Методичка по проведению мастер-класса
консультация на тему

Винникова Наталья Валерьевна

     Мастер – класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_po_provedeniyu_master-klassu.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Основной принцип мастер-класса:

«Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

  1. Общие положения

     Мастер – класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

     Мастер – класс – это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Это удел и неизменный спутник ищущего педагога, педагога – практика.

     Педагог – мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:

  • Комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу.
  • Оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно – воспитательных задач.

Признаки системы работы педагога являются:

  • Целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема.
  • Оригинальность методики.

Для педагогов  предоставляется возможность:

  • Познакомиться с нестандартными методами, приемами и средствами обучения и воспитания.
  • Развивать рефлексивные умения.
  • Заимствовать элементы педагогического опыта мастера для улучшения собственного опыта.

  1. Важнейшие особенности «мастер – класса».
  • Новый подход к философии воспитании, ломающий устоявшиеся стереотипы.
  • Метод самостоятельной работы в малых группах.
  • Создание условий для включения всех в активную деятельность.
  • Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
  • Приемы, раскрывающие творческий потенциал как мастера, так и участников мастер – класса.
  • Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
  • Представление возможности каждому участнику для изучения предлагаемого методического материала.
  • Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
  • Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
  • Атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

     Мастер – класс отличается от семинара тем, что ведущий – педагог рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или метод.  

   

Задачи мастер – класса:

  • Передача педагогом  - мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа.
  • Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

  1. Структура проведения «мастер – класса».

Презентация педагогического опыта педагога – мастера:

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой педагогом.
  • Характеристика творческой лаборатории педагога – мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога – мастера.
  • Описание системы мероприятий (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии.
  • Педагог – мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми.
  • Слушатели одновременно играют две роли: детей и экспертов, присутствующих на открытом занятии
  • Рефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
  • Заключительное слово педагога – мастера по всем замечаниям и предложениям.

  1. Критерии качества подготовки и проведения «мастер – класса».

     Следует обратить внимание при подготовке мастер – класса на то, что в технологии проведения мастер – класса главное  - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.

     Для определения эффективности подготовки и проведения мастер – класса рекомендуется использовать следующие критерии.

 

     Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

     Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

     Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

      Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по использованию полученных знаний.

      Оптимальность.  Достаточность используемых средств на мастер – классе,  их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

     Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер – класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

     Технологичность. Четкий алгоритм  мастер – класса (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

     Артистичность.  Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

     Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

   

Особо следует обратить внимание на:

  • Речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи)
  • Мимику, жест, управление эмоциями.
  • Пантомимику (осанка, умение стоять, наблюдать за поведением участников).
  • Искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия.
  • Педагогическую импровизацию: умение работать по плану в «голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями.
  • Коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию.
  • Чувство времени.

Методические рекомендации по подготовки и проведению

мастер- класса.

2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения "Мастер – класса" (информация для заведующих и воспитателей детских садов).

(Информация для заведующих и воспитателей  детских садов).  Воспитателю необходимо постоянно учиться, друг у друга. И лучше побудителям для этого должен стать взаимообмен профессиональным оп...

Технология подготовки и проведения мастер-класса

Мастер-класс - одна из эффективных форм диссеминации собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и  технологиям с целью повышения професс...

Методические рекомендации по проведению мастер- класса

В презентации представлены методические рекомендации для воспитателей ДОУ по проведению мастер- класса...

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Проведение мастер-класса на тему: «Использование биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики»

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэто...

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление национальной ненецкой куклы «Нухуко» в технике «пластилинография» Форма проведения: мастер-класс

Приложение  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298129","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298132","attribu...