Квартальное или годовое планирование воспитателя по работе с семьями воспитанников
статья на тему

Елена Зацепина

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Данный материал собран из нескольких источников и некоторыми собственными комментариями. Этот материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных организаций при написании плана по взаимодействию с семьями воспитанников. Поможет студентам педагогическогих учебных заведений в написании контрольной работы, реферата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhno_planirovanie.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Квартальное или годовое планирование воспитателя по работе с семьями воспитанников»

План взаимодействия с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причём писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

  • родительские собрания,
  • консультации (индивидуальные, групповые),
  • семинары-практикумы,
  • тематические выставки,
  • эпизодические беседы с родителями,
  • клубы по интересам,
  • совместные праздники,
  • развлечения и досуги,
  • анкетирование,
  • родительские посиделки,
  • экскурсии,
  • туристические походы,
  • участие родителей в общественной жизни группы и прочее. И.т.д.

Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.

Оформление плана может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного воспитательско-родительского коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной по формам работы и т. д.

Содержание обязательных разделов плана воспитательно-образовательного процесса

  1. Титульный лист
  2. Список детей группы
  3. Собственно планирование
  4. Приложения (консультации, конспекты и графики проведения мероприятий и т.д.)

Частые ошибки при планировании

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование любого процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приёмов общения и воспитания.

Эффективность работы во многом зависит от качества его планирования.  Планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ

План – это всегда мощный инструмент, который позволит придерживаться нужной траектории движения на пути к заданной цели.

Плюсы планирования

Вне зависимости от того, какую именно цель собираемся достичь, план – это то, что поможет в этом деле, так как: Он позволит понять и точно сформулировать то, чего мы хотим. Он побудит указать точные сроки для выполнения тех или иных задач, что служит отличным стимулом к действию. Кроме того, в разрезе образовательной деятельности грамотное планирование является одним из символов профессионализма.

Принципы планирования

Думая о том, как составить план на год, на более короткий  - квартальный или более длительный период времени, нужно следовать следующим принципам: продумать поэтапный список желаемых задач, целей – крупных, значимых, сложных. После этого каждый из элементов списка разделить на более простые задачи. В итоге выйдет  своеобразное руководство к действию – будет видно, что вам необходимо сделать на пути к поставленной задаче. Например, крупная цель может выглядеть так: «Провести совместный праздник с родителями», а более мелкие цели будут следующими: «разучить те или иные номера», «изготовить пригласительные билеты», «оформить групповую комнату в соответствии с тематикой праздника» и т.д.

Любому абстрактному процессу обязательно присваивайте какой-то критерий оценивания – количественный или качественный показатель, при помощи которого вы сможете анализировать успешность действий. Например: не пишите в плане просто «научить родителей коррекционной работе с детьми в условия семьи», а перечислите список консультаций, семинаров, практикумов, тренингов, других мероприятий, которые вы должны будете провести с родителями за конкретный период времени. Или, допустим, отметьте для себя некий смотр-конкурс, в котором вы с родителями должны будете занять определённое место. Например: пятое почётное место или войти в десятку лучших – для начала это будет совсем неплохо.

По итогам каждого этапа выполнения плана анализируйте, насколько вы реализовали поставленные задачи, чему научились, какие ошибки совершили и почему, как можно было их предотвратить и как исправить – прекрасный анализ на перспективу.

Рекомендуется составить план так, чтобы всё было максимально понятно. В нём должно быть указано всё, чтобы работа шла без накладок и недопонимания всех, кто включён в образовательный или воспитательный процесс. Самый простой совет, как составить план работы, это нарисовать таблицу, в которой будет много строчек и столбцов, в зависимости от объёма предстоящей работы.

И так, сначала о столбцах.

Первый будет называться «Номер по порядку» (№ п/п). В нём вы будете проставлять номера составляющих  всего педагогического процесса от одного до бесконечности, сколько потребуется.

Второй столбец – «Наименование мероприятия». Например, проведения мероприятия могут быть такими: анализ какой-либо деятельности, проведение непосредственно образовательной деятельности с вовлечение родителей, составление списка для экскурсии или похода, написание сценария праздника или развлечения, размещение материала на сайте ДОУ, организация и проведение выставки совместной продуктивной деятельности и др.

Третий столбец – «Сроки проведения». Здесь может указываться как один день и конкретное время (с 08.00 часов до 10.00 часов), а могут и целые периоды (1,2 недели). Например: Срок: до 25 марта 2016 года или в течение года, или постоянно.

