Планирование образовательной деятельности с детьми по ТРИЗ
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

Яковлева Юлия Сергеевна

В посбии прописаны развивающие занятия с детьми пятого и шестого года жизни из арсенала ТРИЗ- педагогики.

Цель - развивать у дошкольников речь,творческое воображение, а также такие качества мышления,как гибкость, подвижность,системность,поисковая активность,стремление к новизне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_obrazovatelnoy_deyatelnosti_s_detmi_po_triz.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование образовательной деятельности с детьми по ТРИЗ

Автор пособия:

 Воспитатель: Яковлева Юлия Сергеевна

МБДОУ «ДС № 57 г.Челябинска

Аннотация

В книге прописаны развивающие занятия с детьми пятого и шестого года жизни из арсенала ТРИЗ-педагогики. Цель – развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.


Введение

В конце 50 гг. ХХ в. появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г.С.Альтшуллер.

 С появлением ТРИЗ появилась возможность массового обучения технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории происходит не только приобретение нового умения решать творческие задачи, но и начинают формироваться черты творческой личности.

В 80-е гг. годы возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-педагогика. Идеал ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ – педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

 Однако на сегодняшний день массового внедрения ТРИЗ – технологии в систему работы дошкольных учреждений республики не происходит. Это вызвано в первую очередь недостаточной разработанностью содержания программы по ТРИЗ, соответствующих форм и методов обучения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

(первый год обучения).

1. октябрь Противоречия в погоде.

2. октябрь Противоречия в предметах.

3. ноябрь Противоречия в предметах (продолжение).

4. ноябрь Противоречия в ситуациях.

5. ноябрь Противоречия в размерах.

6. ноябрь Противоречия в количестве.

7. декабрь Противоположные признаки.

Рекомендации

Занятие – 1

тема: Противоречия в погоде

Цели:

– активизировать интерес детей к окружающему миру;

– систематизировать знания детей о явлениях природы;

Оборудование:

«черный ящик», полотенце.

1. Знакомство с помощником воспитателя.

Воспитатель (в дальнейшем – В.) предлагает отгадать, что лежит в сундучке (черном ящике, под платком и т. д.), а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя»

– игрушку (в дальнейшем – И.), которая будет помогать вести занятия.

Желательно игрушку пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.

2. Диалог с игрушкой о погоде.

Игрушка приходит на занятие мокрая. Воспитатель ее вытирает и разговаривает с ней:

В: – Почему ты такая мокрая?

И: – А я очень дождь люблю!

В: – Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!

И: – Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все

чистое становится!

В: – Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.

И: – Нет, солнышко плохое! Когда жарко – голова болит и пить хочется; все цветы завянут…

В: – А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…

Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.

3. Подвижная игра «Солнышко и дождь».

Правила игры: когда воспитатель говорит «Солнце», дети играют, бегают; когда «дождь» – приседают, «прячутся под зонтиками».

Воспитатель может вносить усложнения: добавлять «Теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «Сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).

4. Обсуждение с детьми противоречия в погоде.

– Ребята, а как по-вашему дождь – хороший или плохой?

– …

– Что хорошего в дожде?

– …(ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)

– А что плохого в дожде?

– …

– Значит, получается. что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь – это «хорошо» тогда, когда …, и дождь для нас это «плохо», когда …

И: – А солнце какое, хорошее или плохое?

В: – Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?

– …(ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)

– А что плохого может быть в солнце?

– …

– Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

5. Подведение итогов.

– Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интресным?

Воспитатель обращает внимание на типичную ошибку детей: смешивать содержание занятие (понравилось солнце и не понравился дождь) и форму, организационные моменты (понравились знакомство с игрушкой, подвижная игра…).

Основная цель при подведении итогов – обучение коллективному рефлексивному анализу и «официальное» окончание занятия (прощание с игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжении игры и обсуждения.

Занятие – 2

тема: Противоречия в предметах

Цели:

– систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам;

– систематизировать знания о свойствах предметов;

Оборудование:

«мешок», игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток)

1. Классификация игрушек по различным признакам.

Игрушка приходит на занятие с большим мешком. Она очень любит играть и принесла с собой разные игрушки (7–8 штук).

