«О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ»
консультация на тему

Некрасова Наталья Евгеньевна

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом». В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_neobhodimosti_vozrozhdeniya_teatral_deyat-ti.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

«О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ»

 

 

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека [3, с.3].

Театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом». В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им [5, с.4].

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н. Дороновой [5], Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович [3], Э.Г. Чуриловой [4], М.Д. Маханевой [2], Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой [1] и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим  ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Театрализованная деятельность помогает решать логопедические, психологические проблемы у детей, выступает средством духовно-нравственного, патриотического воспитания.

Так, художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста по программе «РОСИНКА» - «В мире прекрасного» авторов Л.В. Куцаковой и С.И. Мерзляковой [1] раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с учетом возрастных ступеней (от 3 до 7 лет). В Программе представлены все виды художественной деятельности детей: изобразительная (рисование, лепка, аппликация), декоративно-прикладная, музыкально-исполнительская (пение, музыка и движение, музицирование), музыкально-образовательная (музыкальная азбука), театрально-художественная, знакомство с искусством (музыка, живопись, графика, скульптура, архитектура, театр, кино, литература) [1, с.4].

Одними из видных разработчиков программ по театрализованной деятельности дошкольников являются Н.Ф. Сорокина и Л.Г. Миланович [3].   Их программа «Театр-творчество-дети» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника, его неповторимой индивидуальности. Новизна программы состоит в том, что в ней впервые систематизированы средства и методы работы с дошкольниками, относящиеся к театрально-игровой деятельности. Обосновано распределение этапов этой работы в соответствии с психолого-педагогическими и возрастными особенностями периодов дошкольного детства и взаимосвязь с разными видами творческой деятельности ребенка (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) [3, c.4,5].

Безусловным «плюсом» программы является решение таких важнейших задач, как последовательное ознакомление детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр) и поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам [3, с.7].

Другой интересной программой является «Арт-фантазия» Э.Г. Чуриловой [4]. Эта программа ориентирует воспитателей, учителей и родителей на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Дети учатся уважать чужое мнение, быть терпимыми к различным точкам зрения, ведь истины одной для всех не существует [4,с.7]. Автор ставит главную задачу - гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

В работах современных педагогов Т.Н. Дороновой «Играем в театр» [5], М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» [2] рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

Наряду с рассмотренными, хорошо зарекомендовавшими себя программами, в области театрализованной деятельности существует еще множество экспериментально апробированных программ, т.е. мы, педагоги, имеем хорошо разработанную базу по реализации театрализованной деятельности в ДОО.

К сожалению, в настоящее время театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Анализируя ФГОС Дошкольного образования от 1 января 2014г. (п.2.6), мы видим, что словосочетание «театрализованная деятельность» вообще не фигурирует в содержании художественно-эстетического развития. Т.е. театрализованная деятельность не входит в содержание образовательной программы дошкольного образования и не является обязательной. Отсюда следует, что театрализованная деятельность в ДОО может осуществляться в основном только как дополнительная услуга, т.е. в виде платного кружка по театрализованной деятельности.

Тем не менее этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

Почему мы вдруг заговорили о решении нескольких задач одновременно в рамках театрализованной деятельности? Ведь традиционно театрализованная игра считалась видом творческой деятельности, в котором ребенок учится с помощью разных средств (жестов, мимики, движений и пр.) передавать действия героя, его эмоциональное состояние. Выделим две причины:

 - дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра - ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами;

 - театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые, коммуникативные, психологические и т.д.

Подводя итоги вышесказанного, важно отметить, что театрализованную деятельность в ДОО необходимо возрождать, вернуть это понятие в содержание образовательной программы дошкольного образования, при возможности вводить театрализованную деятельность в виде платных кружков, но за доступную плату, чтобы как можно больше детей имели возможность получить этот неоценимый опыт театрального действа. Ведь наше государство заинтересовано в культурных, одухотворенных, гармонично развитых гражданах.

 

Список литературы:

  1. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Программ.-метод. пособие. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 368 с.
  2. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. Миханева М.Д. М.: ТЦ Сфера, 2004. 128 с.
  3. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 3-е изд., испр. и доп. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. М.: АРКТИ, 2002. 208 с.
  4. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. Чурилова Э.Г. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 160 с.
  5. Играем в театр: Учебно-наглядное пособие. Доронова Т.Н. М.: Росмэн, 2004. 64 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОВЗ в условиях современного ДОУ

развивить  эмоциональную лексику старших дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности....

Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОВЗ в условиях современного ДОУ

развивать  эмоциональную лексику старших дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности...

Презентация по развитию речи «Театрализованная деятельность дошкольников-необходимое условие повышения эффективности речевого развития детей»

Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Театрально- игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: акт...

«Театрализованная деятельность как одно из условий формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста»

Задачи :Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюд...

Технологии руководства театрализованной деятельностью в ДОУ в условиях реализации образовательного стандарта.

    Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участ...

Презентация «Театрализованная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала и социально - коммуникативных навыков дошкольников»

Презентация «Театрализованная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала и социально - коммуникативных навыков дошкольников»...