Современные образовательные технологии в ДОУ.
консультация на тему

Пугачёва Кира Павловна

Памятка для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии

   К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  1. здоровьесберегающие технологии;
  2. технологии проектной деятельности
  3. технология исследовательской деятельности
  4.  информационно-коммуникационные технологии;
  5. личностно-ориентированные технологии;
  6. технология портфолио дошкольника и воспитателя
  7. игровая технология
  8. технология «ТРИЗ» и др. 
  1. Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. 
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

  1. от типа дошкольного учреждения,
  2. от продолжительности пребывания в нем детей,
  3.  от программы, по которой работают педагоги,
  4.  конкретных условий ДОУ,
  5.  профессиональной компетентности педагога,
  6. показателей здоровья детей.
  1. Технологии проектной деятельности


Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:

  1. по доминирующему методу: 
  1. исследовательские,
  2. информационные,
  3. творческие,
  4. игровые,
  5. приключенческие,
  6. практико-ориентированные.
  1. по характеру содержания: 
  1. включают ребенка и его семью,
  2. ребенка и природу,
  3. ребенка и рукотворный мир,
  4. ребенка, общество и его культурные ценности.
  1. по характеру участия ребенка в проекте: 
  1. заказчик,
  2. эксперт,
  3. исполнитель,
  4. участник от зарождения идеи до получения результата.
  1. по характеру контактов: 
  1. осуществляется внутри одной возрастной группы,
  2. в контакте с другой возрастной группой,
  3. внутри ДОУ,
  4. в контакте с семьей,
  5. учреждениями культуры,
  6. общественными организациями (открытый проект).
  1. по количеству участников: 
  1. индивидуальный,
  2. парный,
  3. групповой,
  4. фронтальный.
  1. по продолжительности: 
  1. краткосрочный,
  2. средней продолжительности,
  3.  долгосрочный.

3.Технология исследовательской деятельности


Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

  1. Информационно-коммуникационные технологии


Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

  1. идти в ногу со временем,
  2. стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,
  3. наставником в выборе  компьютерных программ,  
  4. сформировать основы информационной культуры его личности,
  5. повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        
  1. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. 

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  1. гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  1. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

6.Технология портфолио дошкольника

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.


7. Технология «Портфолио педагога»

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
 Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

  1. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
  2. образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  3. трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
  4. повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  5. копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  6. наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  7. дипломы различных конкурсов;
  8. другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

  1. материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
  2. материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
  3. сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
  4. анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
 В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

  1. материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
  2. материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
  3.  материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  4.  в неделях педмастерства;
  5. в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
  6.  авторские программы, методические разработки;
  7. творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

  1. планы по организации предметно-развивающей среды;
  2. эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»
 Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.


8. Игровая технология

   Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  1. игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  1. группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  2. группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  3.  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.


9. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. 
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
        Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

  1. Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
  2. Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.
  3. Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...