статья "осуществление педагогической поддержки детей в условиях ДОУ"
статья на тему

Пужливая Юлия Владимировна

 статья  "осуществление педагогической  поддержки детей в условиях ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Педагогическая поддержка — это деятельность педагога,  направленная на развитие свободоспособности ребенка.

       Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

       Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.

     Основные концептуальные положения о педагогической поддержке в России были разработаны О.С.Газманом.

     Он определяет ее сущность как оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.

       Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

      Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, "выращивание" субъектной позиции ребенка.

      Задачами педагогической поддержки являются:

  • выявления и собственного понимания педагогом проблемы ребенка, осознания всей ситуации его саморазвития;
  • помощи ребенку в осознании им данной ситуации и коррекции собственного понимания;
  • совместной с ребенком рефлексии его проблемы, побуждение его к осознанию себя как суверенного

       Педагогика поддержки - так назвал Олег Семенович  Газман деятельность педагога принципиально отличную от обучения и воспитания, но необходимо дополняющую их.  Эта деятельность направлена на развитие уникальности ребёнка, на становление его авторской позиции в жизни, поддержку его самостоятельности и взросления. В деятельности многих талантливых педагогов всегда незримо присутствует эта составляющая.      

       У педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача - помочь ребёнку стать хозяином своей жизни. Но в зависимости от конкретной решаемой задачи педподдержка рекомендует обращаться к принципиально различным способам взаимодействия с ребёнком, к нескольким тактикам - «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие».

         Кредо тактики «защиты» - ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Задача педагога, использующего эту тактику - обеспечить такое пространство для  взаимодействия  с ребёнком где отсутствует угроза его достоинству, где нивелированы внешние обстоятельства блокирующие свободное проявление его активности. Только при условии, что ребёнок может быть свободен в своих проявлениях и не будет при этом тут же осужден и наказан или его действия не будут тут же пресечены, можно обеспечивать педагогическую поддержку ребёнка, используя другие тактики.

           Кредо тактики «помощи» - ребёнок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом. Суметь разблокировать собственную активность ребёнка, привыкшего ориентироваться на авторитет, потерявшего веру в себя и самоуважение, страшащегося неудачи, задача не из легких, она требует терпения и мастерства педагога. Но дальнейшее взаимодействие в логике педподдержки состоится, только если ребёнок сам предпринимает активные действия для достижения своих целей.

              Кредо тактики «содействия» - ребёнок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора. Развитие способности совершать выбор, содействие ребёнку в преодолении страха перед неизвестным, раскрытие видения широкого диапазона возможностей таящегося в каждой ситуации - вот те задачи, которые ставит перед собой педагог, следуя этой тактике педподдержки.

          Кредо тактики «взаимодействия» - договор - это испытание свободой и ответственностью Ребёнок может быть подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, он способен соблюдать договоренности, передоговариваться, нести ответственность за свои действия в рамках договора.

      В своей работе с детьми использую наиболее приемлемые тактики педагогической поддержки развития детей: тактику помощи и тактику содействия.

     Кредо тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!».

      Главным условием тактики является стабильное эмоциональное состояние ребенка, самооценка не занижена. В тактике содействия создаешь условия для того, чтобы ребенок вовлекался в процесс осмысления намерений, интересуешься мнением ребенка к отношениям к происходящему, расширяешь возможности выбора, предлагая новые варианты, не знакомые ребенку.  В тактике содействия  постоянно  находишься с ребенком в диалоге, вместе размышляя, добиваясь до сути. Эта тактика развивает критические и аналитические способности ребенка, который учится осознавать то, что проблема может иметь как минимум 2 варианта решения.

     Методы педагогической поддержки используются тогда, когда у ребенка с одной стороны, возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решить, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь их решать. Таковыми являются:

1.  Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей (метод наблюдения, метод коллективного анализа деятельности, размышления);

2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей (метод «деловой игры», метод развития интуиции, метод психотренинга, метод мозгового штурма, метод беседы);

3. Методы поддержки развития организаторских способностей (метод игры, метод упражнения, метод «творческого выполнения задач»);

4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей (ролевые игры, метод творческого поиска).

     Главное в деятельности (совместной и самостоятельной) – ребенок, а воспитатель направляет его деятельность.

      Использую следующие приемы:

- ход познания (от ребят),

- начало должно быть необычным,

-  держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей,

- не оставлять без внимания ни одного ответа детей,

- помнить о развитии речи во всех видах деятельности,

- поддерживать ощущение успешности,

- осуществление работы в творческих тетрадях.

      Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь ребенку устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

Успешность такого взаимодействия педагога иребенка  возможна при соблюдении следующих условий.

1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.

2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок – главное» - правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.

4. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

 ПРИЕМЫ «СОДЕЙСТВИЯ»

       Как ни парадоксально, но главный способ осуществления тактики «содействия» - это ещё большая, чем в тактике «помощи» отстранённость педагога от реального участия в действиях ребёнка по решению его конкретной проблемы.

Педагог занимает позицию «слушающего» и «вопрошающего», намеренно избегая позиции «советчика» и «эксперта». При этом он:

  • сдерживает сиюминутные желания ребёнка действовать, вовлекая его в процесс осмысления того, что он хочет и намеревается сделать; 
  • постоянно интересуется его мнением и отношением к происходящему;
  • упрощает конструкцию его ответов, до главного смысла в нём содержащегося, вопрошая при этом: «Правильно ли я тебя понял, ты сказал следующее…»
  • расширяет возможности выбора за счёт «вбрасывания» новых вариантов, которые были ребёнку неизвестны.

 

     Педагог занимает в тактике содействия позицию «рефлексивного зеркала» ребёнка:

- он часто, подобно эху, воспроизводит формулировки ребёнка, тем самым обеспечивая ему возможность услышать самого себя «со стороны»;

- он использует инверсию (перестановку, преобразование) как средство возвращения ребёнку противоречий, содержащихся в его намерениях (в утверждениях, в аргументации и т.д.), которые ребёнок или не заметил, или не захотел принимать во внимание;

- организует обратную связь (отражение), используя визуальную фиксацию положений, которые высказывает ребёнок (с помощью простых схем «изображает» логику высказывания).

         По существу, содействие строится по типу интервью, которое описано в любом учебнике по педагогике как метод педагогического исследования.        

         Педагог вслед за рассказом ребёнка «рисует факт» - что произошло, но «рисует» особым образом, как бы «членя» его по ходу на Я-действие, «предположительное» действие Другого, и то, вокруг чего собственно, возникла проблемная ситуация (предмет конфликта).

При этом педагог действительно искренне заинтересован в том, чтобы понять, что же на самом деле произошло.

         Обратим внимание, что в Толковом словаре есть и такое определение глаголу «поддерживать - оказать кому-нибудь помощь, содействие». Интересно и полезно различить «помощь» и «содействие», поскольку если есть два слова, то наверняка есть и два смысла. Это важно сделать ещё и потому, что «поддержка» чаще всего употребляется в значении «оказать кому-нибудь помощь».

        Иногда помощь и содействие вообще не различимы, например, в том же словаре находим: «Помощь - это содействие кому-нибудь в чем-нибудьприносящее облегчение. Но, опустив «со-», мы получаем следующее: помощь - это действие (или деятельность), приносящее кому-нибудь облегчение.

Интересно, что при трактовке самого слова «содействие», наряду с «облегчением» и «помощью» появляется и более широкий смысл. Сравните. «Содействие - деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности».

Итак, содействие - поддержка в какой-нибудь деятельности.

Если продолжать поиск в определении какой именно деятельности оказывается содействие, то словарь также имеет весьма интересную для нас подсказку. Глагол содействовать значит «оказывать содействие, способствовать. Напр. Способствовать успеху» .

Итак, содействие - поддержка в какой-нибудь деятельности, направленной к успеху (способствовать успеху).

«Способствовать», в свою очередь, определяется как «быть причиной, помогать (в смысле содействоватьвозникновению, развитию чего-нибудь».

Опираясь на выделенные смыслы и тот педагогический контекст, в котором идёт построение «педагогической поддержки» как педагогической деятельности, тактика «содействия» определяется как поддержка педагогом деятельности ребёнка, которую ребёнок осуществляет в ходе поиска собственных целей, ведущих к возникновению и развитию его позиции.

       Тактика «содействия» опираясь на достигнутый ребёнком уровень успешности в образовательном пространстве, восстановленное доверие между ним и взрослыми, стимулирует ребёнка на дальнейший шаг - от границы возможного за её пределы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Успешная адаптация детей к условиям детского сада"

Статья "Успешная адаптация детей к условиям детского сада"...

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....

Статья "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро...

Статья « Осуществление взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателя при обучении детей с нарушением зрения в процессе рассматривания сюжетных картин»

Для детей с нарушением зрения рассматривание картины является не только средством художественно-эстетического развития, но и незаменимым средством коррекционной работы....

семинар-практикум "Теоретические основы осуществления индивидуального подхода в условиях ФГОС ДО"

Данная методическая разработка прдназначена для организации методической работы с педагогическим коллективом ДОУ с целью совершенствования педагогического мастерства и повышения профессиональных компе...

семинар-практикум "Теоретические основы осуществления индивидуального подхода в условиях ДОУ"

Данная методическая разработка позволяет организовать работу по повышению профессиональных компетенций педагогов ДОУ по вопросам организации индивидуального подхода в группе при организации обучения....

Презентация. Влияние личности педагога на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Влияние личности педагога на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования....