Главные вкладки

    Подготовка детей к школе в условиях ДОУ
    статья на тему

    Караульнова Ольга Анатольевна

    Когда начинать готовить ребёнка к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребёнка до школы? Одни считают, что надо готовить малыша начиная с трёх лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребёнка - это и есть подготовка к школе. Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной вертикали.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл podgotovka_detey_k_shkole_v_usloviyah_dou.docx24.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подготовка детей к школе в условиях ДОУ

    Когда начинать готовить ребёнка к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребёнка до школы? Одни считают, что надо готовить малыша начиная с трёх лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребёнка - это и есть подготовка к школе. Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной вертикали.

    Детский сад и школа - два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не приготовленным к школьным занятиям, в школе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

    Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

    Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

    Основная цель дошкольного воспитания- всестороннее развитие личности ребёнка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных). Это реализуется через разнообразные виды детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно- трудовой.

    В настоящее время существуют около 20 основных дошкольных программ. Назовём некоторые из них: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой, «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, «Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой, С.Л.Новосёловой и т.д.

    Основными целями этих программ является – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

    Для достижения этих целей первостепенное значение имеют:

      Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;

      Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

      Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

      Творческая организация процесса воспитания и обучения;

      Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;

      Уважительное отношение к результату детского творчества;

      Обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения;

      Координация подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи;

      Соблюдение преемственности в работе детского сада и школы.

    Необходимо различать специальную и общую готовность ребёнка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

    Физическая готовность - это хорошее состояние здоровья ребёнка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно- гигиенических навыков и др. Физически развитый ребёнок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучение в школе.

    Составными компонентами психологической готовности являются: личностная, волевая, интеллектуальная готовность. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объём этих знаний определён программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности.

    В частности, ключевым моментом подготовки ребёнка к школе является правильно сформированная мотивация, т.е. то, что побуждает ребёнка к деятельности, вызывающей активность и определяющей её направленность. Каждой возрастной ступени развития ребёнка соответствуют свои виды деятельности, напрямую связанные с определёнными мотивами поведения.

    Подготовка детей к обучению в школе реализуется в соответствии со спецификой вида детского сада (общеобразовательное, коррекционное), с психофизиологическими особенностями детей, с учётом индивидуальных особенностей. В соответствии с этим в детских садах определена модель подготовки детей к школе. Она представлена следующими направлениями:

      Физическое развитие;

      Интеллектуальное развитие (познавательное развитие, развитие психических процессов;

      Развитие речи;

      Социально- личностное развитие;

      Эстетическое развитие;

      Формирование мотивационной готовности к школе.

    Модель подготовки детей к школе в детских садах реализуется посредством обеспечения следующих условий:

      наличие нормативно- правовых документов Федерального, регионального и локального уровней;

      кадровое обеспечение;

      организация рациональной предметной и развивающей среды, которая позволяет стимулировать физическое и психическое развитие. Она включает в себя следующее: функционирование музыкального и физкультурного залов, медицинского блока, логопедического кабинета, кабинета психологической разгрузки. В группах организованы физкультурные уголки, центры речевого и математического развития, театрализованной и игровой деятельности, краеведения, природные уголки, что способствует развитию творческих способностей и сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно влияет на всестороннее развитие ребёнка;

      внедрение здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя: соблюдение рационального режима дня, построенного с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности. Рациональное построение режима дня рождает привычку у детей к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует их, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью;

      создание комфортной психологической обстановки;

      организация службы сопровождения ребёнка, которая предназначена квалифицированно выстраивать помощь ребёнку. Медицинские работники, педагоги, психологи обеспечивают гармоничное развитие личности ребёнка и гарантируют сохранение и укрепление его физического и психического здоровья. Такое триединство необходимо в связи с тем, что дети имеющие нарушения в развитии, как правило, имеют отклонения со стороны нервно- психической сферы (повышенную нервно- рефлекторную возбудимость, отставание в психомоторном развитии и др.), что требует не только медицинской, но и психологической коррекции.

    1. Особое внимание уделяется психологическому сопровождению детей, которое включает в себя:

    а) определение уровня тревожности у детей;

    б) изучение поведения детей в ситуации стресса;

    в) выявление поведенческих отклонений;

    г) диагностика эмоционального состояния у ребёнка в семье и детском саду;

    д) определение типа нервной системы;

    е) определение уровня развития психических процессов у детей;

    ж) определение уровня готовности к школьному обучению.

