«Современные инновационные технологии в рамках реализации ФГОС ДО»
статья

Поротникова Милана Валерьевна

В период, когда  дошкольное образование стало первой ступенью системы непрерывного образования человека, перед администрацией детского сада встал вопрос  повышения качества предшкольной подготовки детей, через поиск и реализацию современных педагогических технологий. От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска. Это еще важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные инновационные технологии в рамках реализации ФГОС ДО»

В период, когда  дошкольное образование стало первой ступенью системы непрерывного образования человека, перед администрацией детского сада встал вопрос  повышения качества предшкольной подготовки детей, через поиск и реализацию современных педагогических технологий. От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска. Это еще важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». Иммено поэтому, в основе педагогической деятельности детского сада педагоги выбирают проектную деятельность.  Все проекты, занятия, опыты и т. д.  проводятся в совместной и самостоятельной деятельности детей. Работа организуется небольшими группами, что помогает привить детям навыки самопроверки, взаимопомощи, развивать познавательное общение. Для решения задач, поставленных в проектах, привлекаются к работе родители, которые с удовольствием ищут решение вместе с детьми, помогают в организации развивающей среды в группе, активно участвуют в подготовке и проведении проектов.

Параллельно для развития познавательной активности дошкольников в детском саду применяется такая форма образовательной деятельности, как «Лепбук». Данная форма организации образовательной деятельности помогает лучше понять и запомнить материал по заданной теме, отличный способ повторения пройденного материала, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, развивает мышление, внимательность, развитие речи, мелкую моторику.

Лепбук позволяет педагогу

- структурировать сложную информацию

- развивает познавательный интерес и творческое мышление

- разнообразить даже самую скучную тему

- научить простому способу запоминания

- объединить группу детей в детском саду (всю семью) для увлекательного и полезного занятия.

Что очень важно, лепбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:

- информативен,

- полифункционален,

- способствует развитию творчества, воображения,

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера),

- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.,

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства,

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

Результаты использования лепбука в совместной деятельности положительны:

- быстрое запоминание стихов, пословиц, поговорок;

- проявление повышенного интереса к содержанию;

- проявление самостоятельности при работе с лепбуком;

- проявление интереса со стороны родителей.

Ещё одним современным инновационным направлением стало использование в педагогической практике использование Бизибордов и Геобордов.

Бизиборд – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку трогать обычно запрещено. Кроме этого, доску могут дополнять игрушки или предметы разной формы, цвета и фактуры: то, что можно трогать, жать, переключать. Бизиборд реализует  несколько задач: он развивает, обучает и воспитывает.

Геоборд– это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений. Возможности геоборда настолько широки, что использовать его можно в развивающих играх и обучении деток с раннего возраста. Это приспособление стало известно еще в 50-е годы прошлого столетия благодаря египетскому математику Калебу Гаттегно, создавшему первое «поле для рисования резиночками» с 25 штырьками. В чем польза геоборда? Во–первых, он развивает когнитивные способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память. Во-вторых, способствует психосенсомоторному развитию (растягивание, надевание резиночек на гвоздики – полезная сенсорная «зарядка» для маленьких пальчиков!). В третьих, геоборд предлагает множество вариантов самостоятельного использования, а значит, развивает фантазию и творческий потенциал детей. В-четвертых, эта несложная игрушка может использоваться как математический планшет и помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: фигура, периметр, площадь. Наконец, в-пятых, возня с геобордом – отличный метод расслабления и снятия физического и психологического напряжения у детей.

Ещё одним современным и актуальным методом развития детей, реализуемый в детском саду, является Пескография - метод, который развивает у ребенка способность к самовыражению и творческому восприятию мира.

Задачи:

  • Учить создавать статичные песочные картины с учетом ритма и симметрии;
  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
  • Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
  • Стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
  • Гармонизировать психоэмоциональное состояние дошкольников;
  • Развивать зрительно-моторную координацию;
  • Развивать умение свободно владеть кистями обеих рук.
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Песочная терапия способствует развитию следующих навыков:

- улучшение памяти, внимания и образного мышления;

- развитие мелкой моторики рук;

-лучшее усвоение и закрепление букв, цифр.

-расслабление и успокоение нервной системы.

Техника рисования – пескография, дает возможность развития:

  • индивидуальности;
  • повышения самооценки;
  • мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;
  • воображения, творческого мышления, пространственного мышления;
  • речи;
  • подготовка руки к письму;
  • коррекция нарушений внимания и поведения;
  • коррекция эмоциональных и невротических нарушений;
  • психических процессов у детей;
  • двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;
  • снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;
  • более глубокое понимание и принятие себя.

Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами. 

• Проблемы поведения детей.

         • Эмоциональные проблемы.

• Семейные проблемы.

• Коммуникативные проблемы

Реализация метода Тико-конструирование. Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.

Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:

  • Создание развивающей среды;
  • Организация развивающих занятий;
  • Реализация проектной деятельности в детском саду.

Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание. Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

В результате проделанной работы по мотивации педагогов на использование современных педагогических технологий 70% педагогов систематически используют данные приемы и методы. Кроме этого, педагоги детского сада привлекли родительскую общественность в проведение совместной деятельности с педагогами и детьми, родители воспитанников начали понимать, как важно их участие для детей, как приятно провести время с ребенком в ходе реализации некоторых мероприятий того или иного проекта. Впоследствии наши родители стали непосредственными участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии в рамках реализации ФГОС ДО

Муниципальное   дошкольное образовательное  учреждениедетский сад  общеразвивающего  вида № 113 «Каруселька»Муниципальное образование город Братск.    ТВОР...

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

Методическая разработка на тему: «Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГОС».

Методическая разработка на тему:«Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГО...

"Современные инновационные технологии в рамках реализации ФГОС ДО"

В период, когда  дошкольное образование стало первой ступенью системы непрерывного образования человека, перед администрацией детского сада встал вопрос  повышения качества предшкольной подг...

Методическая разработка по теме: «Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дополнительного дошкольного образования»

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, заряжающий положительной энергией и дарящий положительные эмоции.        Хор...