семинар-практикум "Теоретические основы осуществления индивидуального подхода в условиях ФГОС ДО"
методическая разработка

Тренина Татьяна Викторовна

Данная методическая разработка прдназначена для организации методической работы с педагогическим коллективом ДОУ с целью совершенствования педагогического мастерства и повышения профессиональных компетенций педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_individualnyy_podhod.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Теоретические основы осуществления индивидуального подхода в условиях ДОУ»

Задачи семинара:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
  2. Повышать методический уровень педагогов по организации индивидуального подхода в обучении и организации самостоятельной деятельности дошкольников.
  3. Обозначить  эффективные формы, инновационные подходы и новые технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В ФГОС ДО раскрывается, что для этого необходимо сделать: создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместной деятельности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. И если в группе будут преобладать доброжелательные отношения  между детьми и взрослыми  (между педагогами и родителями), то это будет способствовать  эмоциональному благополучию каждого ребенка, овладению им культурными способами коммуникации.

Задача взрослого, т.е. педагога – быть посредником между детьми и культурой.  Сотрудничество детей и взрослых происходит в игре, продуктивной деятельности, общении и других ситуациях. Ребенок как субъект любого вида деятельности по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Инициативность трансформируется в деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. То есть инициатива, является одним из волевых качеств личности.

 Давайте проясним для себя такие понятия, как инициатива и самостоятельность в дошкольном возрасте.

Подумайте и ответьте:

 Инициатива и самостоятельность хорошо, потому что ….

 Инициатива и самостоятельность плохо, потому что ….

А какими же качествами личности обладает инициативный ребенок? Давайте соберем цветок из лепестков, которые на ваш взгляд подходят инициативному ребенку.

Педагогам предлагаются лепестки, на которых написаны разные качества личности: развитая эмоционально-волевая сфера; боязнь порицания, наказания, замкнутость, произвольность поведения, пассивность, самостоятельность, общительность к самореализации, отсутствие творческого воображения, творческий подход к деятельности, несамостоятельность, высокая познавательная активность, ожидание указаний воспитателя. Получившийся результат обсуждается.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Иначе говоря, дошкольник – это, прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности. 

У детей дошкольного возраста познавательный интерес появляется и исчезает спонтанно в силу возрастных психологических особенностей (не сформирована волевая сфера деятельности). Поэтому нужен постоянный поддерживающий импульс взрослого, чтобы интерес длился долго.  При этом невозможно удерживать возникший интерес через  давление, убеждение, манипуляции со стороны педагога. Для этого и применяется на практике индивидуальный подход к ребенку.

Поддержка детской индивидуальности и инициативы это:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и эмоций;

- недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

О том, как это можно реализовать на практике, мы сегодня с вами рассмотрим.

Как можно понять, посетив группу, что в ней поддерживается индивидуальность ребенка?

- фотографии детей

- присутствуют результаты детской деятельности (рисунки, подписи, проекты, детские работы, учебные пособия, сделанные с участием детей)

- наличие рабочего центра искусства

- индивидуальность группы и отражение темы недели

- возможность у детей выбрать роль, песню из предложенных

- уголок уединения

Таким образом, первым условием для реализации индивидуального подхода является создание в группе правильно продуманной развивающей среды. Мы должны создать такую развивающую предметно-пространственную среду, в которой была бы отражена совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в детском саду.

Следовательно, индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя.  

Для того чтобы среда действительно носила индивидуальный характер, необходимо учитывать принципы ее организации. Вспомним с вами принципы построения РППС. Их очень много

-  Согласно ФГОС - соответствие возрасту и Программе, трансформируемость пространства, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.

- принципы по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому – индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие; эстетичность, принцип активности и творчества, гибкое зонирование, учет половых и возрастных различий. (педагоги кратко объясняют, как они понимают эти принципы)

Рассмотрим некоторые принципы поподробнее.

Принцип гибкого зонирования заключается в организации пространства с подвижными трансформируемыми границами зон (спокойной и рабочей). Все части пространства должны обладать возможностью изменяться по объему сжиматься и расширяться. Образно говоря, пространство должно быть пульсирующим, чтобы каждая зона при необходимости могла вместить всех желающих. Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Принцип транформируемости среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».

Принцип полифункциональности - предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, должна быть многофункциональной. Принцип реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Если пространство группового помещения должно быть полифункциональным, то в связи с этим предлагают разделить его на три части:

1.Зона для спокойной деятельности («спокойная» зона). Здесь можно разместить центры «Книги», «Театрализованной деятельности».

2. «Активная» зона - Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, центр двигательной активности.

