Образовательная программа (старшая группа)
рабочая программа на тему

Сабитова Татьяна Викторовна

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_0_2.docx84.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 325

КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

400067, г. Волгоград, ул. им. Никитина, 123, тел.(факс): (8442) 42-02-53, sadik325@yandex.ru

ИНН/КПП 3447016694/344701001, ОГРН 1023404291921, ОКПО 48084271, ОКОПФ 75403

Принято:                                                                      Утверждаю:

 на педагогическом совете                                          Заведующий

МОУ «Детский сад №325                                           МОУ  детского сада №325

Кировского района Волгограда»                      Л.С.Лобода

Протокол №      от         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ №6

НА 2016-2017 ГОД

Воспитатели: Конякина Е.В.

Сабитова Т.В.

2016г

Содержание

  1. Целевой раздел:
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1.3 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РП

1.4 ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАННИКОВ.

1.5 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ТЕХНОЛОГИИ

1.6.ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

2. Содержательный раздел

           

         2.1.  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

           ОБЛАСТЕЙ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

       2.2. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ  

          ИНИЦИАТИВЫ.

          2.3.СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ,

            РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ.

         2.4.КРУЖКОВАЯ РАБОТА.

         2.5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ.

         2.6. МОНИТОРИНГ

  1. Организационный раздел:

3.1.РЕЖИМ

3.2.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

3.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ. 3.4  РАСПИСАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.5 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №6

Ι  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

- НОРМАТИВНАЯ БАЗА – ОСНОВА ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

Рабочая программа (далее - программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей пятого года жизни.

 Срок реализации программы 1 год.

 Программа разработана на основе законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации в области образования: :

- Конвенция о правах ребѐнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);

-Декларация прав ребѐнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);

-Законами РФ и документами Правительства РФ: ст. 2, 30, 38, 43 Конституции РФ;

-Закон об образовании в Российской Федерации от 21.12 .2013 года

 Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155

Документами Федеральной службы:

-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» от 15.05.2013г.. № 26;

Нормативно-правовыми документами Минобразования России:

-«О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» (от 14.03.2000г. № 65/23-16);

     Уставом МОУ детского сада  №325, лицензией и локальными правовыми актами ОУ,       правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями.   

- СВЕДЕНИЯ О ВОСПИТАННИКАХ ГРУППЫ  

       Характеристика контингента, особенности семей воспитанников:

      Общее количество детей 28 человек.  Контингент воспитанников по полу:

ДЕВОЧЕК

16

МАЛЬЧИКОВ

12

Распределение детей по группам здоровья:

Группы здоровья

Количество детей

Процентное соотношение

              2

               28

           100%

Социальная характеристика семей:

Состав семьи:

С 1 ребёнком

С 2 детьми

 С 3 детьми

 С 4 детьми

Полная семья

Неполная семья

12

14

1

1

23

5

Таким образом, в контингенте воспитанников имеется большее число девочек, чем мальчиков; превалирует 2 группа здоровья (28 чел.; 100%), большинство детей воспитываются в полных семьях ( 23семьи; 73%), количество неполных семей составляет 27% от общего количества семей воспитанников 6 года  жизни.

- РЕЖИМ РАБОТЫ МОУ ДЕТСКОГО САДА № 325:      С 7.00 ДО 19.

1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

ЦЕЛЬ : Обеспечить развитие личности детей среднего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учѐтом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

 ЗАДАЧИ: 

1.Укреплять здоровье, закаливать детский организм посредством здоровье сберегающих технологий

2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:     а)Уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;

б)Соблюдению и контролю правил в подвижных играх;

 в)Восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения;

г)Целенаправленно развивать быстроту, скоростно- силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы;

д) Формировать потребность в двигательной активности посредством соблюдения правильного двигательного режима дня, соответствующего возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям детей группы .

 3.Развивать и поддерживать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем мире.

4.Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению посредством создания возможностей для вариативной игровой деятельности, удовлетворяющей потребностям и интересам детей группы.

5. Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах, развивать стремление к совместным играм.                                

 6.Развивать творческие проявления и воображение в различных видах деятельности.

7.Обогащать социальные представления о людях -  взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.

8.Развивать интерес к родному городу, стране.

9. Способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители , действовать в реальной и воображаемой ситуациях .

10.Создавать основу для развития содержания детских игр: обогащать представления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей, учитывать при этом интересы и потребности детей.

11.Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, развивать эмоциональную отзывчивость.

1.3 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РП:

Программа Детство – программа, ориентированная на современного ребенка. Принципы разработаны на основе Стандарта:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.  Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. 

Для детей дошкольного возраста это:

¬ игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

¬ коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

 ¬ познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

¬ самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

¬ конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

¬ изобразительная(рисования, лепки, аппликации);

¬ музыкальная(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

¬ двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Для успешной реализации Программы учитываются психолого-педагогические условия:

 ¬ уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

¬ использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

¬ построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

¬ поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

¬ поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

 ¬ возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

¬ защита детей от всех форм физического и психического насилия;

  ¬ поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. (Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации", ст. 34. п. 1.9.)

 Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для: 

¬ диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;

¬ оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Основные принципы построения и реализации Программы: 

¬ научной обоснованности и практической применимости;

 ¬ единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

¬ интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

 ¬ комплексно-тематического построения образовательного процесса;

¬ решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.

1.4 ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАННИКОВ.

