Педагог в современном дошкольном учреждении
материал на тему

Александрова Юлия Александровна

Педагог в современном дошкольном учреждении должен быть компетентным, соблюдать педагогическию этику, развивать свои личностные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog_v_dou.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Педагог в современном дошкольном  учреждении

ПЛАН:

1. Федеральные нормативные документы, выдвигающие требования к педагогу как профессионалу.

2. Компетентность.

3. Педагогическая этика.

4. Личностные качества.

  1. Федеральные нормативные документы, выдвигающие требования к педагогу как профессионалу.

2. Компетентность.

В связи с введением ФГОС трудовая педагогическая деятельность должна соответствовать профессиональным стандартам и включать в себя разные компетенции:

- коммуникативная (умение общаться, вести диалог и т.д.)

- информационная (умение владеть технологией…)

- профессиональная (владение методикой дошк. образования)

3. педагогическая этика

 

 «Только личность может действовать
на развитие и определение личности,
только характером можно образовать характер».

К.Д. Ушинский

 
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка воспитателя. Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.
Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений воспитателей с ними, с другими воспитателями, с родителями и т.д.

 

1. воспитатель  должен уметь любить детей.


Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. Педагог, который искусственно делит учащихся на «шалопаев», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу. Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он захочет. Уже педагогами прошлого было подмечено, что дисциплина не является воспитательной дубинкой. Постоянные запреты типа «нельзя» либо делают воспитанника нечувствительным к слову педагога, либо вызывают дух противоречия. Разумные и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Любить ребенка - это значит уметь вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь, уметь вслушиваться в настроения учащихся, уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими, уметь своевременно разрешать противоречия школьной жизни.

 

2. воспитатель должен относиться к детям с уважением


Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими»

 

3. Ребенок - имеет право на незнание


Часто неуважительная, авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим воспитателем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское незнание, поскольку как отметил еще Я. Корчак: «Дураков среди детей не более, чем среди взрослых». Воспитанник согласен воспринимать знания и нормы поведения в обществе, если педагог уважает его «незнание» и, прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость данных действий и советует, как лучше поступить. Ребенок имеет право не знать, но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.

4. Злой воспитатель - непрофессионал


Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ученика, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Педагогу необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной морали. О сдерживании эмоций в человеческом общении писали многие выдающиеся люди. Так, Л. Фейхтвангер писал: «Когда вы гневаетесь на кого, не избегайте его близости. Подойдите к нему и поклонитесь ему, и выскажите спокойно, без шипов злоречья все-все, что причиняет вам досаду... И лучшим из вас будет тот, кто первым придет с поклоном». В.Г. Короленко заметил остроумно: «За собой следи, чтобы не раздражаться: и людьми и лошадьми надо управлять, владея прежде всего собой».

Только в том случае, если воспитатель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих воспитателей.

 

Руководство


к действию, которое поможет учителям наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в воспитательно-образовательном процессе - фактор человеческий:
- сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников (боль, радость, горе, печаль и т. п.),

- умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства,

- педагогическая уравновешенность, наблюдательность,

- умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего ученика,

- терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться,
- принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении,

- умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,

- умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим,

- умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали, стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,
- поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,
- не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями,
- нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,

- никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается,

- нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности,

- если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.


 

4. Личностные качества

Они формируются в течении всей трудовой деятельности, могут изменяться.

Качества человека бывают разные - как положительные (любовь, свобода, вера, доброта, великодушие, уважение, нежность, искренность, честность, правдивость, откровенность, дружба, храбрость и т. д.), так и отрицательные (обида, страх, высокомерие, самоуничижение, эгоизм, лесть, покорность, ревность, зависть и т. д.)

Все мы разные, но нас всех объединяет одно: мы – педагоги. Мы должны заниматься самовоспитанием, самообразованием и самосовершенствованием, для того чтобы педагогическая деятельность была качественной и успешной педагог должен прежде всего работать над собой, развивать свои личные качества и совершенствовать профессиональное мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Организация игровой деятельности в условиях современного дошкольного учреждения"

Материалы для проведения педсовета.Форма проведения - деловая игра. Прилагаются доклады, вопросы длля мозгового штурма, работы в группах. Анкеты для воспитателей и родителей....

Современные технологии в работе с педагогами и родителями дошкольного учреждения.

В материале представлен опыт работы по повышению педагогической компетенции педагогов по взаимодействию ДОУ с семьёй...

Проблема соответствия педагога требованиям современного образовательного учреждения

Педагог – центральная фигура в образовательном учреждении. Его работа – одна из самых важных и сложных. Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Творчество – это всегда интерес, ...

Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников

В статье раскрываются особенности педагогических условий, созданных в дошкольном образовательном учреждении с позиции их влияния на развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста. ...

Консультация педагогам по теме: "Игровой центр в пространстве современного дошкольного учреждения"

Данную консультацию можно использовать как методрекомендации воспиателям детского сада.Архитектура зданий дошкольных учреждений 60-80-х гг. прошлого века традиционно предусматривала специальные спорти...

Сообщение из опыта работы "Педагог в современном дошкольном учреждении"

Каким же должен быть педагог в современном дошкольном учреждении?...