3. Рабочая зона. Здесь размещаются центры науки, игротека (математики), искусства, а также    информационная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне.

Создавая среду в группе необходимо помнить, что вокруг ребёнка не должно быть хаоса, перенасыщенности и беспорядочности в элементах предметно-пространственной среды. Чтобы избежать подобного явления, при проектировании окружающего пространства педагог должен ориентироваться на содержание образовательных областей, представленных в ФГОС ДО. (педагоги называют области)

Рассмотрим на примерах, как это можно реализовать на практике и что вам необходимо продумать в организации РППС в своей группе.

- стенд «Здравствуйте, я пришел» - размещая свои имена или фото на стенде, ребенок начинает чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых. Расположить его можно как в группе, так и в раздевалке (фото стендов).

- «Чудо-конверты» - стенд или конвертики на шкафчиках, в которые воспитатель по необходимости размещает карточки-задания для индивидуальных занятий родителей с ребенком дома.

- Стенд «Моё настроение» - в специально организованном уголке помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять   свое настроение: плохое, хорошее отличное, а в старших группах можно усложнить, используя для этого пиктограммы эмоционального состояния. Данную идею можно реализовать и в качестве индивидуальных конвертов на дверце шкафчика (фото стенда).

- Стенд «Звезда дня» или «Уголок именинника» - на самом видном месте вывешивается плакат с фотографией ребенка, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы должен по очереди занять это место.  Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я - концепции», развитие самосознания и самооценки.

- «Островок сокровищ». В группе определяется место хранения для  детского коллекционирования (это разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), дети совместно с педагогом систематизируют и изучают собранный материал.

- «Мини-музеи». Педагог совместно с детьми и родителями создают в группе персональные тематические выставки в формате мини-музея, оформленные по интересам дошкольников или по актуальности тематики недели.

- «Вернисаж» - в фойе детского сада располагаются стенды, на которых организуются как групповые, так и индивидуальные выставки детских работ. В групповых помещениях также должно быть предусмотрено место для «спонтанных» выставок детских работ.

- «Уголок уединения» - Зона для психологической разгрузки воспитанников должна быть оборудована обязательно в каждой группе (шатер, палатка, ширма и т.д.). Здесь можно разместить мягкую мебель, фотоальбомы с семейными или групповыми фотографиями, мягкие игрушки.  Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.

Что еще можно использовать для повышения индивидуальности группового пространства? (ответы педагогов: схемы-правила поведения в группе, игрушки, пособия, изготовленные детьми совместно со взрослыми – это различные макеты, дидактические игры, костюмы, надписи, плакаты и т.п.)

Просмотр видеофрагмента

Итог: Главная идея по оформлению образовательного пространства состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная общими усилиями новая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

 В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Как это осуществить на практике? Рассмотрим этот вопрос.

Сообщение педагога «Формы и уровни проявления детской инициативы»

Детская индивидуальность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам, когда ребенок имеет возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Иначе говоря, дошкольник – это, прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности. 

В зависимости от проявления  выделяют следующие сферы проявления инициативы:

1)  творческая инициатива (проявляется в сюжетной игре);

2)  инициатива как целеполагание и волевое усилие (проявляется в разных видах

продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, в которых от ребенка требуется проявить усилия для достижения результата);

3)  коммуникативная инициатива (проявляется при взаимодействии ребенка со сверстниками);

4)  познавательная инициатива – любознательность (проявляется в экспериментировании,  простой познавательно-исследовательской деятельности).

На каждой возрастной ступени развития имеется приоритетная сфера

проявления детской инициативы и поэтому деятельность воспитателя на каждом возрастном уровне будет  отличаться:

1) в раннем возрасте это самостоятельное передвижение в пространстве,

исследование предметов на основе манипулирования;

Действия воспитателя: дать возможность ребенку множество различных предметов для манипуляций, дать возможность самостоятельного передвижения в пространстве, но не забывая про его безопасность

2)  2-3 года активная самостоятельная исследовательская деятельность с

предметами;

Действия воспитателя: создавать условия для самостоятельного исследования ребенком ближайшего окружения, быть соратником в исследовании, а не жестким диктатором

3)  3-4 года продуктивная деятельность;

Действия воспитателя: создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка; поддерживать стремление научиться делать что-то, радоваться с ребенком развивающейся умелости; в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе; не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.