Педагогическая диагностика, которая проводилась в сентябре  2016года, выявила детей (7 чел.) которые имеют высокий уровень развития: Мартынов Кирилл, Шишкин Денис, Ковалева Милана, Чайкина Олеся, Уразова София, Лисин Олег, Красюкова Настя. Эти дети отличаются высокой активностью и любознательностью, задают много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Ребята активно проявляют стремление к общению со сверстниками, стремятся к самовыражению в деятельности, интеллектуальному общению со взрослыми. В процессе совместной исследовательской деятельности активно называют свойства и качества предметов, объединяют предметы и объекты в видовые категории. Эти дети способны предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке. Для детей с высоким уровнем развития намечен индивидуальный маршрут, исходя из которого выделены следующие задачи:

1.В свободной детской деятельности, в режимных процессах создавать дополнительные развивающие проблемно - игровые или практические ситуации, побуждающие детей применять имеющийся опыт, проявлять инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей проблемы, задачи.

2.Создавать возможность для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.

3.Соблюдение гибкого зонирования предметно-развивающей среды с учѐтом детских интересов и потребностей.

 4.Осуществление индивидуально - дифференцированного подхода к детям группы с учѐтом их индивидуальных особенностей, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

В группе есть  дети  с низким уровнем речевого развития: Кондрашова Диана, Борисенко Коля, Зубарева Настя, Даненко Тимофей, Осипов Данил, Пташкин Ваня, Симайкин Максим. Есть дети, которые не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимают речь, обращѐнную только к ним лично, на вопросы отвечают отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложение: Могильный Марк и  Осипов Данил. В речи многие слова заменяют жестами, использует автономную речь ( « язык нянь»). Для работы с этими детьми составлен индивидуальный маршрут для совершенствования уровня речевого развития:

  1. Организовывать частое индивидуальное общение с ребѐнком на основе совместной деятельности с игрушками и предметами.
  2.  В повседневной деятельности в группе и на прогулке стимулировать ребѐнка к правильному и чѐткому называнию предметов, их частей, признаков и действий с ними.
  3.  В творческих играх вопросами и включением в игру стимулировать ребѐнка правильно называть себя в игровой роли ( « Я- папа»), называть игровые действия, отвечать на вопросы об игре.
  4. Организовывать совместное с ребѐнком составление рассказа с одновременным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В подобной ситуации ребѐнок чувствует себя равноправным партнѐром, может в любой момент включиться в рассказывание. Другие дети по желанию могут стать наблюдателями или соучастниками деятельности.
  5. Привлекать ребѐнка к комментированию ( сопровождение речью) своих действий в любой деятельности, стимулировать к проговариванию последующих действий – к речевому планированию. Для этого педагог включается в общение с ребѐнком и предлагает рассказать, что будет дальше ( «Что ещѐ захочет делать кукла? С кем она пойдѐт гулять?»).
  6. Создавать условия для развѐрнутого речевого обращения ко взрослым и сверстникам « Объясни Наташе, как ты будешь играть с мячом?»                                Для профилактики возможных нарушений звукопроизношения ежедневно проводить упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата ребѐнка из серии « Весѐлый язычок», использовать игры с пальчиками на основе фольклорных произведений.

1.5 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ТЕХНОЛОГИИ

1.Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство- Пресс, 2012.

2.Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.

3. Дошкольник 5 лет. Как работать по программе «Детство». // Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб.: Детство- Пресс, 2007.

5. Методические советы к программе «Детство». // Отв. ред. Т.И. Бабаева,

 З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

6..Л.Г.Петерсон «Игралочка»

7. В.П.Новикова «Математика в детском саду» Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. М.:Мозаика-Синтез 2010

8. Л.В.Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала,

9. З.В. Лиштван «Конструирование»  М.: Просвещение 1981

10. О.А. Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию»  изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт- Петербург

11. Л.А. Уланова «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт- Петербург

12. О.Б.Дыбина «Ребенок и окружающий мир»

13.О.С.Ушакова  Занятия по развитию речи в старшей  группе

14. Т. И, Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М.:Школьная пресса,2005

15. Н.В. Нищева «Система  коррекционной работы» изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт- Петербург, 2005

16. Е.А. Алябьева  «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет» М.: ТЦ. Сфера,2005

17. И.Агапова «Лучшие игры и развлечения со словами» М.ОООИКТЦ «Лада», 2008

18. В.И.Мирясова  «Занимательные игры-задания в  детском саду, изд. «Школьная пресса», 2004

19. О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста  по разделу  «Социальный мир»  (программа «Детство) изд «Учитель»

20. Н.Г.Зеленова  «Мы живём в Росссии» Гажданско-патриотическое воспитание дошкольников средняя группа М. изд. «Скрипторий2003», 2008

21. Л. Л. Мосалова «Я и мир» конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт- Петербург

22. Т. А. Шорыгина, «Нравственные беседы с детьми» М.:ТЦ Сфера, 2008

23. Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина «Безопасность» изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт- Петербург

24. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» М.:ТЦ Сфера, 2008

25. Т.С.Комарова  «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, М. «Просвещение» 1991

26. Т. Г. Казакова  «Развивайте у дошкольников творчество» М. «Просвещение» 1985

27.Т.Э.Токаева «Азбука здоровья»

28. Л.И. Пензулаева, Сборник подвижных игр. 

     

1.6.ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К шести годам

- Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.

- Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них.

- Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.

- Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

- Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.

- Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.          

-  Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и  отчеству.                                          

- В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.

-  Речевые контакты становятся более длительными и активными.

- Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи).

- Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.

-  Движения стали значительно более уверенными и разнообразными.