Четвёртый столбец – «Ответственные». Сюда вы будете заносить фамилии лиц, отвечающих за каждый этап мероприятия. Например: воспитатели Иванова И.А. и Петрова О.Л., или родительский комитет, или семья Сидоровых и т. д.

Пятый столбец – отметка о выполнении (возможно дата, время и др.).

Шестой столбец – минусы этапа и способы их минимизации или устранения. Например: по итогам анкетирования родителей о работе детского сада выявили следующие недостатки… По устранению недостатков того или иного мероприятия даются некие рекомендации.

Седьмой столбец – плюсы и способы их усиления. Например, в плюсы может быть записана доступность каждому родителю (законному представителю) посещение родительского собрания. Усилить этот эффект можно дополнительной рекламой о демонстрации на родительском собрании методов и приёмов взаимодействия воспитателя с детьми в непосредственно образовательной деятельности, или режимных моментов, или выступление (мини-концерт) – как отчёт дополнительной услуги, или театрализованной деятельности. Это уже элементы стратегического планирования, но они очень необходимы, чтобы сделать ваш план грамотным и работающим по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников.

Возможен восьмой столбец – «Примечание», где будете делать, что называется «заметки на полях» о значимости, перспективе и др.

Главное – чётко понимать цель и предполагаемый результат работы всех участников образовательного процесса, взаимодействия педагогического коллектива, детей и семей воспитанников.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределённости, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой.

План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План — это, прежде всего, целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить работу в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать мероприятия, их организацию.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.

План — не просто отчетный документ, главное в нём — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми и родителями, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое понимание цели и задач. Но знание задач не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, общение родителей с ребёнком вне ДОУ.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации. Например: Активный отдых детей проводится при участии родителей, при этом используются разнообразные нетрадиционные формы отдыха:

  • Физкультурно-оздоровительные праздники по программе «Оздоровление», проводятся 2 раза в год.
  • «День здоровья», проводится 1 раз в квартал.
  • «Неделя здоровья», проводится 1 раз в квартал.
  • Минитуризм. И др.

Следующим условием может являться совместное с родителями составление плана. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого члена семьи за выполнение плана. У воспитателей и родителей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал в детском саду, как выполняют свои обязанности дома, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем проводит время и прочее.

Квартальный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учётом наблюдений за детьми в группе и дома, их оценки, а также возможных обсуждений и бесед с родителями. Включает различные виды деятельности на этапах взаимодействия. Планирование ведётся на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребёнку.

За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования. Раньше все воспитатели писали план в тетради. На правой стороне тетради писался план, а на левой — учёт проделанной работы. Но менялось время, педагоги, образование, с которым приходили педагоги, и естественно менялись планы, модернизировались, упрощались в написании, привнося новые технологии (компьютер).

Воспитатель должен разобраться, что же он привносит в семью воспитанника или упускает какой-то момент воспитания или обучения, форму работы с детьми и родителями. Главное не заблудиться в море ежедневных проблем и не упустить что-то очень важное для ребёнка.

Источники информации

  1. Алямовская В.Г. Разработка вариативных календарных планов ДОУ. // Управление ДОУ. 2002. №6, с. 25-35
  2. Белая К.Ю. Годовой план работы детского сада http://vospitatel.resobr.ru/
  3. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 - 111 с.
  4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. // О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
  6. Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  7. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс]

   //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s

_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105.

  1. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс] //http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
  2. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. Пособие для работников ДОУ. // О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и организация работы с семьей воспитанников младшей и средней группы.

ДатаТематикаФормы проведенияОтветственный1234сентябрь«Познай себя, как родителя» Какие мы родители.  Родительское собрание.      ...

Консультация для воспитателей "Организация работы с семьями воспитанников"

Основными  факторами, эффективно влияющими на воспитание ребёнка в семье, являются- нравственно-положительные личные интересы, убеждения и потребности родителей, их добросовестное, ответст...

Из опыта работы воспитателя по взаимодействию с семьями воспитанников

Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей....

«Семья и детский сад. Как воспитать человека». «Инновационные формы и методы в работе с семьями воспитанников»

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками детских садов, поэтому взаимодейст...

Планирование работы с семьями воспитанников

Планирование работы с семьями воспитанников...

Перспективное планирование работы с семьями воспитанников в старшей группе.

Примерное планирование работы с семьми воспитанников в старшей группе....