Проект по ППРС
проект по теме

Хайдукова Надежда Николаевна

  Реализованный проект по  ППРС в группе "Медвежата"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pprs.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дельфин»

Проект организации

предметно-пространственной среды

в подготовительной группе №2 «Медвежата»

 

Воспитатели:

Зайцева А.В.

Хайдукова Н.Н.

г. Муравленко, 2015

Визитная карточка   проекта

Название проекта: «Создание предметно-развивающей среды  в старшей  группе».

Девиз проекта: «Где нет простора для проявления способности, там нет и способности» (Л. Фейербах)

Тип проекта: информационно-исследовательский, практико - информационный, ориентированный, познавательно- творческий .

Вид проекта:  внутренний, групповой,  межпредметный, долгосрочный.

Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов  с родителями по организации предметно-развивающейся среды  в группе

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды  в подготовительной группе детского сада.

Продолжительность проекта: 1год.

Обеспечение проекта: материально-техническое;  учебно-методическое, информационное.  

Место проведения: ЯНАО, г. Муравленко, МБДОУ ДС «Дельфин», подготовительная группа «Медвежата»

                                       Этапы  реализации проекта

  1. Организационно-подготовительный этап:
  • изучение методической  литературы по данной теме  
  • формирование проблемы, цели задач проекта    
  1. Основной этап (практическая реализация проекта):
  • создание предметно - развивающей среды,
  • отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам
  • с родителями воспитанников группы  ДОУ
  1. Заключительный этап:
  • подведение итогов
  • оформление материалов по проекту
  • создание презентации

Организационно-подготовительный этап

Пространственно-предметная среда выступает посредником между взрослым и детским миром. Причем последний всегда ориентирован на вещные элементы мира взрослых: знаки, символы, отношения и др. Деятельность ребенка, связанная с присвоением вещей, аналогична предметно-орудийной деятельности и деятельности с психологическими орудиями (Л.С. Выготский). В этой деятельности выделяется инструментальность, опосредованность, целесообразность. Результатом присвоения и потребления вещей становится их преобразование. В исследованиях показано, что дети дошкольного возраста познают предметы сенсорным путем, то есть зрительно, осязательно, тактильно и т.д. (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Н.Т.Сакулина и др.) и с помощью мыслительных операций (Л.С.Выготский, С.Л.Новоселова, Н.Н.Поддьяков и др.).

 

Нормативно-правовая основа:

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ  (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01..2012)
  • «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13( Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26  Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564
  • Приказ Минобразования и науки РФ  (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155   «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр.N 30384
  • «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
  • Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877  о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений
  • Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
  • Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).
  • Перспективный план работы по организации  воспитательно-образовательной деятельности  группы
  • Устав ДОУ
  • Годовой  план работы   ДОУ

Цель проекта:  создание предметно-развивающейся среды, комфортных и  благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства,  их  гармоничного развития и саморазвития, формирования  основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии  с ФГОС. Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ  

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей  среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому  благополучию в  своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей  и интересов.

3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной), их интеграция  и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.  

В своём проекте мы отмечаем такие составляющие ПРС, как пространство, предметное наполнение, время.

В работе по развитию ПРС мы учитывали:

  • основные принципы организации ПРС
  • функциональные требования ФГОС к структуре ООП ДУ

В работе над проектом мы  планируем использовать следующие  технологии в создании ПРС:

  • технологию личностно-ориентированного образования
  • игровые технологии
  • развивающее обучение
  • проектные методы обучения, исследовательские методы
  • проблемное обучение
  • информационно-коммуникативные технологии
  • технологию моделирования
  • здоровьесберегаюшую  технологию

Интегрируя образовательный процесс, мы будем учитывать  4 основных направления развития детей (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное и все развивающие виды детской деятельности.

Основной этап

Краткое описание помещения и участка группы.

Подготовительная группа №2 «Медвежата»  МБДОУ ДС «Дельфин» находится на третьем этаже дошкольного учреждения.  Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности.  В группе  оборудованы отдельная  спальная и раздевальная  комнаты, умывальная и две туалетных комнаты. В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки соответствующие  интересам детей, возрастными и личностными особенностями.  Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Развивающая предметная среда группы  оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако предметно-развивающая среда еще  не полностью соответствует ФГТ. Территория участка группы    благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты  газоны, открытая веранда, игровой комплекс «Корабль», песочник, вертикальная и горизонтальная лестницы.

Планирование пространства.

Мы составили план группы и определили четыре зоны.

  1. Зона игровой активности.  
  2. Зона творческой активности.  
  3. Зона познавательной активности.
  4. Зона релаксации.