- Испытывает острую потребность в движении, отличается высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждается, становится непослушным, капризным. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки.

 -  Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков.

- Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной

обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со  

взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».

- По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.

- Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования.

-  В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием  характерных признаков. Имеет представления: о себе: знает свое имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения (умею рисовать и пр.), знания (знаю, о чем эта сказка), то, чему научился (строить дом). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской  сестры, воспитателя, прачки; о государстве: знает название страны, города в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.

- Владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). С помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.          

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области

НОД

ОД в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

ОД в семье

Занятия

Дидактические игры

Беседа

Опыты, экспериментирование

Игровые упражнения Проектная деятельность Продуктивная деятельность Проблемно- поисковые ситуации Экскурсии Наблюдения

Показ

Наблюдение Напоминание Объяснение Обследование Развивающие игры Игра- экспериментирование Моделирование Коллекционирование

Проекты

Конкурсы Тематическая выставка

Трудовая деятельность

С Р И

Игры –развивающие, подвижные,

со строительным материалом Интегрированная детская деятельность Опыты

Труд

Продуктивная деятельность

Рассматривание Наблюдение

Беседа

Прогулка

Домашнее экспериментирование

Чтение художественной литературы Совместное творчество Коллекционирование Интеллектуальные игры

                                   

                                   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

                                            «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение  активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области

НОД

ОД в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

ОД в семье

Занятия

Игры с предметами и сюжетными игрушками Коммуникативные игры

Чтение и рассматривание иллюстраций Совместная продуктивная деятельность Дидактические игры

Экскурсии

Проектная деятельность Настольно-печатные игры

Разучивание стихотворений Речевые задания и упражнения, Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций, обучение пересказу, составлению рассказа  Показ настольного театра

Повторение Обсуждение Напоминание

Беседа

Хороводные игры Пальчиковые игры Тематические досуги Речевые дидактические игры Наблюдения

Чтение худ.литературы,

Слушание Разучивание скороговорок, чистоговорок, Праздники и развлечения

Игра-драматизация Игры в парах и совместные игры Самостоятельная художественная речевая деятельность СРИ Театрализованные игры

Дидактические игры Настольно-печатные игры

Словотворчество Совместная продуктивная и игровая деятельность

Речевые игры

Беседа

Чтение х\л

Игра-драматизация Совместные семейные проекты

Разучивание скороговорок чистоговорок

                                  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

                  «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» 

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области

НОД

ОД в режимных моментах

Самостоятельная   деятельность

ОД в семье

Занятия

Экскурсии

Наблюдения

Чтение х/л

Беседа

Дидактические игры

Проблемные ситуации Поисково- творческие задания

 Объяснение

Упражнение Рассматривание иллюстраций

Викторины КВН Моделирование

Индивидуальная работа

Обучение

Объяснение

Напоминание

Показ

Наблюдение

Упражнения

Тренинги

Игры- подвижные, дидактические Рассматривание иллюстраций

Трудовая деятельность Театрализованные постановки

Праздники и развлечения

Игры со сверстниками- СРИ

 Самообслуживание Дежурство

 Рассматривание иллюстраций (совместно со сверстниками) Продуктивная деятельность Экспериментирование Наблюдение

Экскурсии

Прогулка

Путешествия

Наблюдение

Личный пример

Беседа

Объяснение

Чтение х\л

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области

НОД

ОД в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

ОД в семье

Физкультурные занятия (сюжетно- игровые, тематические, классические, тренирующие, на улице,

ОРУ ( с предметами и без предметов), игры с элементами спорта, спортивные упражнения

Индивидуальная работа с детьми, игровые упражнения, игровые ситуации, утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры, проблемные ситуации, спортивные праздники и развлечения, гимнастика после сна, Объяснение, показ, двигательно- дидактические игры, личный пример, чтение х/л, театрализованные игры, иллюстративный материал

Подвижные игры, игровые упражнения, имитационные движения, сюжетно- ролевые игры

Беседа Совместные игры, походы, занятия в спортивных секциях, посещение катка, бассейна

                                                                 

                                   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

                    «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области

НОД

ОД в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

ОД в семье

Занятия, дидактические игры, наблюдение, рассматривание, чтение х/л, обыгрывание незавершенного рисунка, коллективная работа, обучение, создание условий для выбора, опытно- экспериментальная деятельность, беседа, творческие задания, театрализованная деятельность, музыкально- дидактические игры

Наблюдение Беседа проблемные ситуации, обсуждение, проектная деятельность, дизайн, занимательные показы, индивидуальная работа, тематические праздники и развлечения

СРИ, наблюдения сбор материала, экспериментирование с материалами

Беседа, рассматривание, наблюдение, рассказы, экскурсии, чтение х/л, детско- родительская проектная деятельность, посещение музея, концертов, детских театров, обучение игре на музыкальном инструменте

2.2. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ.

Способы и направления поддержки детской инициативы Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня. Все виды деятельности ребенка осуществляется в форме самостоятельной инициативной деятельности: самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; развивающие и логические игры; музыкальные игры и импровизации; речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; самостоятельная деятельность в книжном уголке; самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей; самостоятельные опыты и эксперименты и др. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, обеспечиваются условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Создаются ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений

2.3.СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ.

 1.Национально-культурные: Включение в содержание дошкольного образования вопросов истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького волгоградца.  

 2.Климатические:  Климатические условия нашего региона имеют свои особенности: большое количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха.

