Психологическое сопровождение в условиях перехода ФГОС в дошкольном образовании
материал на тему

Михайлова Галина Николаевна

Психологическое сопровождение образовательного процесса  ДОУ является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования.

В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация301 КБ
Файл выступление16.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое сопровождение в условиях перехода ФГОС в дошкольном образовании Педагог – психолог Михайлова Г.Н

Слайд 2

Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.

Слайд 3

Задачи: Способствовать развитию индивидуально-личностных психологических особенностей детей. Содействовать формированию навыков сотрудничества конструктивного взаимодействия со взрослыми сверстниками в зоне ближайшего развития. Способствовать психологизации образовательных отношений. Совершенствовать предметно-развивающую среду.

Слайд 4

Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования. Принцип психологизации обеспечивает развивающую функцию содержания образования; реализацию его возможностей в развитии индивидуальности и личности человека при условии, что структура принципа включает требования и правила отбора и конструирования содержания образования с целью активизации свойств и качеств индивидуальности и личности человека. Психологизация образовательного процесса – это возможность использования психологических методов и приемов в образовательном процессе.

Слайд 5

Основные субъекты психологического воздействия: Дети Родители Педагоги

Слайд 6

Основные направления работы педагога – психолога: Психологическое просвещение; Психологическая профилактика; Психологическая диагностика; Психологическая коррекция и развития; Психологическое консультирование; Организационно – методическая деятельность; Экспертная деятельность.

Слайд 7

Экспертная деятельность Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для создания на базе ДОУ психолого-медико-педагогической комиссии по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений. Участие в формировании предметно-окружающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста). Совместное участие с органами управления образования и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Слайд 8

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства; ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

Слайд 9

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ творческие способности ребёнка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.; ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение в условиях перехода

ФГОС в дошкольном образовании.

   Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования.

В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. 
Целью психологического сопровождения  является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья всех участников образовательных отношений.
Задачи:

  1. Способствовать развитию индивидуально-личностных психологических особенностей детей.
  2. Содействовать формированию навыков сотрудничества конструктивного взаимодействия со взрослыми сверстниками в зоне ближайшего развития.
  3. Способствовать психологизации образовательных отношений.
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих задач психологического сопровождения в доу предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса.          
Психологизация образовательного процесса  рассматривается как возможность использования психологических методов и приемов в образовательном процессе. 
Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и правильно их интерпретировать. 
Основными направлениями деятельности по психологическому сопровождению ребенка в образовательном процессе учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, являются:

1. Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей. Осуществляется в следующих организационных формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета.

2. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания,         образования         и         развития. 
3.         
Психологическая диагностика         – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации ДОУ, педагогов, родителей. (согласие родителей).         
4.
Психологическая коррекция и развитие – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий по коррекции и развитию их психофизиологических возможностей и индивидуально-личностных психологических особенностей, а также в форме психологических тренингов, специально разработанных психологами для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

5. Психологическое консультирование - оказание конкретной психологической помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и своевременном разрешении насущных психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

С введением ФГОС ввелось новое направление деятельности педагога – психолога:

6. Экспертная деятельность 

-  Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для создания на базе ДОУ психолого-медико-педагогической комиссии по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.

 - Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений.

 -  Участие в формировании предметно-окружающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).

 - Совместное участие с органами управления образования и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Согласованность интересов и потребностей семьи, общества и государства – один из важных критериев отбора целевых ориентиров, при определении образовательных результатов.

        Требования, предъявляемые сегодня к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования, а именно целевые ориентиры дошкольного образования, к которым относятся определенные социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.

Спасибо за внимание!!!