4)  4-5 лет познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками; действия воспитателя: поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения; создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться, создать  условия для музыкальной импровизации, пения и движений под музыку; негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы; недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; не следует навязывать им сюжеты игры;  побуждать детей выражать собственную  эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им  мнения взрослых; привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5) 5-6 лет внеситуативно- личностное общение со взрослым и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива;

Действия воспитателя: создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

6) 6-7 лет расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Действия воспитателя: Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка; спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы; создавать ситуации позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание  взрослых и сверстников;  привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц,  учитывать и реализовывать пожелания и предложения.

Какой из этого можно сделать вывод?  Из всего этого следует, что основными задачами педагога являются:

  1. создать необходимые условия в группе;
  2. побуждать к действию и поддерживать проявление детской инициативы;
  3. выявить области, в которых каждый конкретный ребенок наиболее успешен.

Итог: От педагога зависит очень многое. В группах, согласно возрастным особенностям, детям должна быть предложена предметно-развивающая среда. Конечно, нужно приучать детей к определённым правилам пользования к тем или иным предметам, например, если ребёнку не давать книги, не научить его листать книгу на столе, рассказать о том, что она может порваться и так далее, то откуда он это узнает. Подрастая, познавательное развитие ребёнка неотъемлемо переплетается с речевым – это эмоции от узнанного, увиденного и интересующие вопросы, и анализ, обобщение. Если ребёнок боится задать вопрос или ответить, то это «заслуга» взрослых. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что он ответил не правильно, надо предложить ему подумать или послушать другую точку зрения. Ребёнок должен чувствовать поддержку от взрослого, иначе он замкнётся и познавательный интерес, и речевое развитие (самостоятельность и инициативность) может притормозиться.

Сообщение педагога «Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы, или недирективная помощь ребенку со стороны педагога»

Недирективная помощь – партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв. Чаще всего она используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.

В каких ситуациях ребенку нужна недирективная помощь?

Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя.

Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает недирективную помощь?

Когда воспитатель оказывает недирективную помощь, прежде всего он развивает у ребенка самостоятельность и инициативность. Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно-игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре.

Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.

Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности.

Какие приемы недирективной помощи и поддержки может использовать воспитатель

Когда ребенок находится в ситуации эмоционального дискомфорта, воспитатель должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к оказанию недирективной помощи и поддержке.

Сначала воспитатель выясняет значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказывает дошкольнику эмоциональную поддержку – обсуждает совместно с ним возникшую ситуацию. На следующем этапе воспитатель обучает ребенка способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагает поиграть с кем-то еще в группе (возможно, с тем, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта).

Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет. Также можно обогатить предметную среду условными предметами, обсудить с детьми и внести в нее маркеры пространства, макеты, которые они самостоятельно изготовили.

В процессе проигрывания роли воспитатель может создать проблемную ситуацию, обратиться к детям за помощью или организовать неожиданное появление «волшебных многофункциональных предметов» в «Секретной коробке» или «Волшебном сундучке».

Шесть принципов, на которых строится недирективная помощь

1. Принцип диалогичности – совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.

2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.

3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.

4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.

5. Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.

6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

Рекомендации педагогам для выстраивания правильной модели поведения с детьми:

Откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;

Не предъявляйте ребенку завышенных требований;

Замените приказы и требования, просьбами и предложениями;

Учитывайте интересы и желания ребенка;

Будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;

Не ограничивайте самостоятельность ребенка;

Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

Помните, что Педагог не является:

-Диктатором; Всезнающим «источником информации»; Руководителем.

Педагог является Проводником; Создателем пространства для свободного творчества детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме "Единство осуществления индивидуального подхода в ДОУ и семье"

Данная консультация поможет старшим воспитателям подробно раскрыть воспрос применения  индивидуального подхода  к воспитанникам в ДОУ. В ней отражены технологии индивидуального подхода и осн...

ЭССЕ НА ТЕМУ: «ЕДИНСТВО В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ»

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…. Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизниЕсли ты хочешь остаться в се...

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявл...

Осуществление индивидуального подхода в процессе интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров участниками образовательных отношений выдвигает учёт возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития детей. Индивидуальный подход ...

Программно - методическая разработка для воспитателей «Осуществление индивидуального подхода к детям в течение дня в соответствии с режимом»

Данные советы  помогут  воспитателям осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку в течение всего дня, не нарушая режимных моментов....

Консультация для воспитателей "Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности".

Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно правильно организовано. Индивидуальный подход является отличным средством педагогического воздействия на ребенка с учетом всех его особенностей и пр...

семинар-практикум "Теоретические основы осуществления индивидуального подхода в условиях ДОУ"

Данная методическая разработка позволяет организовать работу по повышению профессиональных компетенций педагогов ДОУ по вопросам организации индивидуального подхода в группе при организации обучения....