 - Первые 10 рабочих дней января – устанавливаются каникулы, в период которых создаются оптимальные условия для самостоятельной двигательной, игровой, продуктивной и музыкально-художественной деятельности детей,

- В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на прогулке за счет организации 2 прогулки .

- В теплое время – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе (утренний прием, гимнастика, музыкальные и физкультурные праздники, досуги, развлечения; театрализованные представления).

- Один раз в квартал в средней группе №8  проводятся тематические Дни здоровья. Содержание образовательной работы в такие дни направлено формирование основ культуры здоровья у дошкольников. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, играми, решением занимательных задач; «персонажами» любимых книг и др. Итогом таких дней является проведение совместных мероприятий с родителями: физкультурных праздников, досугов, викторин, конкурсов.

2.4.КРУЖКОВАЯ РАБОТА

Программа дополнительного образования

Основные воспитательные задачи

Фамилия , имя ребёнка

«Ладушки»

«Домовенок»

содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, умения согласовывать движения с музыкой; развитие навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений; профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний; развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

Ковалева Милана, Красюкова Настя, Борисенко Коля, Зубарева Настя.

Даненко Тимофей, Могильный Марк, Осипов Данил.

«Адажио»

Развивать музыкальные способности  ребенка: чувство ритма, музыкальную память, ладовое чувство, координацию слуха и голоса.

Развивать коммуникативные качества детей

Мосейко Софья, Сорокин Леша, Козляева Таня, Зенкина Катя.

2.5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

 Взаимодействие педагога с родителями детей старшей группы.   

Взаимодействие педагогов с родителями детей шестого года жизни имеет свои особенности. Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок переходит на новую ступень личностного развития - у него возникает потребность в познавательном общении со взрослыми. Он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («когда я был маленьким…») и настоящего. Основные «источники информации» о своем прошлом для ребенка - его родители, близкие.  В своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.

Основные приоритеты совместного с родителями развития ребенка: Развитие детской любознательности. Развитие связной речи…. Развитие самостоятельной игровой деятельности детей Установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и развитие дружеских взаимоотношений Воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

• Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.

• Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.

• Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.

• Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.

• Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.

• Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.

• Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

Направления взаимодействия педагога с родителями Педагогический мониторинг .  Продолжая изучение особенностей семейного воспитания, педагог знакомится с традициями семейного воспитания, обращает внимание на благополучие детско-родительских отношений в разных семьях, проблемы конкретных родителей в воспитании детей, изучает удовлетворенность родителей совместной деятельностью с педагогом. Решая эти задачи воспитатель проводит анкетирование родителей «Семейное воспитание», «Мы и наш ребенок», беседу с родителями «Традиции нашей семьи» Понять особенности внутрисемейных отношений и роль ребенка в семье педагогу помогут беседа с ребенком «Ты и твоя семья» (автор А. И. Захаров), диагностическая игра «Почта». Для изучения удовлетворенности родителей в совместной деятельности воспитатель проводит анкетирование родителей «Вместе с детским садом», диагностическую беседу «Какой я родитель» В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбранных направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе диагностики.

Педагогическая поддержка.

В старшей группе воспитатель не только стремится установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родительского коллектива группы - возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми проводить свободное время. Для того, чтобы педагогу лучше узнать особенности семей своих воспитанников, сплотить родительский коллектив, сблизить родителей со своими детьми можно предложить родителям вместе с детьми составить рассказы на темы: «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это вся моя семья». Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать совместное оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья», «По секрету всему свету», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей». Альбом «По секрету всему свету» позволяет узнать о жизни каждой семьи: о любимых занятиях, увлечениях, о совместных делах взрослых и детей, семейных праздниках, походах. Каждая семья оформляет свою страницу альбома, посвященную традициям, интересам их детей и взрослых. В ходе взаимодействия с родителями педагог подчеркивает, что эффективное интеллектуальное развитие детей невозможно без участия семьи, близких. Педагог знакомит родителей с приемами активизации детской любознательности, обогащения представлений об окружающем мире, развития речевых способностей. С этой целью он предлагает родителям игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют много времени и специального оборудования: «На кого похожи облачка? (камешки, листья), «Найди вокруг как можно больше красных (округлых, деревянных) предметов», «Отгадай, какие слова я пропустила в рассказе и составь сам «неполный» рассказ», «Как, посмотрев в окно, узнать холодно ли на улице?». Поскольку представления детей о социальном окружении складывается на основе конкретных детских впечатлений о своей улице, районе, родном городе педагогу важно заинтересовать родителей проблемой знакомства ребенка с родным городом. Для этого может быть проведена викторина «Знаем ли мы свой город». В газетах, тематических информационных бюллетенях для родителей воспитателю необходимо представить информацию, что рассказать дошкольнику о своем районе и городе, как лучше познакомить с его достопримечательностями, какие «заветные» уголки Петербурга можно посетить с детьми разного возраста, как помочь ребенку выразить свои впечатления об увиденном.

 Педагогическое образование родителей.