Все предметы выкладываются на стол (можно предложить детям хором их называть), игрушка немного играет, а потом собирается уходить – «наигралась».

В: – Ты куда идешь? Нужно же вначале игрушки сложить. Вот тебе две коробочки, собери игрушки.

Игрушка не «просто» собирает, а раскладывает предметы в две коробки по разным признакам признакам:

– В эту коробочку положу все большие игрушки, а в эту – маленькие… Нет, лучше в эту все красные, а сюда – все зеленые… Нет, в одну коробку все деревянные, а в другую все мягкие… и т. д.

Затем игрушка начинает «ошибаться», проводя неправильные классификации: «В эту коробку положу все зеленые, а в эту все деревянные; нет лучше сюда – мягкие, а сюда большие игрушки…»

В: – Что-то ты совсем запуталась! Игрушки можно разделять или по цвету: на красные, зеленые, синие или по размеру: большие и маленькие или по материалу: пластмассовые, деревянные или бумажные… А разделять их на зеленые и деревянные – неправильно, иначе куда ты положишь вот это деревянный грузовик зеленого цвета?

И: – Я уже устала…

В: – Ну тогда иди отдохни, а потом продолжишь, хорошо?

2. Подвижная игра «Разбежались!».

Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде – к двери, у кого нет – к окну и др.

Желательно называть признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами – без карманов; длинные рукава – короткие; в сандаликах – не в сандаликах; кто летал на самолете – кто не летал, кого в детский сад привел папа – кого не папа и др. Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений («Высокие – направо, низкие – налево.»), предполагающие «средний» вариант ответа («Кто любит конфеты, кто нет?» – а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делящие детей на число групп больше двух («Любит собак – любит кошек» – а если любит других животных?)

Игрушка тоже принимает участи в игре и выполняет соответственные команды. Игра может проводиться в быстром темпе на выбывание.

3. Обсуждение противоречий в предметах.

Пока дети играли, кто-то убрал со стола почти все игрушки, осталось только две: мячик и свисток (дудочка).

И: – Осталось только две игрушки, я их быстро уберу: в эту коробочку положу хорошую игрушку, а в эту – плохую.

В: – А мячик какой? Что в нем хорошего?

И: – Можно в игры разные играть.

В: – А что плохого?

Д: – …

В: А свисток хороший или плохой? Чем он хороший?

Д: – …

В: – А что в нем плохого?

Д: – …

И: – Что же мне делать, куда их положить? И в мячике есть и хорошее и плохое, и в свистке тоже…

В: – А ты их можешь пока не убирать, а пойти поиграть с ними, только не забывай, что когда играешь с мячиком, то нужно …, а когда со свистком – будь внимательной, чтобы …(дети дополняют советы воспитателя).

Желательно после занятия организовать игры с мячиком и свистком (дудочкой).


Занятие – 3

тема: Противоречия в предметах (продолжение)

Цели:

– систематизировать знания детей о профессиях;

– обучать выделять противоположные признаки объектов;

– развивать внимание; эмпатию;

Оборудование:

мяч, конфета, нож, будильник.

1. Беседа о профессиях.

Игрушка приходит и спрашивает детей:

– Вы пришли в детский сад, а ваши родители пошли на работу. А чем они на работе занимаются, что делают?

Воспитатель выслушивает ответы детей (можно в виде игры с мячом или по цепочке), затем задает вопросы о профессиях на расширение кругозора («Кто лечит людей?», «Чем занимается шофер?» и др.).

2. Игра «Дрессировщики».

Вопросы для вступительной беседы:

– Вы любите ходить в цирк?

– А что в цирке хорошего и плохого?

– Какие цирковые профессии вы знаете?

– Давайте поиграем в дрессировщика. Вы будете понарошку зверятами, которым я буду давать разные команды. Но вы еще зверята маленькие, не очень послушные, и поэтому выполняете только те команды, которые произносятся вместе со словом «Пожалуйста…».

Если этого слова нет, то команды вы не выполняете, а делаете, что хотите.

– Зверята, подпрыгните, пожалуйста!..

Воспитатель произносит команды в произвольном порядке и темпе.

3. Дидактическая игра «Магазин».

В: – Пока мы с вами играли в цирк, наша игрушка решила поиграть в «Магазин».