Также мы планируем преобразовать пространство приёмной комнаты (раздевалки), так как именно здесь создаётся определённый эмоциональный настрой на весь день.

Мы попытаемся добиться плавных переходов из одной зоны в другую, с пересечением взаимодополняющих друг друга центров,  например  центра театрализации,  центра  изобразительного искусства и центра книги, так как считаем, что именно художественная литература даёт почву для детского творчества и новых идей, поэтому эти центры должны располагаться как можно ближе друг к другу.

Целевая направленность и наполнение центров.

Раздевалка.

Именно в этом помещение изначально чувствуется микроклимат группы.  Необходимо, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в коллективе группы важным, нужным, любимым. Поэтому мы планируем создать панно, где будет изображён каждый воспитанник группы в окружении сверстников и педагогов детского сада, поздравительный стенд с изображением талисмана группы - медвежонка. Необходимо создать чувство гордости за личные и групповые достижения, желание находиться именно в этом коллективе, способствовать формированию доброжелательного отношения друг к другу, желанию общаться, взаимодействовать вместе в течении всего дня. Этому будут способствовать символика группы – весёлый медвежонок, специально созданные стенды «Наше творчество», «Выставка талантов», «Наши достижения». Планируется создание «Портфолио группы», здесь же будут стоять портфолио личных достижений, оформленные с помощью родителей. Специально организованное место для демонстрации совместных проектов будет отображать результат коллективной работы, а фотография каждого воспитанника на индивидуальном шкафчике подчеркнёт его личную особенность, индивидуальность.

Зона игровой активности.

  • Центр «Семья» оснащён некоторыми видами бытовой техники (стиральная машинка, утюг), чайным и столовым сервизом, кукольными колясками, куклами и одеждой для них, а также мебелью (кухонный уголок, кроватки, стол, табуреты, диван, кресла). Мы планируем пополнить этот центр бытовой техникой (пылесос, чайник),  посудой (кастрюли разных объёмов, сковороды).

С помощью родителей воспитанников обновим одежду кукол и постельное бельё.  Также неподалёку от центра «Семья» планируем организовать уголок ряжения с различными видами одежды, головных уборов и аксессуаров, также с привлечением родителей воспитанников. Это будет способствовать созданию новых сюжетов, желанию создавать новые образы и роли, вовлекать большее количество сверстников в игру.

  • В центре «Салона красоты» имеется необходимое оборудование для игр. Совместно с детьми мы планируем создание альбомов «Причёски», «Здоровые волосы и ногти», «Красивая кожа». Здесь же мы хотим хранить индивидуальные расчёски воспитанников, для формирования привычки постоянно следить за своим внешним видом, прибегая  к помощи сверстников или самостоятельно, используя зеркало.
  • Сюжетно-ролевой центр «Магазин» планируем дополнить хлебобулочными изделиями, изготовить знаки, с указанием разных видов торговли (продукты, хозяйственные товары, игрушки, канцелярски товары и т.д.), совместно с детьми изготовить купюры и монеты разного достоинства. Это наиболее знакомая детям социальная среда, здесь можно  закреплять знания детей   об отношениях «продавец - покупатель»,  а также формировать представления о финансовой  стороне предложенного сюжета, ввести понятия «дороже», «дешевле», «добавить», «отложить» и т.д.  
  • Игровой центр «Больница» оборудован специальной мебелью, одеждой и атрибутикой, способствующими организовать разные виды игр (больница, аптека, ветеринарная клиника). Планируем дополнить центр плакатом-алгоритмом медицинского осмотра пациента, изготовить рецепты со схематическим указанием лечения и профилактики болезни.
  • Игровой центр «Школа» состоит из учебной доски, учительского стола и парт. Здесь мы планируем приобретение кукол – мальчика и девочки в школьной форме. Мы предлагаем детям пользоваться дополнительным оборудованием для игр (листы, карандаши, картины, буквы, цифры) из других игровых центров (Центр «Познание», «ИЗО» и т.д.). Вся атрибутика должна способствовать усвоению правил и норм поведения в школе, отношений «учитель-ученик» и формированию таких понятий как «урок», «перемена», «школьная форма», «класс»  и т.д.
  • Центр театрализации «Теремок сказок» оснащён разными видами театров (пальчиковый, варежковый, настольный). Планируем пополнить его театром Би-Ба-Бо, театром, изготовленным самими детьми, настольными театрами с сюжетами полюбившихся сказок. Также планируем изготовить игровое поле. Театрализация предполагает не сухой пересказ сюжета сказки, а задействование всех видов художественной выразительности (интонация, мимика, жесты, взаимодействие с партнёрами по игре), поэтому необходимо подобрать игры на развитие этих способностей. Здесь же необходимо организовать центр музыкального творчества, где будут располагаться не только музыкальные инструменты, но и альбомы «Музыкальные профессии», «Ноты», «Музыкальные шедевры». Здесь же мы хотим организовать центр игр на развитие коммуникации, формирования положительного отношения к окружающим, создания благоприятного микроклимата в группе. Этому будут способствовать волшебные герои и предметы, например «Волшебная труба»,  через которую видно только положительное в людях, их поступках
  • В «Автотехцентре» есть транспорт крупного и среднего размеров, бензоколонка, слесарные инструменты. Для повышения интереса к совместным играм мальчиков друг с другом, планируем создание альбома «Профессии настоящих мужчин» с указанием профессий, их особенностей, связей с другими профессиями, организовать место хранения атрибутов для игр мальчиков. Также необходимо создать игровую поверхность для  закрепления правил дорожного движения, здесь же знаки дорожного движения, игрушки для обыгрывания, мелкий транспорт.
  • Спортивный центр «Супер-герои». Цель организации этого центра не только активизировать двигательную активность детей и развить основные двигательные навыки, но и сформировать основы здорового образа жизни, желания самостоятельно укреплять своё здоровье. Поэтому кроме уже имеющегося оборудования на развитие меткости, ловкости, силы и других физических качеств, мы хотим дополнить его атрибутами для самомассажа, алгоритмом выполнения массажа биологически активных точек, алгоритмами выполнения комплексов упражнений, плакаты с изображением правильного положения человеческого тела в разных видах деятельности. Для формирования интереса к спортивным играм необходимо создать альбом с различными видами спорта, сделать баскетбольное кольцо. Для формирования понятий «командный дух», «команда» мы планируем сделать отличительные спортивные знаки группы, мини-групп.