 Благодаря усилиям педагога у родителей появляются четко оформившиеся образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя). Для удовлетворения образовательных запросов педагог использует разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, уместно создание клубов для родителей таких как «Традиции семьи», «Вундеркинд», «Узнаем наш город». Так, при создании клуба «Традиции семьи» педагогу важно вызвать у родителей интерес к проблеме семейных традиций, желание приобщать к ним своих детей.Для решения этой задачи он организует устный журнал для родителей «Традиции семьи: вчера, сегодня, завтра», в ходе которого обсуждаются традиции , которые возможно возродить в современных семьях, и среди них семейные игры (анаграммы, арифмограммы, лото), семейные вечера для маленьких с участием всех членов семьи совместное чтение по вечерам любимых сказок, рассказов, повестей, сотворчество детей и родителей,). Этот разговор с родителями поможет поддержать интерес родителей семейному чтению художественной литературы, вернуть книгу в жизнь ребенка Для родителей, желающих возродить семейные традиции в клубе организуются тематические встречи «Создание семейного музея», «Домашний театр-с чего начать?», «Проведение семейных праздников». Итоговой может стать встреча за круглым столом.«А у нас в семье так», на которой родители обсуждают, какие семейные традиции доступны пониманию дошкольников, как лучше приобщать к ним детей, поделиться воспоминаниями о том, какие семейные традиции и ритуалы из жизни их семей больше всего запомнились из детства. Исходя из пожеланий родителей, при поддержке медицинской и психологической службы воспитатель реализует с родителями комплексные программы психолого-педагогического образования: «Учимся общаться с ребенком», «Вместе с папой», «Знаю ли я своего ребенка», «Растем  здоровыми». Задача таких программ - расширение знаний родителей о различных подходах в воспитании, развитие умений видеть и понимать своего ребенка совершенствование умений родителей развивать своих детей в различных видах деятельности. Воспитатель обращает внимание и на особые педагогические потребности родителей, помогает им решить проблемы воспитания. Для этого он организует родительские встречи на темы «Наш маленький капризуля», «Растем без папы», «Легко ли быть послушным». Совместная деятельность педагогов и родителей В средней группе педагог стремится сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми, воспитатель организует такие совместные праздники и досуги как - праздника осени, праздник Нового года, праздников для мам (Восьмого марта) и пап (23 февраля). Важно, чтобы на этих встречах родители присутствовали не просто как зрители, а совместно с детьми выступали с концертными номерами, включались в детские театрализации, читали стихи, участвовали в конкурсах. Особое место среди праздников занимают детские дни рождения, которые каждая семья может провести по-своему, в соответствии с идеями и желаниями родителей и именинника. Со временем проведение совместных с родителями праздников, вечерних посиделок, семейных гостиных, семейных конкурсов «Папа, мама и я – умелая семья», становятся традициями группы детского сада. Особую роль играет взаимодействие воспитателя с родителями в решении задач социально-личностного развития ребенка. Именно в семье ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, учится понимать чувства, настроения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих близких. Поэтому успешно решить задачи по воспитанию у дошкольников гордости за свою семью, развитии представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитании культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи. Для осознания ребенком своей роли в семье, понимания связей с близкими людьми воспитатель проводит такие игровые встречи как: • «Посмотрите это я, это вся моя семья» (вместе с гостями - разными членами семей, дети рассматривают фотографии, семейные альбомы, детские рисунки о семье, поют песни, танцуют), • «Очень бабушку свою, маму мамину люблю» (в гости к детям приходят бабушки воспитанников, рассказывают детям сказки, играют с ними, рассказывают истории о своем детстве), • «Папа может все, что угодно!» (воспитатель приглашает в группу пап, которые, рассказывают детям о своей работе, в совместных играх и упражнениях демонстрируют силу, ловкость, ремонтируют игрушки в группе).  Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, воспитатель помогает родителям стать участниками детских игр, занять партнерскую позицию, поддержать творческие проявления ребенка в игре. Приглашая родителей в группу, воспитатель обращает их внимание на необходимость развитие у детей умения замечать чувства других, проявлять внимание помощь. Для этого он делает их участниками ситуаций: «Мама Оли расстроена, она забыла дома подарки для детей», «У Светиной бабушки сегодня день рождения», «Сережин папа сегодня очень устал на работе», предлагая дошкольникам проявить внимание и всем вместе позаботиться о старших. Исходя из образовательных задач, особенностей детей группы и потребностей родителей, воспитатель вовлекает родителей в организацию разных совместных с детьми форм деятельности «Мы вместе трудимся на участке» (убираем снег и украшаем участок к новогодним праздникам»), «Идем на прогулку в парк», «Украшаем группу к празднику весны», «Все вместе едим в зоопарк». Важно, чтобы во время совместных образовательных ситуаций и после них педагог поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращал их внимание на то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими. Таким образом, к концу периода среднего дошкольного детства педагог вовлекает родителей как активных участников в педагогический процесс, создает в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию детей группы.

Месяцы

Название мероприятий

Сентябрь

1. Групповое родительское собрание на тему.

2. Выявление социального статуса семей воспитанников.

3. Консультация на тему: «Роль семьи в воспитании дошкольников»

4. Оформление родительских уголков

Октябрь

1. Консультация «Играем пальчиками и развиваем речь»

2. Памятка для родителей «Правила дорожного движения»

3. Конкурс «Осень золотая в гости к нам пришла»

4. Памятка родителям  о ПДД

Ноябрь

1. Семейный праздник «Путешествие на планету Здоровья». 

2. Индивидуальные беседы с родителями по запросам.

3. Консультация «Значение потешки для детей дошкольного возраста»

Декабрь

1. Участие родителей в конкурсе «Новогодняя игрушка».

2. Новогодний утренник

3. Привлечь родителей к постройкам снежных фигур «В мире сказочных героев»

4.Консультация «Физкультминутки-что это?»

