Консультация педагогам по теме: "Игровой центр в пространстве современного дошкольного учреждения"
консультация (старшая группа) на тему

Дамыймаа Светлана Байыртыевна

Данную консультацию можно использовать как методрекомендации воспиателям детского сада.

Архитектура зданий дошкольных учреждений 60-80-х гг. прошлого века традиционно предусматривала специальные спортивные и музыкальные залы. В современных проектах детский сад рассматривается как системный объект, и в не особое внимание уделяется созданию универсальной игровой зоны (УИЗ) – центральной зоны развивающего пространства. Это отдельное, общее для всех групп помещение, в котором организована обогащенная игровая развивающая среда.

Логика этой идеи (Ю.М. Горовиц, Н.Н. Поддьяков, Л.Д. Чайнова и др.) проста и понятна: именно в игровой деятельности происходит развитие ребенка, а в специально созданной УИЗ этот процесс становится значительно эффективнее.

Может возникнуть вопрос: ведь мы и без УИЗ в каждой групповой комнате создаем игровую среду. Какие же особые педагогические эффекты она может дать?

Перечислим ее возможности, способствующие формированию детского игрового сообщества (возможность объединения детей разных групп, школьников):

–   сотрудничество со взрослыми, как  педагогами, так и родителями;

– создание атмосферы необыденности «в» противовес повседневности» (В.Т. Кудрявцев);

–   удобства в организации и проведении игр;

–   длительность сохранения творческих работ детей;

–   функциональный комфорт детей;

– обширное поле деятельности для талантливого педагога – инициатора игр.

Несмотря на то, что в проектах подавляющего большинства функционирующих сегодня дошкольных учреждений игровая комнате не предусмотрена, многие детские сады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedagogam._igrovoy_tsentrv_prostranstve.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой центр в пространстве современного дошкольного учреждения

      Предметно-развивающая среда

Пространство современного детского сада должно обеспечивать все условия для полноценного и разностороннего развития личности ребенка, содействовать реализации его творческого и духовного потенциала.

В системе пространства дошкольного учреждения традиционно выделяются три его части: развивающее, витальное (жизненное) и административно-хозяйственное.

      Развивающее пространство включает в себя игровые комнаты (группы), специализированные помещения для физического (спортзал), интеллектуально-творческого и музыкального развития (музыкальный зал).

В последние 10-15 лет в дошкольных учреждениях дополнительно создаются комнаты экологического воспитания, игровые, театральные, изобразительные студии и т.д.

Витальное пространство необходимо для реализации «биологических нужд». Это – спальни, гардеробная, столовая, медицинский кабинет и др.

Административно-хозяйственное пространство: кабинеты заведующего, методический, кухня, прачечная и т.п.

Можно также выделить коммуникативное пространство: коридоры, лестницы.

Архитектура зданий дошкольных учреждений 60-80-х гг. прошлого века традиционно предусматривала специальные спортивные и музыкальные залы. В современных проектах детский сад рассматривается как системный объект, и в не особое внимание уделяется созданию универсальной игровой зоны (УИЗ) – центральной зоны развивающего пространства. Это отдельное, общее для всех групп помещение, в котором организована обогащенная игровая развивающая среда.

Логика этой идеи (Ю.М. Горовиц, Н.Н. Поддьяков, Л.Д. Чайнова и др.) проста и понятна: именно в игровой деятельности происходит развитие ребенка, а в специально созданной УИЗ этот процесс становится значительно эффективнее.

Может возникнуть вопрос: ведь мы и без УИЗ в каждой групповой комнате создаем игровую среду. Какие же особые педагогические эффекты она может дать?

Перечислим ее возможности, способствующие формированию детского игрового сообщества (возможность объединения детей разных групп, школьников):

–   сотрудничество со взрослыми, как  педагогами, так и родителями;

– создание атмосферы необыденности «в» противовес повседневности» (В.Т. Кудрявцев);

–   удобства в организации и проведении игр;

–   длительность сохранения творческих работ детей;

–   функциональный комфорт детей;

– обширное поле деятельности для талантливого педагога – инициатора игр.

Несмотря на то, что в проектах подавляющего большинства функционирующих сегодня дошкольных учреждений игровая комнате не предусмотрена, многие детские сады.

Назовем основные принципы, реализованные при создании игрового центра:

 – соответствие развивающей среды особенностям развития и саморазвития дошкольников;

– приоритет развития творческого воображения – фундаментального психологического новообразования детства;

– создание экосистемной игровой среды как многогранной универсальной системы, включающей достижения различных технологий вне контекста определенной программы;

– возможность функционирования детских сообществ;

– приобщение к культуре и возможность ее преобразования.

При выборе игрового материала для комнаты «Чудо-града» ы руководствовались критериями, разработанными межрегиональной общественной организацией «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей» (см. приложение), а также требованиями к дидактическим материалам (Б.И. Хачапуридзе, К.Г. Мачабели).

В пространстве игровой комнаты «Чудо-града» представлены: дидактический, книгоиздательский центры и центр наблюдения.

В дидактическом центре находятся развивающие игры и дидактические материалы ведущих фирм Санкт-Петербурга («Оксва», «Корвет» и др.), Москвы, Кировской области; игры Никитина, Воскобовича, учебно-игровые комплексы к блока Дьенеша и палочкам Кюизенера, разнообразные строительные материалы и конструкторы: «Живые кубики», строители «Самоделкин» и «Элтик», напольный конструктор модульный № 5и № 6, конструкторы «Фантазер», «Лидер» и т.д.

Многообразие развивающих и дидактических игр обеспечивает ребенку свободу выбора, возможность реализовать замысел, решать стоящие перед ним задачи.

Книгоиздательский центр «Чудо-града» позволяет детям выпускать книги, журналы, помещать в них свои рисунки-иллюстрации, схемы-зарисовки собранных конструкций, изготовлять визитки и другие атрибуты для игры в «Интервью». Здесь же они знакомятся с интересными книгами, сделанными другими детьми, семейными.

В центре наблюдений можно посадить репчатый         лук, посеять семена различных культур, вести за ними наблюдение и фиксировать результаты в тетрадь.

В «Чудо-граде» можно воспользоваться элементами театральных костюмов для создания образа, разыграть сочиненный рассказ или сказку.

В «Сундучке полезных вещей» хранятся веревочки, брусочки, кусочки тканей, кожи, пластика разных форм и цветов. Все это может быть использовано в качестве предметов-заменителей в игре.

Лаборатория «Четыре стихии» предназначена для исследовательской работы детей. Экспериментирование для дошкольников, по мнению Н.Н. Поддьякова, наряду с игрой – ведущий вид деятельности. Детской экспериментирование является условием и средством развития любознательности, способности мыслить.

Оборудование лаборатории позволяет ребенку увидеть и использовать специальные приборы для проведения эксперимента (весы, метр, лупу, микроскоп).

В центрах воды и песка дети могут самостоятельно проводить исследования, зарисовывать результаты опытов, пользуясь знаками-символами.

В комнате сенсорного развития «Радуга» собраны дидактические материалы и игры, ориентированные на познание свойств и отношений предметов («Рамки-вкладыши» Монтессори, «Логоформочки» Воскобовича, «Сложи квадрат» Никитина и др.). Основная линия педагогической работы с детьми в «Радуге», как и во всем игровом центре, - формирование творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования.

Так, например, пособие «Радуга» (цветные тканевая панели семи цветов, предназначенные для художественного конструирования) дает возможность проявления творчества детей.

Математические планшеты – пособия, которые позволяют группе детей, натягивая резинки, создавать различные геометрические фигуры, а также узоры.

Способность к творческому преобразованию развивают пособия «Звездное небо» и «морское дно». Эти пособия создают также и дизайн коммуникативной зоны (табл. 1).

За годы существования игрового центра возник своеобразный ритуал проведения игр. Он включает два Больших сбора.

1-й Большой сбор – начало игр: как правило, все участники сидят на ковре. В этот момент предоставляется прекрасная возможность рассказать о своих игровых задумках, договориться, кто с кем будет играть (в случае самостоятельных групповых игр), выслушать задания, проблемные ситуации, вспомнить «Золотые правила» «Чудо-града».

2-й Большой сбор – окончание игр: презентации игровых результатов (достижений). На специально оборудованных подвесах закрепляются зарисовки опытов, схемы построек, сделанные книги и т.д. Это дает возможность всем увидеть и оценить, что и кому удалось, а что не очень, задать вопросы.

Для педагога важно увидеть и отметить творческие успехи детей.

Педагог в игровом центре

В сложной гамме человеческих отношений очень важно умение партнеров создавать положительный эмоциональный фон, понимать и принимать друг друга. В системе педагог – ребенок – это принятие и понимание ребенка как феноменальной личности. Наличие этой способности обеспечивает успешность работы и в такой сложно сфере, как инициирование игр.

Триада педагогической результативности выглядит так: принятие – понимание – взаимодействии/воздействие.  

Принятие – создание атмосферы безопасности, свободы, дозволенности, доброжелательности к ребенку, принятие его таким, какой он есть. Проявление интереса к его мнению, эмоциональное поощрение его действий. Похвала: «ты меня обрадовал, удивил, у меня так не получается, интересно ты придумал»; невербальные форы: одобрительные жесты, улыбки.

Понимание – наиболее сложный и важный психический процесс в отношениях людей. В профессии педагога это особенно важно, ибо и целостное видение картины психического развития ребенка, знание природы детских игр, и замечательный дар – паять собственного детства (эмпатичность).

Взаимодействие/воздействие – проявление искреннего интереса к игре, ее развитию; умение радоваться детской инициативе, делиться опытом эффективных форм поведения, разрешения конфликтов; умение показать оригинальность и рациональность способов решения задач.

Критерии успешности в игровом взаимодействии предельно просты: дети получают удовольствие от интересной, захватывающей игры, а педагог – от участия в игре и видения педагогических эффектов (заметим, что рефлексия «дефектов» игры не менее полезна). Наблюдение за игрой детей (табл. 2), анализ их игрового поведения приводят к более тонкому пониманию детей и, следовательно, к более эффективны фора сотрудничества с ними.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узюнский

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

«Игровой центр в пространстве современного дошкольного учреждения»

Ст.воспитатель: Дамыймаа С.Б.

Октябрь – 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников

В статье раскрываются особенности педагогических условий, созданных в дошкольном образовательном учреждении с позиции их влияния на развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста. ...

Организация валеологического обучения в системе образовательного пространства современного дошкольного учреждения в контексте требований ФГОС ДО.

статья для воспитателей с целью пропоганды организации оздоровительной работы в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни ребенка на основе валеологических знаний....

Статья « АКТУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ».

Основной  целью создания музыкально-звуковой и предметной  развивающей среды  является актуализация  музыкально-эстетических ценностей в образовательном пространстве современного д...

Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...

Консультация для педагогов на тему «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов на тему:«Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий о...