Необходимо пополнить игровую зону небольшими  ширмами, которые помогут детям организовать личное игровое пространство в соответствии со своими замыслами. Важно отметить, что эти ширмы должны быть лёгкими и очень небольшими.

Также удобны в организации личного пространства будут мягкие модули разной формы и величины.

Зона творческой активности.

  • Уголок изобразительного искусства содержит разнообразный материал для рисования и лепки. Необходимо организовать место для демонстрации успехов детского творчества (живописи, лепки, поделок).
  • Здесь же мы планируем создать центр «Мастерская детства», направленный на развитие  креативных способностей, самостоятельности, творческой инициативы, путём создания поделок и работ из нетрадиционного материала (фольга, губки, блёстки, проволока и т.д.), выбранного самим ребёнком. Здесь будем учитывать отдельно интересы мальчиков и девочек, определяя общую тему поделок, например «Планета Будущего» и «Страна Розовой Феи». Тему периодически можно менять, как и материал. Дети смогут самостоятельно выбрать вид творчества в соответствии с темой. Альбомы, расположенные здесь же, подскажут дополнительные способы и приёмы создания поделки.

  • Неподалёку планируем оборудовать центр конструирования. В наличии уже есть разные виды строительного материала («Лего» среднего и мелкого размера, крупный и мелкий деревянный строитель,  конструктор с отверстиями), необходимо дополнить центр металлическим и магнитным конструктором,   схемами для построек. Используя трафареты и другие чертёжные принадлежности, дети могут создавать свои схемы или планы.

  • Центр художественной литературы, является точкой пересечения зоны творческой активности и зоны познания, так как является источником  знаний и новых идей для продуктивных видов деятельности. Кроме художественной литературы, подобранной с учётом возраста и интересов детей, мы планируем дополнить этот центр портретами писателей, работами известных художников, сделанных к произведениям литературы, это сформирует представление у детей о книге, как о результате труда многих людей. С этой же целью планируем создать «Книжкину больницу», что также должно воспитывать бережное, уважительное отношение к книге.

Зона познавательной активности.

Найти ответы на свои вопросы и задать новые ребёнок может здесь самостоятельно, в компании сверстников и с помощью взрослого, для этого здесь планируем оборудовать   следующие центры.