Январь

1.Анкетирование родителей

2. Совместный конкурс рисунков взрослых и детей на тему «Зимние развлечения»

3.Беседа на тему «Физическое развитие ребенка 6 –го года жизни»

Февраль

1. Посещение родителей и детей на дому

2. Рекомендации для родителей по организации питания детей.

3. Спортивный праздник «Защитим страну родную». 

Март

1. Стенд для родителей «Как мы живем? - отражающий досуговую деятельность детей.

2. Совместный праздника «Любимые, милые, родные»

Посиделки с мамами.

3.Консультация на тему «Дидактические игры и упражнения по математике»

Апрель

1. Консультация для родителей по правильному выполнению домашнего задания.

2. Участие родителей в праздниках, развлечениях.

3. «Субботник вместе с нами»

Май

1. Групповое родительское собрание на тему «Воспитание  у детей основ любви к природе»

2. Консультация на тему «Как воспитывать маленького патриота»

3. Беседа на тему «Как приобщить детей к нравственно-патриотическому Воспитанию?»

4. Выставка работ художественно-продуктивной деятельности «Чему научились за год

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1.РЕЖИМ

Задача воспитателя – создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха. Использовать в непосредственно образовательной деятельности физкультминутки, двигательные паузы между образовательными ситуациями, разнообразить двигательную деятельность детей в течение дня. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Необходимо уделять внимание закаливанию, заботиться о достаточном пребывании детей на свежем воздухе, тщательно контролируя то, как одеты дети, не перегреваются ли они, не переохлаждаются ли, соблюдать все гигиенические требования к температурному, воздушному и световому режиму в помещении группы. Воспитатель внимательно следит за позой каждого ребенка и условиями его деятельности. При неправильной позе ребенка за столом (горбится, низко наклоняется) и недостаточном освещении во время рисования, рассматривания мелких изображений возникает перенапряженность зрения и  может развиваться близорукость. Поэтому необходимо, чтобы столы и игровые уголки располагались близко к окнам, чтобы свет падал слева. Поэтому важны контроль за соответствием высоты мебели росту детей, своевременная смена столов, стульев.

       

     РЕЖИМ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ НА ХОЛОДНЫЙ            

                   ПЕРИОД ГОДА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

                                                                                                                              Приём, осмотр, игры, дежурство                                                        7.00-8.10

                                                                                                                         Утренняя гимнастика                                                                            8.10-8.20

                                                                                                                       Подготовка к завтраку, завтрак                                                          8.20-8.50

                                                                                                                      Подготовка к  НОД                                                                                 8.50-9.00

                                                                                                              Непосредственно-образовательная деятельность                            9.00-9.50

           

Самостоятельные игры                                                                         9.50 -10.15

       

Подготовка ко 2 завтраку, 2 завтрак                                                  10.15-10.30

                             

     Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)              10.30-12.00

      Возвращение с прогулки,  подготовка к обеду                                     12.00-12.10

Обед                                                                                                          12.10-12.50

Закаливающие мероприятия, гимнастика перед сном                       12.50- 13.00

Подготовка ко сну, дневной сон                                                            13.00-15.00

Подъём, воздушные, водные процедуры, игры                                     15.00-15.30

Подготовка к уплотненному полднику,                                                     Уплотненный   полдник                                                                          15.30-16.00    

Игры, досуг, общение, труд, инд.работа                                             16.00-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка,  игры                                               17.00 -18.20          

Уход детей домой                                                                                   18.30-19.00   

         РЕЖИМ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ НА ТЁПЛЫЙ            

                      ПЕРИОД ГОДА   В  СТАРШЕЙ ГРУППЕ

        

         Приём, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика             7.00-8.20

         Подготовка к завтраку, завтрак                                                      8.20-8.50

          Самостоятельные игры                                                                    8.50-9.15

                                                         

          Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)      9.15-12.10

           Возвращение с прогулки,  подготовка к обеду,                          12.10-12.20

          Обед                                                                                                12.20-12.50

         Закаливающие мероприятия, гимнастика перед сном              12.50 -13.00

          Подготовка ко сну, дневной сон                                                  13.00-15.00

         Подъём, проб.

         Гимнастика, воздушные, водные процедуры, игры                     15.00-15.25

         Подготовка к уплотненному полднику,

        Уплотненный   полдник                                                                   15.30-16.00

         Игры, досуг, общение, труд, инд. работа                                    16.00-17.00

         Подготовка к прогулке, прогулка,  игры                                      17.00-18.00

         Уход детей домой                                                                          18.30-19.00   

3.2.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

Образовательная область

Методическое пособие

Дидактический материал

Познавательное развитие

ФЭМП Конструирование Ознакомление с окружающим

Л.Г.Петерсон «Игралочка» ,В.П.Новикова «Математика в детском саду»; Л.В.Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала,

 З.В. Лиштван «Конструирование»

О.А. Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию»,

Л.А. Уланова «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет»

О.Б.Дыбина «Ребенок и окружающий мир»

Столы квадратные, Стулья разного размера в соответствии с ростом, Мольберт двухсторонний комбинированный, Счетные палочки Х. Кюизенера, Набор матрешек, «Домик с вкладышами» (цвет+форма), Настольная игра «Цвета», Плакаты Цвет, Форма, Цифры Наборы

Конструкторов

Методическое оборудование- «Парикмахерская», Методическое оборудование- «Магазин», Методическое оборудование- «Детская лаборатория», Методическое оборудование- мебель игровая «Семья», Развивающая игра «Чей домик?», Детское лото «Собирай-ка», Набор кубиков «Сказки», Игра-лото «Большие и маленькие», Развивающая игра «Картинки-половинки», Домино «Домашние животные», Машины разных размеров. Куклы. Наглядный  материал «Домашние животные в картинках», Наглядный  материал «Мир в картинках», Наглядный материал-серия «Беседы по картинкам, с ребенком », Демонстрационные плакаты  «Ягоды», «Деревья и кустарники», «Фрукты», Домашние животные,  

Физическое развитие Физическая культура, здоровье

Т.Э.Токаева «Азбука здоровья»,  Л.И. Пензулаева, Сборник подвижных игр. 

