Опыт работы по теме «Создание педагогических условий для формирования этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста»
статья на тему
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме
«Создание педагогических условий для формирования этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста»
Кокорина С.А., старший воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида
1 слайд
В теме сегодняшнего дня мы будем говорить об этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста. И если обратиться к словам зарубежного специалиста по межкультурной коммуникации М.Беннета, который отмечает, что формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, вначале у ребенка, должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.
2 слайд
Почему организуем работу именно по этой теме?
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Работая в рамках повышения уровня качества реализации ФГОС, мы остро стали ощущать в области «Социально-коммуникативное развитие» нехватку у детей социально-нравственных ценностей и несоответствующий уровень знаний дошкольников о культуре нашего народа, края в области «Познавательное развитие», отсюда актуальность темы
Актуальность:
- недостаточное знание детей и родителей национальных традиций, культуры;
- недостаточное умение играть в национальные игры и игрушки в семьях и детском саду;
- недостаточное обогащение материального, методического обеспечения с учетом региональных особенностей в ДОУ.
3 слайд
Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- построить систему по формированию этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста;
- анализ и выбор оптимальных приемов, средств, технологий воспитания и обучения;
- повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в области этнокультурного воспитания дошкольников (развивать творческую, педагогическую, инновационную деятельность педагогов в реализации этнокультурного компонента);
- разработать инструментарий по оценке сформированности этнокультурной компетенции у дошкольников;
- организовать взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказать им консультативную помощь по данной теме;
- построить развивающую среду ДОУ с учетом региональных особенностей;
- совершенствовать взаимодействие с социокультурными центрами нашего города.
В образовательной программе этнокультурное воспитание включено в разделы «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Основу данных разделов составляет устное народное творчество, большое внимание уделяется знакомству с образцами декоративно-прикладного искусства.
В практике работы ДОУ активно используется парциальная программа О. Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Целью программы является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, ценностями, традициями, особенностями культуры.
4 слайд
Педагогами определены принципы работы дошкольного учреждения по формированию этнокультурной компетенции детей, которые реализовывались при соблюдении, на наш взгляд, важных условий:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- продвижение от опыта к знанию (например: мы не объясняем детям, как раньше проводили обряды, а дети понимают это, участвуя сами в ритме культурной жизни всего детского сада);
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (пример: на совместном мероприятии дети знакомились с лекарственными травами, учились их заваривать, теперь знаем, как они называются, и пьём отвары);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
5 слайд
Представленная модель системы воспитательно-образовательной работы по формированию этнокультурной компетенции дошкольников включает в себя взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и социумом и охватывает все основные направления в работе дошкольного учреждения:
- нормативно-правовое обеспечение ;
- кадровые ресурсы;
- сотрудничество и координация деятельности с родителями, педагогами и детьми, социумом;
- программно-методическое обеспечение.
6 слайд
В рамках работы с педагогическими кадрами организуются различные формы повышения профессиональной компетенции в реализации этнокультурного компонента:
- коллективные решения проблемных педагогических ситуаций;
- семинары-дискуссии;
- деловые игры;
- «Круглые столы»;
- практикумы в форме деловых игр;
- различные выставки, конкурсы.
Деятельность наших педагогов строится на интеграции образовательного содержания, использовании наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей. Основными методами и приёмами активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей являются:
- игровые методы и приёмы;
- сравнение, вопросы;
- сюрпризные моменты;
- метод «погружение в проблему»;
- метод проектов.
Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными особенностями воспитанников. Приоритет в работе с дошкольниками отдаётся игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к занятиям и стимулирующим познавательную активность детей к этнокультурной истории нашего народа.
Использование разнообразных методов и приёмов, включение детей в активную познавательную деятельность, делают занятия интересными, насыщенными. Педагоги не дают детям готовых ответов, дошкольники сами, путём проб и ошибок, делают нужные выводы, находят правильные ответы.
7 слайд
В воспитательно-образовательный процесс педагоги интегрируют следующие формы работы:
- циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания; познавательные беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятий, но и самостоятельной формы работы с детьми;
- самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых;
8 слайд
- продуктивную творческую деятельность детей (очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности – это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности);
9 слайд
- развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям;
- мультимедийное сопровождение по этнокультурному образованию дошкольников. Видеопросмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы, расширять кругозор - дети получают представления об исторических фактах, о быте народов, проживающих в разных уголках Земли;
10 слайд
- театрализованные представления. Именно в театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика;
- целевые прогулки. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях климата, природных явлений.
Использование разнообразных форм этнокультурного компонента позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала.
11 слайд
Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.
12 слайд
Неотъемлемым компонентом в планировании воспитательно-образовательной работы является организация выставок народного творчества, организация и проведение экскурсий. Экскурсии, посещение выставок, музея способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о культуре народов. Эти мероприятия являются интересным дополнением к выше упомянутым формам работы.