    2. Педагогическое сопровождение предусматривает систему мер подгрупповой и индивидуальной работы с каждым ребёнком в соответствии с имеющимися отклонениями в развитии.

    3. Логопедическая служба использует комплекс специальных программ, позволяющих разработать индивидуальный план работы с каждым ребёнком по устранению логопедических дефектов и развитию культуры речи. Учителя- логопеды работают в тесном контакте с музыкальными руководителями по формированию у детей речевого дыхания, правильной артикуляции и интонационно- выразительной речи. С целью развития умения детей соотнести речь с движениями применяется логоритмика.

    С инструкторами по физической культуре учителя-логопеды работают по автоматизации поставленных у детей звуков, закреплению лексико- грамматических средств языка. Выполнение по образцу движений, а также наглядный показ позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания.

      включение ребёнка в систему коррекционных мероприятий с помощью разнообразных средств, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребёнка конкретные дефекты речи, общедвигательного режима, психоэмоциональной сферы, добиваясь положительной динамики.

    В функционал старшего воспитателя, педагогов дополнительного образования, педагогов групп включено проведение обследование уровня усвоения программного материала, состояния речевого развития, психических процессов, физической подготовленности, музыкальных способностей детей всех возрастных групп 2 раза в год (на начало и конец учебного года) и 1 раз в год (в середине) промежуточный срез, с помощью которого можно увидеть динамику развития того или иного ребёнка.

    На детей имеющих проблемы в развитии, усвоении программного материала, посетивших ПМПК, но не попавших в коррекционные детские сады по различным причинам (не хватка мест, отказ родителей) специалистами (старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) детского сада разрабатываются и составляются индивидуальные маршруты развития, в которых подробно описана программа развития ребёнка, включающая в себя краткие сведения о ребёнке ( его семья, условия проживания, воспитания), анамнестические сведения о ребёнке, наблюдения специалистов детского сада за весь период ребёнка, находящегося на образовательном маршруте ( мониторинг психологических особенностей, общего уровня развития, интеллектуально-познавательного, речевого, физического, музыкального развития), основные направления развития (условия для развития, результаты, содержание коррекционно- развивающей помощи (цель коррекционной помощи, длительность, количество занятий в неделю, используемая программа или технология, по которой проводятся занятия, план- прогноз развития ребёнка).

      лечебно- профилактические мероприятия в коррекционных детских садах, включают в себя проведение массажа и занятий лечебной физкультурой с детьми ортопедических групп, включение коррекционных упражнений в комплексы утренней гимнастики и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп, принятие солнечных ванн, песочная терапия и т.д.;

      сотрудничество детского сада с семьёй, основанное на следующих принципах, определяющих её содержание, организацию и методику:

    1) единство целей и задач воспитания;

    2) систематичность и последовательность работы;

    3) индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье;

    4) взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителями.

      взаимодействие с социумом (музыкальной школой, детской библиотекой: дети старшего дошкольного возраста посещают библиотеку 2 раза в месяц.

      преемственность в работе со школой (общие родительские конференции, собрания, открытые занятия с привлечением учителей начальных классов, совместные мероприятия с детьми и т.д.).

    Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу. Вся система воспитательно- образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребёнка к школьному обучению. Подготовительная к школе группа отличается от других возрастных групп тем, что в ней завершается выполнение всех задач воспитательно- образовательной работы, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду».

    Педагоги и специалисты детских садов включат в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения постепенно усложняя их, и тем самым формируют у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе и приближены временными рамками к уроку в школе (30 минут).

    «Программой воспитания в детском саду» в подготовительной к школе группе предусмотрены следующие занятия:

      Развитие речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте). К концу года дети могут:

    - участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении;

    - быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса;

    - в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости;

    - употреблять синонимы и антонимы, сложные предложения разных видов;

    - различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

    - Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин.

      Ознакомление с художественной литературой. К концу года дети могут:

    - различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что…»);

    - назвать любимые сказки и рассказы; прочесть один-два любимых стихотворения, две-три считалки; вспомнить две-три загадки; назвать двух-трёх авторов;

    - выразительно прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.

      Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве). К концу года дети должны уметь:

    - считать в пределах 10;

    - правильно пользоваться количественным и порядковыми числительными;

    - сравнивать числа в пределах 10, устанавливать какое число больше

    (меньше) другого, уравнивать неравное число предметов;

    - сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возрастания (убывания);

    - различать форму предметов;

    - выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;

    - ориентироваться на листе бумаги;

    - называть название текущего месяца года, последовательность частей суток, всех дней недели, времён года.

      Познавательное развитие («Ребёнок и окружающий мир»: предметное окружение и явления общественной жизни: семья, детский сад, родная страна, наша планета, наша армия, труд взрослых; «Природное окружение. Экологическое воспитание»). К концу года дети могут:

    - различать и называть виды транспорта;

    - обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

    - знать, что предметы – творение человеческой мысли;

    - выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;

    - знать дату своего рождения, своё отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчество родителей;

    - знать герб, флаг, гимн России. Иметь представление о Президенте, Правительстве России;

    - иметь представление о разных родах войск и почётной обязанности –защищать Родину;

    - иметь представление о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, фольклоре, труде и т.д.;

    - иметь представление о труде взрослых, их деловые и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.

    - иметь первичные представления о школе, библиотеке;

    - объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

    - иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края и т.д.

      Художественно- эстетическое воспитание (изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, музыкальное воспитание). К концу года дети могут:

    - знать различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и т.д.;

    - создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;

    - лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трёх и более изображений;

    - создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания;

    - видеть конструкцию предмета и анализировать её с учётом практического назначения;

    - изготовлять объёмные игрушки;

    - работать иголкой (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать вешалку, пуговицу);

    - узнавать мелодию Государственного гимна РФ;

    - определять к какому жанру принадлежит прослушанное произведение

    (марш, песня, танец);

    - различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев);

    - петь несложные песни в удобном диапазоне как коллективно, так и индивидуально;

    - выполнять танцевальные движения;

    - играть в оркестре на детских музыкальных инструментах.

      Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая игра). К концу года дети могут:

    - самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр;

    - находить новую трактовку роли и исполнять её;

    - моделировать предметно-игровую среду;

    - владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.

      Физическая культура (развитие основных движений, воспитание культурно- гигиенических навыков). К концу года дети могут:

    - выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);

    - выполнять физические упражнения из разных исходных положений чётко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

    - соблюдать и выполнять культурно- гигиенические правила;

    - следить за собой, за своим внешним видом.

    Таким образом, проанализировав всё выше сказанное можно сделать вывод, что «Портрет» ребёнка - дошкольника и «портрет» выпускника начальной школы, сформулированный разработчиками стандарта начального образования, во многом похожи. Например, в стандарте сказано, что выпускник начальной школы должен уважать и принимать ценности семьи и общества, любить свой край и свою Родину. А дошкольник должен иметь первичные представления о себе, о семье и обществе, государстве и мире, о природе. По сути это одно и то же.

    Главное в том, что основные линии развития ребёнка выдержаны, преемственность между требованиями «Программы развития и обучения в детском саду» и школьными стандартами обеспечена.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

    Школа  не только новые  условия жизни и деятельности человека – это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, новым забо...

    Материалы конференции по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для родительской общественности

    Доклад   по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в рамках родительской конференции .  Принципиальное ...

    Подготовка детей к школе в условиях ДОУ

    Подготовка детей к школе в условиях ДОУ           Когда начинать готовить ребёнка к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребёнка до школы? Одни считают, что над...

    Статья на тему «Реализация модели подготовки детей к школе в условиях ДОУ комбинированного вида».

    Статья на тему «Реализация модели подготовки детей к школе в условиях ДОУ комбинированного вида»....

    «Подготовка детей к школе, в условиях ДОУ».

    Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Подготовка к шко...

    Консультация для родителей "Математическая подготовка детей к школе в условиях семьи".

    В домашних условиях обучение можно проводить не торопясь, возвращаясь в удобное время к материалу, который почему либо ребёнок не сразу усвоил, несколько раз повторять знакомое, пользуясь предметами, ...