Плакаты о здоровом образе жизни, о правильном питании , двигательно- дидактические игры

Речевое развитие Коммуникация, чтение художественной литературы

О.С.Ушакова  Занятия по развитию речи в средней  группе, Н.В. Нищева «Система  коррекционной работы»,

Т. И, Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников», Е.А. Алябьева  «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет» И.Агапова «Лучшие игры и развлечения со словами»,

В.И.Мирясова  «Занимательные игры-задания в  детском саду

Художественная литература: «Петушок и курочка»,  «Теремок», «Веселый зоопарк», «Потешки для малышей», сборник стихотворений и др., Зеркала маленькие, Шнуровка «Одень мишку», «Башмачок»,  Мозаики,   Картотека тематических пальчиковых игр, Информационно-деловое оснащение ДОУ. Родителям о речи ребенка., Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию, Картотека предметных картинок: одежда, обувь, головные уборы. Н.В. Нищева. Картотека сюжетных картинок Плакаты, Буквы, серия Грамматика в картинках

Социально- коммуникативное развитие ,

Игра, труд, безопасность

О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста  по разделу  «Социальный мир»  (программа «Детство),

Н.Г.Зеленова  «Мы живём в Росссии» Гажданско-патриотическое воспитание дошкольников средняя группа,

Л. Л. Мосалова «Я и мир» конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста,

 Т. А. Шорыгина, «Нравственные беседы с детьми»,

Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина «Безопасность»,

Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности»

Ребенок и другие люди Ребенок и природа Ребенок дома Ребенок на улице

Художественно-

эстетическое развитие

Т.С.Комарова  «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду,

Т. Г. Казакова  «Развивайте у дошкольников творчество»

Альбомы росписи (Гжель, Полхов-Майдан, Филимоновская свистулька, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись)

Набор цветных строительных кубиков, Набор «Лего», Набор деталей на магнитах, Конструктор-пазл, Конструктор «Разборный домик» Конструирование из строительного материала. Л.В. Куцакова

3.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

Предметно-пространственная среда старшей группы организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4 человека. Созданная предметно-образовательная среда обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности и обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, способствует охране и укреплению здоровья воспитанников, учитывает особенности детей. Предметно – развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включая в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности. Групповая комната представляет собой помещение, прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Часть игровых зон находится на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, часть зон на стеллажах ,на стене висит магнитная доска с магнитами разных размеров и цветов.. Все групповое пространство распределено на центры:  развития речи, математический, строительно-игровой, центр природы и экспериментирования , музыкально-театрализованный, центр физкультуры, центр  художественно-творческой деятельности  и центр художественной литературы.  В состав предметно-игровой среды входят: игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все эти игровые материалы находятся в групповой комнате и участке детского сада. Развивающая среда группы, комфортна и эстетична. Поэтому уделяется большое внимание эстетике зон , их оформлению привлекательно для детей, что вызывает у воспитанников стремление к самостоятельной деятельности, так как игровой и дидактический материал находится в удобном и доступном для детей месте. которые доступны детям : игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр- инсценировок, строительно-конструктивный материал, книги для рассматривания иллюстраций, дидактические развивающие игры и игрушки.. Особое место в развивающей предметно – пространственной среде группы занимает игрушка. Она является другом, партнером в играх, собеседником. Игрушки соответствуют возрасту и разным видам игр. В соответствии с возрастом детей в группе есть различные по своей тематике и назначению игрушки: куклы разного пола и размера, игрушечная ванночка для купания ,наборы столовой и чайной посуды, принадлежности для кукольной кроватки, игрушечный транспорт. В группе для каждого ребенка создана разносторонняя развивающая среда, чтобы дать ему возможность проявить себя. В группе мебель и оборудование соответствуют росту и возрасту воспитанников, количеству мальчиков и девочек, и установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния : достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. В игровых центрах находятся все атрибуты по теме : сюжетно-ролевая игра « Семья»(куклы, наборы чайной и столовой посуды, утюги ,стиральная машина, коляски, постельные принадлежности ,телефонный аппарат. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» кассовые аппараты ,игрушечные деньги наборы резиновых хлебобулочных изделий ,овощей и фруктов, фартуки, Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»(фартуки расчески, ножницы ,зеркала, емкости из под шампуней ,журналы с различными прическами. Сюжетно-ролевая игра «Больница»(халат ,инструменты врача ,емкости от лекарств ,рецепты. В отдельных ящиках и контейнерах находится строительный материал, разные виды конструкторов которыми дети с удовольствием пользуются во время игр ,мелкие сюжетные игрушки для обыгрывания построек .Для развития коммуникативных навыков воспитанников в группе есть схемы –модели для составления описательных рассказов, мнемотаблицы для заучивания стихов по временам года опорные схемы и коллажи для пересказа знакомых сказок ,дидактические игры : «Обобщающие понятия», «Четвертый лишний»,               « Оденем куклу на прогулку», «Времена года» .