13 слайд
В рамках данного опыта работы педагоги ДОУ проводят работу по организации предметно-развивающей среды:
- во всех возрастных группах имеются уголки по этнокультурному воспитанию детей;
- центр продуктивного творчества, центр театрализации, выставки детского творчества.
В детском саду функционирует мини-музей «Русская изба» - это имитация старорусского жилища, для размещения которого в нашем учреждении не потребовалось специального помещения. Мы использовали для создания русской избы коридор. Сотрудники детского сада постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы. Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Любой экспонат избы может подсказать тему для интересного разговора. Экспонаты «избы» постоянно используются воспитателями на занятиях по познавательному развитию, развитию речи, изобразительной деятельности и ручному труду.
14 слайд
Одной из основных целей дошкольного учреждения при взаимодействии с семьями воспитанников является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы:
- привлечение родителей к проведению занятий;
- участие родителей в выставках совместного творчества;
- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
- создание семейных альбомов;
- проведение совместных прогулок и экскурсий;
- проведение мастер-классов;
- участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.
Благодаря родителям в нашем ДОУ появилась выставка кукол в национальных костюмах.
Результативность данной работы отслеживается с помощью мониторинговой деятельности. Наряду с отслеживанием усвоения детьми области «Познавательное развитие», в рамках образовательной программы более детально проводится диагностика заявленной темы, в основе которой лежит авторская методика диагностики уровня этнокультурной компетенции дошкольников.
(Методика разработана воспитателем детского сада г.Москвы О.Н. Петренко
Рецензенты: кандидат педагогических наук, профессор Н.А. Виноградова,
доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Леонович)
В результате
- Дети на достаточном уровне владеют знаниями названий и назначения предметов русского народного быта. Полученными знаниями дошкольники пользуются в обыгрывании сюжетов сказок, в театрализованных постановках.
- Повысился уровень знаний разных видов народно- прикладного творчества. Полученные знания дети применяют в свободной художественной деятельности.
И мы считаем, что представленная система работы по формированию этнокультурной компетенции детей имеет положительный результат.
Если говорить о перспективах работы в данном направлении, мы видим в совершенствовании форм и методов совместного взаимодействия с социокультурными центрами города и обобщении и распространении опыта работы на уровне города, края.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: недостаточное знание детей и родителей национальных традиций, культуры; недостаточное умение играть в национальные игры и игрушки в семьях и детском саду; - недостаточное обогащение методического обеспечения с учетом региональных особенностей в ДОУ.
Задачи: - построить систему по формированию этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста; - анализ и выбор оптимальных приемов, средств, технологий воспитания и обучения; - повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в области этнокультурного воспитания дошкольников; - разработать инструментарий по оценке сформированности этнокультурной компетенции у дошкольников; - организовать взаимодействие с семьей, оказать им консультативную помощь по данной теме; - построить развивающую среду ДОУ с учетом региональных особенностей; совершенствовать взаимодействие с социокультурными центрами нашего города.
Принципы работы ДОУ: целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы по формированию этнокультурной компетентности дошкольников; единство влияния семьи и ДОУ на формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста; - направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народных традиций, декоративно-прикладного искусства, народных игр.
Модель системы работы по формированию этнокультурной компетенции дошкольников Деятельность по формированию этнокультурной компетенции Дети дошкольного возраста Циклы занимательных дел Вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс Интеграция образовательного содержания Организация среды Родители воспитанников ДОУ Коллектив педагогов Развивающая предметно-пространственная среда Система развлекательной и досуговой деятельности детей Участие в апробации и внедрении программно-методических материалов Повышение профессиональных компетентностей Методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса Социо-культурные центры города Педагогический колледж г.Канска Библиотеки ГИРЦ г.Канска Музей г.Канска Выставочный зал г.Канска
Формы повышения профессиональной компетенции семинары-дискуссии; - коллективные решения проблемных педагогических ситуаций; - деловые игры; - «Круглые столы»; - практикумы в форме деловых игр; - различные выставки, конкурсы
Циклы занятий
Продуктивная творческая деятельность детей
Развлечения и праздники
Театрализованные представления
Дидактические игры
Организация предметно-развивающей среды
Взаимодействие с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно-образовательный парк "Чемчуук саас туоната" как условие формирования ключевых компетенций детей дошкольного возраста
1. Общие сведения о проектеОбщая информация об образовательном учрежденииНазвание (по Уставу)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициямФормирование этнокультур...
Описание опыта работы на тему: «Создание организационно-педагогических условий формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР »
Представленный опыт работы на конкурс "Воспитатель года"....
Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».
Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....
Консультация для воспитателей «Приобщениек национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Приобщениек национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей по опыту работы над формированием читательских компетенций детей дошкольного возраста с использованием приёма «кластер».
Опыт работы с использованием приёма "кластер"....
Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Формирование базовых компетенций детей дошкольного возраста через STEM - образование»
Модернизация технологий и содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...