Статья « АКТУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ».
статья по теме

КРАСИЙ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Основной  целью создания музыкально-звуковой и предметной  развивающей среды  является актуализация  музыкально-эстетических ценностей в образовательном пространстве современного дошкольного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_muzykalno_0.docx24.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

« АКТУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ».

СТАТЬЯ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ  КРАСИЙ Е.Н. НА

МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

КУРОРТНОГО РАЙО

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,   2015 г.

Основной  целью создания музыкально-звуковой и предметной  развивающей среды  является актуализация  музыкально-эстетических ценностей в образовательном пространстве современного дошкольного учреждения.

Эта цель определяет  следующие  задачи:

- поощрять накопление опыта  эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству в дошкольном детстве

- способствовать развитию комплекса музыкальных способностей детской музыкальной деятельности

- формировать умение включаться в совместное учебное или творческое сотрудничество.

Эти задачи предполагают создание музыкальной среды в дошкольном учреждении в контексте стандарта дошкольного образования. В нашем детском дошкольном учреждении – ГБДОУ%28 Курортного района – такая музыкальная среда создана с учетом следующих позиций:

  1. Соответствия возрастной периодизации дошкольника, индивидуальным особенностям ребенка, предпочтениям, личному музыкальному опыту.
  2. Скоординированности  педагогического воздействия в формировании элементарных представлений ребенка об окружающем мире, природе, культуре, человеке в музыкальной деятельности и в других сопутствующих видах  детской деятельности.
  3. Сочетание предметных элементов неозвученных  со звучащими.
  4. Трансформация функциональных помещений для конкретных форм музыкальной деятельности детской и совместно со взрослыми   (занятия традиционные, доминантные, тематические, комплексные, музыкальные праздники и вечера, самостоятельная деятельность,

Концерты, музыкальные гостиные, клубы.

  1. Прогнозирования и проэктирования разнообразных  вариантов моделей общения взрослого и ребенка на основе совосприятия, содействия, сотворчества, соотнесения с окружающим музыкально-образовательным пространством СПб.

Максимальная  озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важное значение в отборе и классификации

её элементов.

Звучащие   элементы.

  1. Музыкальные произведения: фольклорные, классические, современные, созданные специально для детей и « взрослая» музыка. Лучшие образцы музыкального искусства признанные формировать музыкальный вкус ребенка, элементарные представления о музыке и музыкантах развивать музыкальность, эмоциональную отзывчивость на музыку адекватно настроению, образу, характеру музыкального произведения. При выборе музыкальный репертуар берется с учетом возрастных особенностей, личным музыкальным и жизненным опытом ребенка, охватом музыкальных произведений разных эпох, стилей, жанров. Особое внимание уделяется творчеству композиторов  С-Петербурга.
  2. Звуки: звуки природы( фауна, флора), подражательные, шумовые,

Всевозможные шуршащие, свистящие, звенящие, «деревянные», «стеклянные», «металлические», «пластмассовые», «кожаные»,«водяные» и др. Такое разнообразие звуковой палитры дает возможность выбора объекта для исследовательской деятельности, направленной на изучение свойств звука и развития слухового внимания.

  1. Звучащие жесты: разнообразные щелчки, хлопки, притопы, шлепки, эффектно использующиеся  в музыкально-ритмических  импровизациях.
  2. Музыкальные инструменты: пианино, аккордеон, народные духовые, ударные, электронные инструменты. В своей работе я широко применяю разнообразные музыкальные инструменты не только для формирования элементарных представлений  о музыкальных произведениях, но и для  ознакомления с особенностями звучания инструмента и его внешним видом.
  3. Детские музыкальные инструменты: отдельные инструменты и наборы инструментов для шумового оркестра, для детского оркестра народных инструментов, музыкальные инструменты, специально созданные для элементарного музицирования в рамках концепции Карла Орфа. В нашем ДОУ№28 используется успешно элементарное музицирование, основанное на простейших приемах игры на музыкальных инструментах, что дает шанс каждому ребенку реализовать  свой потенциал независимо от стартовых возможностей.
  4. Музыкальные игрушки с фиксированным звуком или мелодией. Эти игрушки развивают слуховое внимание, формируют мотивацию музицирования.
  5.  Предметы-заместители: звучащие предметы, созданные взрослыми ( педагогами и родителями) или взрослыми вместе с детьми. Такие оригинальные звучащие предметы предполагают активное  сотрудничество взрослого и ребенка в изготовлении и реализации творческого замысла в музицировании.

НЕОЗВУЧЕННЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ.

  1. Музыкальные игрушки – инструменты: фортепианная клавиатура, имитация музыкальных инструментов привлекает ребенка возможностью действовать, подражать музицированию, способствует развитию инициативы.
  2. Музыкально-дидактические игры: игры на развитие компонентов музыкального слуха, на расширение понятийного словаря, на формирование элементарных преставлений о музыкальной  грамотности.
  3. Музыкальная символика: разнообразные шаблоны(ритмические,

динамические и др.), карточки  с изображением элементов музыкальной грамоты.

Неозвученные  элементы призваны взаимодополнять звучащие, побуждая к музицированию, способствуя целостному восприятию  музыки.

В нашем дошкольном учреждении музыкальная среда создана не только в музыкальном зале, но и в групповых помещениях, с возможностью трансформации  элементов музыкальной среды в связи с возрастной периодизацией музыкального развития детей, их  предпочтениями, формами организации музыкальной деятельности и её видами. В музыкальном зале  проводятся  не  только  коллективные формы музыкального воспитания, но и индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми или детьми  совместно с родителями с учетом индивидуальных предпочтений детей.

Зоны самостоятельной музыкальной  деятельности в групповых помещениях динамичны и подвижны, что создает непринужденную обстановку для познавательно-исследовательских  музыкально-творческих  предпочтений детей. Этому способствует сочетание традиционных и оригинальных элементов музыкальной среды знакомых ребенку и новых  для него музыкальных игрушек, инструментов, звучащих и неозвученных  предметов-заместителей и музыкальной символики.

Учитывая уровень знаний, умений и навыков наши педагоги  предоставляют детям  возможность свободного выбора действий, поощряя самостоятельность,  музы кально-эстетические личные предпочтения детей. Наши педагоги тактично направляют, содействуют формированию положительного отношения к сверстникам в совместном музицировании.

Все это создает  благоприятные условия для развития, осознания и осуществления замысла в самостоятельной музыкальной деятельности детей.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников

В статье раскрываются особенности педагогических условий, созданных в дошкольном образовательном учреждении с позиции их влияния на развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста. ...

Проект на тему "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ

Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной  музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...

Организация валеологического обучения в системе образовательного пространства современного дошкольного учреждения в контексте требований ФГОС ДО.

статья для воспитателей с целью пропоганды организации оздоровительной работы в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни ребенка на основе валеологических знаний....

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.

Максимальная  озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важноезначение в отборе и классификации  её элементов. Основной  целью создания музыкально-звуковой и ...

Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...

Современные подходы в организации здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольном учреждении

Сохранение и укрепление здоровья детей, выработка ценностных ориентаций на здоровый образ жизни является главным приоритетом дошкольного образования....