ЦЕНТР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ  состоит из: картотеки предметных картинок: одежда, обувь, головные уборы, посуда, транспорт, мебель, профессии , овощи, фрукты, ягоды , дикие и домашние животные, птицы, и т.д; картотеки сюжетных картинок: глагольный словарь дошкольника; дидактических игр.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР состоит из: счетных палочек Х. Кюизенера, наборов счетного материала, наборов кубиков Никитина,  дидактических игр:

          ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ состоит из наборов конструкторов «Лего», «Строитель»,

ЦЕНТР ПРИРОДЫ

ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ  содержит книги по различной тематике ,первые детские энциклопедии, иллюстрации и коллажи к знакомым сказкам, опорные схемы для пересказа знакомых сказок.

ЦЕНТР  ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей детей: альбомы росписи: дымковская игрушка, филимоновские свистульки, хохломская роспись, сказочная гжель, жостовский букет, городецкая роспись,  мелки, бумага различного формата ,трафареты, краски, гуашь, раскраски, цветные карандаши, фломастеры.

ЦЕНТР ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  оснащен куклами би-ба-бо, различными видами театра -пальчиковый: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок»; -деревянный настольный  «Теремок», «Три поросёнка», «Лиса и журавль»; - теневой «Теремок», «Репка», «Два жадных медвежонка»;-настольный  «Курочка Ряба», «Теремок»,  «Хаврошечка»,  «Заюшкина избушка»,  «Лиса, заяц и петух», «Снегурочка»; -магнитный «Гуси-лебеди», «Колосок», «Теремок», «Лисичка сестричка и волк», костюмами, масками, иллюстрациями к сказкам.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР содержит музыкальные инструменты фабричные и самодельные: металлофон, бубен, барабан, гитара, саксофон, балалайка и т.д., портреты композиторов; музыкально-дидактические игры: "Три кита", "Узнай и назови", "Наш оркестр", «Где мои детки», «На чём я играю», «Повтори звуки», «Весёлый поезд», «Найди пару»;  атрибуты  и подвижные музыкальные игры: "Кот и цыплята", "Кошка и котята" и др.; народные игрушки, шумелки, деревянные ложки, птички-свистульки (для творческого музицирования); шумовые инструменты для детского оркестра; музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находится маленькая и большая матрешки ; ленточки, цветные платочки, яркие султанчики- атрибуты  к танцевальным импровизациям по сезону, ширмы настольную и напольную и набором игрушек;  фотоальбом, тексты песен, музыкальные открытки и книги;  магнитофон  и кассеты с записями классической и народной музыки: звуки леса, моря, различные сказки.

  ЦЕНТР ФИЗКУЛЬТУРЫ содержит спортивный инвентарь : мячи, кегли, мешочки с песком, кольцебросы, скакалки, дорожки для профилактики плоскостопия.

 Также в группе имеются настольно-печатные игры. Предметно-игровая среда группы организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. В предметно-пространственную среду группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные, такие, как комнатные растения. В приемной комнате организован уголок с информацией для родителей, в котором есть : режим, по которому живет группа, сетка занятий, соответствующая возрасту и программе обучения и воспитания дошкольников. «Советы родителям» - смена информации не реже 1 раза в месяц. Фотографии детей в режимные моменты, выставки детского творчества, Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Таким образом, созданная в группе предметно-пространственная среда обеспечивает :

-Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, а также дает возможность для уединения.

-Реализацию образовательной программы.

-Игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную, активность воспитанников.

-Возможность самовыражения воспитанников.

3.4  Расписание непосредственной образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

Старшая группа №6.

День недели

Время

Непосредственная образовательная деятельность

Понедельник

9.00-9.25

9.35-10.00

Познавательно-исследовательская деятельность (социальный мир)

Изобразительная деятельность(Л/А)

10.05-10.30

Музыкальная деятельность

Вторник

9.00-9.25

Коммуникативная деятельность (развитие речи)

9.35-10.00

Изобразительная деятельность

(рисование)

10.10-10.35

Физическая культура

Среда

9.00-9.25

Познавательно-исследовательская деятельность Математическое развитие

9.30-9.55

Музыкальная деятельность

Четверг

9.00-9.25

9.35-10.00

Коммуникативная деятельность

Подготовка к обучению грамоте

Физическая культура

10.10-10.35

Изобразительная деятельность (конструирование)

2-я половина дня

Вечер развлечений

Пятница

9.00-9.25

Физическая культура

9.35-10.00

Познавательно-исследовательская деятельность (социальный мир/природный мир)

3.5 Перспективное планирование на год в старшей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа старшей группы

Образовательная программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», концепцией непрерывного дошколь...

Образовательная программа старшей группы дошкольного образования "от рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы.

Образовательная программа старшей группы №2.Образовательная программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учрежд...

Образовательня программа старшей группы

Цель программы: Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослыми и ...

Рабочая программа по реализации образовательной программы старшая группа

Цель рабочей программы:·         Развитие личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в различных видах общения и деятельн...

Рабочая образовательная программа старшей группы общеразвивающей направленности № 1 «Каруселька» (возраст детей 5-6 лет) по реализации основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад «Ромашка» на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа для детей старшей группы № 1 «Каруселька» (Далее - Программа) разработана в соответствии с ООП МАДОУ «Детский сад «Ромашка» и соответствии с введением в...

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленности составлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой срок реализации программы 2022-2023 учебный год

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленностисоставлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н...