И: – Только это магазин будет не простой, а сказочный. И покупателями в нем будут сказочные герои, а я буду продавцом.

В: – Наши ребята будут тебе помогать, согласна?

И: – Согласна, только в своем магазине я хочу продавать товары только хорошим сказочным героям, а плохим – не хочу.

В – Давай попробуем, посмотрим, что получится.

Сюжет игры основан на том, что один и тот же предмет («товар») вначале предлагается «плохому» герою с указанием отрицательных сторон предмета, а затем положительному герою рассказывается о положительных сторонах. Игра наглядно демонстрирует вывод, что в каждом предмете есть и хорошее и плохое.

Вариант игры:

Входит в магазин Бармалей.

– Я хочу купить краски.

Игрушка говорит:

– Зачем тебе краски, они плохие! Ты ими испачкаться можешь!

– Не буду покупать.

Затем входит Золушка.

И: – Золушка, купи краски! Смотри какие они хорошие, разноцветные, яркие. Ты ими любую картину нарисовать сможешь!

– Хорошо, покупаю.

В процессе игры «продаются» конфеты, ножик, будильник, причем воспитатель обеспечивает организационную сторону игры, а аргументы «за» и «против» покупки высказывают дети. В конце занятия «звенит» будильник, и игрушка вспоминает, что ей пора уходить. 4.Подведение итогов.

Занятие – 4

тема: Противоречия в ситуациях

Цели:

– обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;

– ориентировать детей на здоровый образ жизни;

Оборудование:

бинт, шарф.

1. Противоречия в болезни.

Приходит игрушка с завязанным горлом – «заболела». Дети начинают ей сочувствовать («Болеть – это плохо»), а игрушка начинает доказывать, что хорошего есть в болезни («все любят, жалеют», «можно телевизор весь день смотреть», «мама всегда рядом» и др.).

Воспитатель предлагает назвать, что же плохого в болезни.

В результате анализа выясняется, что хотя в болезни есть и хорошее и плохое, лучше все-таки не болеть.

2. Игра «Простуда».

Сюжет игры – аналогично игре «кошки-мышки».

Отличие в том, что вместо кошки вводится роль «простуды» (ребенок, обвязанный шарфом), которая гоняется за детьми («хочет, чтобы они заболели»).

В конце игры желательно обсудить, что нужно делать, чтобы настоящая простуда никогда тебя не «догнала» (чтобы не заболеть)?

3. Анализ ситуаций.

У здорового человека жизнь гораздо более разнообразная и интересная, чем у больного. Игрушка называет различные ситуации («смотреть телевизор», «купаться», «играть на улице», «рисовать» и др.), а дети анализируют, что хорошего и что плохого в них. В конце делается вывод, что в каждой ситуации есть что-то хорошее и что-то плохое.4. Подведение итогов.

Занятие – 5

Тема: Противоречия в размерах

Цели:

– активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;

– формировать понимание относительности размера;

– систематизировать знания детей о размерах животных;

Оборудование:

кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных.

1. Анализ проблемной ситуации.

Приходит игрушка и рассказывает:

– Вчера меня пригласили в гости. Сказали, что нужно прийти в маленький красный домик. Я пришла на улицу (выставляет разноцветные кубики), зашла в один красный домик– не тот, в другой – не тот… Так я в гости и не попала…

В: – Ребята, давайте поможем найти игрушке нужный дом. Ваши предложения?

Д: – …

В: – А в этот ты заходила (показывает на большой красный кубик)?

И: – Так ведь это большой дом, а мне сказали, надо в маленький…

В: – А кто тебя приглашал?

И: – Слоненок…

В: – Так ведь это для тебя этот домик большой, а для слоненка он – маленький.

И: – Ой, точно!

В: – А этот красный домик (показывает) тебе кажется маленьким, а для муравья, который там живет, он очень большой.

И: – Значит, получается, что одно и тоже может быть и большим и маленьким?

В: – Конечно, смотря для кого.

И: – Как интересно! А сама я какая: большая или маленькая?

В: – И большая и маленькая. Ребята, для кого наша игрушка большая?

Д: – …

И: – А для кого маленькая?

