которые возможно     решать     через    этот    проект, перечислять можно долго. Практически нет области, которая не затрагивалась бы в этом проекте.

   Речевое развитие.

   Можно вместе с детьми пересказывать текст полученной открытки, после прочтения (самостоятельно или воспитателем). При подготовке открытки к отправлению, дети могут придумывать и проговаривать, что хотят написать, какой текст будет на открытке.

   А ещё можно заучивать стихотворения, которые написаны на полученных открытках. Можно обсуждать   профили   полученных   адресатов,   их предпочтения   по   открыткам,   обсуждать,   какую открытку из имеющихся отправить.

   Знакомство с грамотой.

   Дети могут называть и печатать (обводить) знакомые буквы   (при   подготовке   открытки   к   отправке), считать количество слогов в слове, количество слов в предложении.   Старшие дети могут прочитать адрес,   который   выпал  для   отправки   открытки,  место отправки на штемпеле. А ещё дети могут списывать или печатать самостоятельно текст на открытке и адрес.

   Социально-коммуникативное развитие.

   Дети могут приходить  в другие  группы, и рассказывать, какие открытки уже получили и откуда. Самые смелые могут выступить на родительских собраниях.

   В поиске интересных открыток для отправки далеким друзьям нужно посещать почту, где дети сами будут покупать открытки. А ещё покупать открытки можно и с родителями в магазинах. Таким образом, получают развитие и сюжетно-ролевые игры в группе: «Почта», «Магазин филателии», «Книжный». Дети-почтальоны могут ходить к почтовому ящику детского сада и забирать открытки, предназначенные для них.

   В ходе проекта дети должны прийти к пониманию того, что отправить кому-то открытку - это значит проявить внимание, сделать людям приятное. Можно отправлять открытки в детские больницы, детские дома, а вместе с родителями - родственникам и знакомым к праздникам.

   Возможно у детей появятся  хобби - коллекционирование. В этом случае детям можно предложить   приносить свои коллекции в группу,  рассматривать и обсуждать их. Все это положительно скажется на сплочении коллектива, ведь у детей появится общее интересное дело.

   Познавательное развитие.

   Ознакомление с окружающим миром:  со своей страной  (на карте России можно отмечать место, куда или откуда была отправлена открытка, на сайте пожеланий можно указать, что хотите получить открытки с видами и описаниями разных мест и т.д.)

   В процессе уточняются понятия «город», «село», «деревня». В сети Интернет можно просматривать фото и видео материалы о том месте, откуда прислали открытку и куда мы направляем свою.

   Математическое развитие: чтобы отправить открытку, нужно наклеить марок на сумму 10 рублей. А поскольку не всегда есть марки на эту сумму, иногда приходится составлять 10 рублей из марок другого номинала. Ещё дети могут подписать индекс на открытке, что позволяет  познакомиться с другим способом изображения цифр.

   Художественно-эстетическое развитие.

   Можно будет рассматривать и обсуждать открытки с репродукциями известных картин (если такие открытки будут присылать), знакомиться с правилами размещения изображения на открытках. Дети могут рисовать и оформлять свои открытки (в т.ч. с помощью техники коллажа, аппликации)

   Вместе с тем, дети получат первые навыки работы с компьютером: они самостоятельно могут вводить адрес сайта посткроссинга и осуществлять другие процедуры, связанные с интернет посткроссингом: могут попытаться сами подать заявку на получение адреса, могут помочь воспитателю сканировать пришедшую открытку для регистрации её на сайте.

   Ожидаемый результат. Дети в группе «живут общим делом» и незаметно в ходе интересной совместной деятельности достигнут многие образовательные вершины: дети будут ориентироваться по карте, научатся составлять текст новой открытки, печатать его (списывая с текста воспитателя).

   Прочитав в журнале инноваций об этом проекте, я заинтересовалась им. Думаю, как и мне,  он многим будет интересен. Давайте же присоединимся к числу просткроссеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС ДО». Семинар-практикум

Это план проведения годового семинара по обучению педагогов современным образовательным технологиям в свете ФГОС ДОО....

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС ДО

В презентации раскрывается краткая характеристика современных образовательных технологий в ДОУ....

Консультация для воспитателей "Современные педагогические технологии как условия реализации ФГОС".

Консультация для воспитателей ЧОУ "Начальная школа Православный детский сад "Cвято-Никольский" города Михайловска.Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать м...

«Современные инновационные технологии в рамках реализации ФГОС ДО»

В период, когда  дошкольное образование стало первой ступенью системы непрерывного образования человека, перед администрацией детского сада встал вопрос  повышения качества предшкольной подг...