О реализации индивидуально - дифференцированного подхода в развивающей игровой среде
консультация (старшая группа) на тему

Комиссарова Наталья Евгеньевна

О реализации индивидуально - дифференцированного подхода в развивающей игровой среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differen_podhod_k_razviv_srede.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

О реализации индивидуально - дифференцированного подхода в развивающей игровой среде.

Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и интересных проблем современности. Хорошо известно, что игра – это фундамент будущих социальных отношений ребенка – дошкольника к окружающей действительности, его успешности в мире других людей. 
Игра как основной вид деятельности с детьми проходит через различные формы взаимодействия (совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную) с ребенком и реализуется через интеграцию образовательных областей. 
В настоящее время развитие игровой деятельности на основе индивидуально-дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам в условиях совместного воспитания в детском саду, является актуальным вопросом. 
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье и обществе. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, не повлияет на развитие личности. 
Все дети любят играть в сюжетные игры, где происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. 
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому предметно – развивающая среда для развития игровой деятельности должна быть разнообразной для удовлетворения запросов каждого ребенка. 
Учитывая то, что игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, украшения, косметику – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка со стабильным пространством, игрушками, игровым оборудованием, который мы создали в группе - это «Игровой мини центр». Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает, поэтому здесь есть уголок ряженья, посуда, панели, предметы заместители, ширмы.  
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство с богатым выбором самых разных предметов, игрушек, мебели. Поэтому в игровой комнате мы им отводим все свободное пространство. 
Таким образом, при создании предметно – развивающей среды по формированию у детей игровых умений и навыков с учётом их гендерных особенностей, предлагается обратить внимание на следующее: 

 - привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью заинтересованности детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения; 
- достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери; 
- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность, проиграть мужскую модель поведения. 
Хорошо интегрируется в непосредственно образовательную и организованную деятельность такие образовательные области как чтение художественной литературы, художественное творчество, познание. 
Так из сказок, произведений на основе былин «Богатырская застава», рассказов о защитниках Отечества «История России для детей», стихов и рассказов С.Я.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестно герое» дети узнают о таких качествах как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство присущих не только мужчинам, но и мальчикам. 
У девочек с помощью сказок, стихов, рассказов формируется представления о заботливости, терпимости, миролюбии, но в тоже время девочки учатся быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы. «Аленький цветочек», «Царевна – лягушка», «Снежная королева», «Посидим в тишине».
Во время эстетических бесед формируются представления детей о женственности и мужественности эти знания дети переносят в свою игровую деятельность.
          Используя такой метод как рассматривание картин, иллюстраций, репродукций, просмотр мультфильмов позволяет развить у детей представления о взаимоотношениях между людьми, позволяющих использовать полученные знания в игровой деятельности. 
Театрализация, русские народные игры помогают детям осваивать различные роли, примерять их к себе, тем самым, обогащать игровую деятельность новыми знаниями. 
Когда дети получат достаточно информации, которая характеризуется принятием роли, можно перейти к освоению девочками и мальчиками выполнения в игре социальных функций, умения осуществлять в определённой последовательности ролевые действия. 
В нашей группе индивидуально-дифференцированный подход просматривается и в организации «Физкультурно-оздоровительного мини центра».
Здесь подобран спортивный материал, учитывая возрастные и гендерные способности детей. Изготовлены штанги, гантели, утяжелители разного размера, наполнения, тяжести. Спортивный инвентарь различается и по оформлению. Есть различные массажоры: тапочки, варежки, мячи. Эспандеры разной жёсткости. Для самостоятельной физической деятельности предлагаем детям схемы-модели выполнения общеразвивающих упражнений, упражнений с ортопедическим мячом.

Мы хотим, сделать жизнь наших детей в детском саду интересной, познавательной, радостной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Индивидуальный дифференцированный подход в изобразительной деятельности»

Индивидуальный – дифференцированный подход в ИЗО. Обучение на занятиях осуществляется в условиях одновременной работы воспитателя со своей группой детей. Но одновременное обучение всех детей груп...

Индивидуально-дифференцированный подход педагога в организации воспитательно-образовательного процесса МДОУ. Алгоритм работы педагога.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие дифференцированн...

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Зачастую педагоги ошибочно используют понятия "личностный подход", "индивидуальный подход", "дифференцированный подход" как синонимы. Уточним сущность указанных понятий."Личностный подход"...

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического развития детей дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования

Представлено планирование использования методов эмоционального стимулирования с точки зрения триединства понятия "Здоровье"....

Методическая разработка на тему: "Реализация принципа индивидуально-дифференцированного подхода педагогической деятельности воспитателей и специалистов по подготовке к грамоте (профилактика нарушений оптической дисграфии)".

В данном материале раскрывается понятие индивидуально-дифференцированного подхода, направления работы по профилактике оптической дисграфии и представлены игры для детей старшего дошкольного возра...

Реализация индивидуально – дифференцированного подхода на занятиях по физическому развитию в подвижных и спортивных играх

                  Игра  для  детей  -  важное  средство  самовыражения,  проба  сил.Игры  -  самое...

Семинар на тему: «Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в организации образовательной деятельности с дошкольниками»

Данный семинар был составлен и проведён учителем-логопедом и учителем-дефектологом. Мы постарались раскрыть теоретическую основу темы, а также закрепить знания на практике, выполняя различные детские ...