СЕМИНАР "Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Орлова Наталья Геннадьевна

СЕМИНАР"Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста". Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР  № 1

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

  1. Сообщение по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста» - Орлова Н.Г.
  2. Роль психолога в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста – Линенко С.В.
  3. Организация сопровождения детей  с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк  ДОУ. - Орлова Н.Г.
  4. Работа в парах:

Анализ (оценка) индивидуальных образовательных маршрутов

Анализ (оценка) карт индивидуального развития ребёнка.

  1. Подведение итогов.

Сообщение по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста»

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны. В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду.

Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);

- обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;

- удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);

- оперативная помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

- формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;

- организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов. СЛ 6

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения. СЛ 7

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:

-обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;

-развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;

-коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

-обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;

-расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;

-повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

-информационно-аналитическое обеспечение;

-оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуется следующими направлениями:

профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);

диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);

консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);

развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении); -          коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики).

просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ представляет из себя следующую деятельность:

  1. Организация работы ПМПк. В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. В детских садах организована работа ПМПк; разработано Положение по ПМПк.

При поступлении ребенка в ДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику  встречи предоставляется возможность высказаться. Затем проходит вся процедура ПМПк.

Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребёнком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, показать комплекс мероприятий в домашних условиях.

  1. Систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений.
  2. Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.
  3. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов.

При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребёнка).

Важно отметить, что все сведения относительно состояния ребёнка заносятся в карту индивидуального развития ребёнка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребёнка. (Здесь можно рекомендовать воспитателям вести дневник наблюдений).

Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:

  1. Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.
  2. Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
  3. Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.
  4. Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
  5. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?

Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:

  • сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;
  • работа более осмысленная и целенаправленная;
  • разработаны карты индивидуального развития дошкольников;
  • разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;
  • разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;
  • организована работа ПМПк, подготовлена необходимая документация.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением. Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса. Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

- установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;

- психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.

Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвано главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;
  • увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
  • уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;
  • сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;
  • постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;
  • оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;
  • снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;
  • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
  • сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.  


Литература:  

1.         Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов.- СПб., 2003.

2.         Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова.- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.

 3.         Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.

4.         Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.

5.         Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 59-62.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста» Семинар

Слайд 2

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ Сообщение по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста ». Роль психолога в п сихолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста. Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ. Работа в парах: Анализ (оценка) индивидуальных образовательных маршрутов Анализ (оценка) карт индивидуального развития ребёнка. Подведение итогов.

Слайд 3

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Слайд 4

Задача психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

Слайд 5

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте.

Слайд 6

Задачи психолого-педагогического сопровождения: - удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье); - обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности; - удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими); - оперативная помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками; - формирование готовности быть субъектом собственной деятельности. - предупреждение возникновения проблем развития ребенка; - психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов; - организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Слайд 7

П ринципы сопровождения развития ребенка: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Слайд 8

Направления работ: обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями; развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни; коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка); обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям; расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников; повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса; информационно-аналитическое обеспечение; оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.

Слайд 9

Направления психолого-педагогического сопровождения детей: профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития); диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам); консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования); развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении); - коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики). просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Слайд 10

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ Организация работы ПМПк с целью согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребёнком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, показать комплекс мероприятий в домашних условиях . Систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений. Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов .

Слайд 11

Алгоритм работы по сопровождению ребенка: Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования. Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений. Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка. Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше ?

Слайд 12

Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника : сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме; работа более осмысленная и целенаправленная; разработаны карты индивидуального развития дошкольников; разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения; разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей; организована работа ПМПк , подготовлена необходимая документация.

Слайд 13

Цель психолого-педагогического сопровождения родителей ( законных представителей) установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей; психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них.

Слайд 14

Ожидаемый результат психолого-педагогического сопровождения дошкольников использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников; увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь; уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка; сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей; постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми; оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения; снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний; создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы; сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.

Слайд 15

Литература: Михайлина , М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов.- СПб., 2003. Смирнова , Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс . пед . учеб. заведений /Е. О. Смирнова.- М.: Гуманит . изд. центр. Владос , 2003. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос , 2003. Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар . науч . конф . (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 59-62.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

"Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста"

В данном материале представлена работа (модель) психолого-педагогического сопровождения ребёнка-дошкольника....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

презентация Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с особыми вариантами развития

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую п...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также измене­ние, преобразование...

Организация модели сопровождения детей дошкольного возраста, не охваченных дошкольным образованием, в условиях социокультурного пространства МА ДОУ

Каждый ребенок  дошкольного возраста имеет право на обеспечение доступности образовательных услуг дошкольного образования, но в реальности родители не могут этим воспользоваться из-за...