  • «Полочка умных книг».  Здесь уже есть энциклопедии разной тематики. Необходимо дополнить библиотеку книгами о космосе, истории человечества, организме человека. Познавательная литература продолжает формировать представление детей как об источнике знаний. Полученные знания, дети могут закрепить в лаборатории, оборудованной неподалёку.
  • «Коллекция Всезнайки». Здесь мы планируем создать коллекцию альбомов на интересные для детей темы «Всё о транспорте», «Одежда», «Полезная еда», «Интересные профессии» и т.д. Планируется создание серии альбомов на тему «История одного предмета», в которых дети смогут наглядно увидеть совершенствование окружающего мира на протяжении всего существования человечества. Небольшие тумбы и столы, расположенные в пределах зоны, должны будут способствовать созданию периодических коллекций, выставок, музеев.
  • «Моя Россия». В центре патриотического воспитания уже есть символы Российского государства, ЯНАО, города, портреты их глав. Необходимо дополнить центр информацией о народах, живущих в нашей стране, их обычаях, образе жизни,  сформировать интерес к национальному разнообразию могли бы наряды кукол.
  • «Советы Аркадия Паровозова». Центру ОБЖ придаст популярность современный мультгерой, который предложит детям альбомы, способствующие закреплению, дополнению и обсуждению правил безопасности жизнедеятельности. В центре имеется информация о правилах ПДД, пожарной безопасности, безопасности в природе и дидактические игры к ним. Мы планируем дополнить центр альбомом, демонстрирующим алгоритм оказания первой помощи в различных ситуациях, а также оборудовать аптечку первой помощи.
  • «Наши любимые игры». Здесь уже имеются игры, направленные на развитие мышления и речи (лото, домино, пазлы, разрезные картинки), игры на умение соблюдать установленные правила (игры с фишками и кубиком). Необходимо пополнить центр играми, развивающими память, внимание, ориентировку в пространстве и на листе бумаги, играми, с учётом эффективности  развития восприятия с помощью включения разных ощущений (зрительных, осязательных, двигательных, слуховых).

Также мы планируем организовать учебный центр, подготовить дидактический материал в виде карточек, фишек, картинок, схем, который будет в открытом доступе для детей. Специальная мебель (столы, передвижные мольберты), должна способствовать самостоятельной организации рабочего места.

  • Отдельно хотим отметить   значимый для старшего возраста центр подготовки руки к письму «Школа Волшебного Карандаша»  здесь планируется подборка материала, способствующего формированию правильного положения руки при письме, умения ориентироваться на листе бумаги (прописи, трафареты, линейки, тетради).

Хотелось бы оборудовать познавательную зону группы оборудованием для просмотра познавательных фильмов и презентаций, выполнения интерактивных заданий, так как мультимедийные материалы задействуют различные каналы восприятия и позволяют заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Зона релаксации.

Зона   расположена в уединённом уголке группы.  Мягкие кресла, расположенные здесь,  можно поставить в любом удобном положении, даже соорудить детскую колыбель. Здесь же расположен природный центр «Зелёная страна». Растения-фитонциды, игрушки животных, альбомы на тему природы успокоят, расслабят, дадут пищу новым размышлениям. Открытый доступ к окну позволит ребёнку понаблюдать за людьми, погодой, на основе собственных наблюдений сделать отметки в календаре наблюдений.

Заключительный этап

На заключительном этапе построения ПРС мы хотим провести мониторинг, главным критерием которого будет анализ выполнения поставленной цели проекта, уровень реализации поставленных задач, знаний и умений детей.

Отслеживание  результатов эффективности  проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к ПРС группы и мнения родителей.

Результаты мониторинга будут использовать для дальнейшего совершенствования ПРС группы.

В конце года (апрель-май) мы хотим оформить результаты мониторинга в виде презентации, которая будет отражать результаты проделанной нами работы и планирование дальнейшего развития ПРС.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по организации ППРС группы"Современные девчонки и мальчишки"

ПРОЕКТСтаршей  группы № 3 «БАБОЧКИ»по организации предметно – пространственной развивающей среды...

Проект будущего. ППРС в младшей группе. Планетарий для малышей.

Проект будущего. ППРС в младшей группе. Планетарий для малышей....

Проект по ППРС по теме: "Дикие животные"

Проект ППРС для средего дошкольного возраста по теме: "Дикие животные" с учетом требований ФГОС...

Проект "Организация ППРС" во второй младшей группе

Проект "Организация ППРС" во второй младшей группе...

Таблица проекта ППРС " Осень"

1.Возрастная группа 3-4 года (Младший дошкольный возраст)Тема; Дары осени2. Рекомендациям по проектировании ППРС ФГОС ДО:В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечив...

Проект «ППРС – как стимул речевого развития детей раннего возраста».

Проект «ППРС – как стимул речевого развития детей раннего возраста»....

Отчет о реализации проекта по преобразованию ППРС

Предметно-пространственная развивающая среда создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделяется на несколько центров, в каждом из...