Д: – …

И: – А вы сами какие: большие или маленькие?

Д: – …

2. Игра «Большие – маленькие».

Дети идут по кругу. На команду «Большие!» поднимают руки вверх и идут на носочках, на команду «Маленькие!» – приседают и идут на корточках.

Воспитатель называет команды в произвольном порядке и темпе. Можно указывать сравнение с другими объектами («для цыпленка», «для динозавра» и др.).

3. Упражнение «Расставь по порядку».

Воспитатель показывает детям 5–6 карточек с изображением разных животных (например: мышка, кошка, собака, конь, слон), нужно их расставить по росту, начиная с самого маленького.

После этого – обсуждение каждой карточки. Например: «Кошка – большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?»

При ответах дети могут использовать содержание рядом стоящих карточек. При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?», дети используют знания из личного опыта.

4. Подведение итого

Занятие – 6

тема: Противоречия в количестве

Цели:

– активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;

– формировать понимание относительности количества;

Оборудование:

конфета.

1. Анализ проблемной ситуации.

Приходит игрушка с конфетой.

И: – Вот конфету принесла, хочу ребят угостить.

В: – Но ведь у тебя только одна конфета, а у нас ребят, посмотри, как много!

И: – Разве это много? Вот в цирке действительно детей много, а у вас мало!

В: – Нет, мало, это когда дома: один или два, а у нас их двадцать – это много!

И: – Ребята, а как вы сами думаете: вас много или мало?

Д: – …

В процессе обсуждения дети формулируют вывод: «и много и мало», смотря в сравнении с чем: по сравнению с количеством детей в одних ситуациях (указываются) детей в группе много, по сравнению с другими ситуациями (указывается) – мало.

В: – И конфеты нам одной на всех, конечно, мало!

И: – А может ли быть такое, что этой конфеты для кого-то будет много?

В: – Конечно, может! Ребята, поможем игрушке. Для кого одна конфета – это много?

Д: – …

И: – А один арбуз – это много или мало?

В: – И много и мало. Смотря для кого. Выручайте снова, ребята!

Д: – …

И: – А целая бочка воды?

Д: – И много и мало. Для … много, а для … – мало.

2. Игра «Много – мало».

Дети сидят на ковре. Воспитатель называет различные ситуации, дети должны соответственно реагировать. Если «много» – руки развести широко в стороны, «мало» – ладони сблизить, «достаточно» – рука на руку.

Желательно вначале отработать сами жесты.

Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия): одно ведро воды для муравья? одно ведро воды для слона? одно солнце в небе? один самолет в небе? одна мама у ребенка? один ребенок у мамы? один дом для всех людей? одна нога у человека? одна ножка у гриба? одна змея в квартире? одна змея в лесу? и др.

3. Противоречия в количестве.

И: – Одна конфета для всех детей – это мало, потому что на всех не хватит. Если будет конфет много – хватит всем. Выходит, когда чего-то мало – это плохо, а когда много – то хорошо…

В: – Интересный вывод… А еще другие примеры такие есть?

Д: – …

И: – А еще игрушки, подарки, сладости…

В: – Но если ты съешь очень много сладостей, то ведь можно и заболеть… Получается так: мало – плохо, много – хорошо, а если очень много – то опять плохо…

И: – А бывает ли наоборот: что чего-то мало, и это хорошо, лучше, чем если бы было

много?

В: – Конечно, бывает! Вот если ты упала, как лучше, когда мало, слегка ударишься,

или много, сильно?

И: – Конечно, если мало – лучше!

В: – А если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало?

И: – Мало, мало! А если совсем не дают – еще лучше!

В: – Ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало – и это хорошо?

Д: – …

И: – А я, кажется, поняла: если что-то нам нравится, приятно – то когда его мало – это плохо, а когда много – хорошо. А если что-то неприятное, плохое – то хорошо, когда его поменьше.

В: – Умница, все правильно. А чтобы и ребята это хорошо поняли, сейчас я буду называть разные ситуации, а вы должны будете сказать, если этого будет мало – это хорошо или плохо?

Примеры ситуаций: хвалят, ругают, дают мороженое, дают горькое лекарство, ведут в цирк, ведут в гости, оставляют дома одного и др.

Примечание: желательно обратить внимание детей на то, что могут быть разные реакции на одну и ту же ситуацию.

4. Подведение итогов.

Занятие – 7

Тема: Противоположные признаки

Цели:

– систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;

– активизировать использование антонимов в речи;

– активизировать мышление детей;

– обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма»;

Оборудование:

пакет от подарка;

1. Противоречия в зиме.

Игрушка приходит на занятие с пустым большим пакетом от подарка:

– Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник – Новый год, и елку надо украшать, и дед Мороз подарки дарит! Вот этот пакет я сохранила на память с прошлого праздника и жду – не дождусь нового! А еще можно и на санках и на лыжах кататься, и в снежки играть и крепость строить! Зима – мое самое любимое время года, она такая хорошая…

В: – И не только ты любишь зиму. Думаю, нашим ребятам она тоже нравится. За что вы любите зиму?

Д: – …

В: – Согласна с вами, что Новый год и подарки – это хорошо. Но ведь зимой можно замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо.

И: – Значит выходит, что и в зиме тоже есть и хорошее и плохое?

Д: – …

И: – Это вы уже знаете, а вот вы сможете ответить, чем зима отличается от лета?

Д: – …

В: – А давай, И, ты с нашими детьми сейчас поиграешь: ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята – что бывает зимой.

И: – Хорошо. Я начинаю. Летом жарко, а зимой – …

Д: – Холодно.

И: – Летом на деревьях листья, а зимой – …

Д: – Листьев нет (или: лежит снег).

Примечание: воспитатель подбирает вопросы так, чтобы дети при ответе могли использовать антонимы.

Примеры вопросов:

– Летом день длинный, а зимой – …

– Зимой солнце низко, а летом – …

– Летом гуляют на улице много, а зимой – …

– Зимой рябина сладкая, а летом – …

– Зимой птицам голодно, а летом – …

– Зимой земля покрыта снегом, а летом – …

и др. (можно предложить детям самостоятельно придумать аналогичные вопросы).

2. Игра на внимание.

В: – А сейчас давайте поиграем в игру «Зима-лето» (дети стоят на ковре.)

– Когда я говорю зима – вы должны сесть на корточки и хлопать себя – «греться». Когда лето – вы встаете и бегаете.

Воспитатель называет не только слова «зима» и «лето», но и характерные признаки времен года (снег, гроза, холодно, лужи и др.), дети должны соответственно реагировать.

3. Проблемная ситуация.

И: – Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега. А дедушка живет на крайнем севере, там снег никогда не тает.

Что бы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка – траву и деревья (только переезжать никуда они не хотят)?..

Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма»: сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируются и выбираются наиболее удачные.

И: – Спасибо большое! Вы мне очень помогли! А сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это будет для них мой новогодний подарок! А вы придумали подарки для своих близких к Новому году?..Если еще нет, то я вам тоже обязательно помогу!

4. Подведение итогов.

Литература:

При подготовке занятий использовались методические материалы специалистов – тризовцев по обучению дошкольников и младших школьников: Гуткович И., Корзун А., Мурашковской И., Ладошкиной С., Нестеренко А., Страунинг А., Сидорчук Т., Рубиной Н., Шустермана М., а также авторские разработки Гин С.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательной деятельности с детьми по художественному творчеству по теме: « Игрушка не простая – дымковская, расписная»

Здесь представлен примерный план работы с детьми по ознокомлению с дымковским народным промыслом, проходящий через все виды деятельности дошкольников....

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ НА НОЯБРЬ ПО ТЕМЕ: «Я И МОЯ СЕМЬЯ», «МОЙ ДОМ, МОЙ ГОРОД». 01.11.2012 – 06.12.2012

формировать представление о семье, называть свое имя, фамилия, отчество, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать гендерные представления. Формировать образ. Уверенность в се...

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Планирование-это "изучение будущего и набросок плана действия", центральное звено любой деятельности. Оно помогает равномерно распределить программный материал в течение учебного года, заранее обдумат...

ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»

ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ образовательной деятельности с детьми средней группы в части(старшей, подготовительной), формируемой участниками образовательных отношений

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми в средней, старшей и подготовительной группе в части, формируемой участниками образовательных отношений...