Тематическая выставка как эффективная форма работы с родителями
статья (подготовительная группа) на тему

Комалова Наталья Львовна

Доклад старшего воспитателя на городском методическом объединении воспитателей на тему "Тематическая выставка как эффективная форма работы  с родителями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическая выставка как эффективная форма работы с родителями.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

(В. А. Сухомлинский)

На слайде: В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка.

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В статье 44 Закона об Образовании в РФ, определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями ставится на новую ступень, где чаще всего звучат понятия «создание единого образовательного пространства "семья - детский сад"» «равноправное и заинтересованное партнерство». Причем детям внутри этого партнерства должно быть комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

Мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт и сотрудничество с детским садом именно тогда, когда речь идет об их ребенке. О формах работы с семьями воспитанников вам рассказала Ирина Ивановна, продолжая эту тему скажу, что мы регулярно используем одну из таких интересных и эффективных форм взаимодействия с семьей. Это –  тематическая выставка или конкурс.

Тематическая выставка – это итог творческой деятельности коллектива или одного участника, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности её участников.

Тематика выставок планируются на основе годового плана деятельности ДОУ, с учетом возрастных особенностей детей, их интересов. Очень важно учитывать не только актуальность, но и своевременность экспозиции.

Чаще всего направленность очередной тематической выставки подсказывает тематика недель (по ФГОС предложенная ЧИППКРО) и текущие праздники. Также нередко тему подсказывают и сами дети, проявляя живой интерес к тому или иному событию окружающей действительности.

Разнообразная тематика выставок позволяет решать различные задачи, направленные как на самих воспитанников, так и на их семью: Задачи вы можете увидеть на слайде, озвучу только некоторые из них. (читать те, что выделены)

  • приобщать дошкольников и их семьи к культурно-эстетическим ценностям, традициям народов страны и своей малой родины;
  • побуждать к совместной творческой деятельности, предоставлять возможность семьям демонстрировать положительный опыт семейного воспитания;
  • способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, материалах для творчества и способах их применения, различных техниках декоративно-прикладного творчества
  • развивать познавательные интересы;
  • воспитывать чувство прекрасного, способность воспринимать и ощущать красоту, как в искусстве, так и в повседневной жизни.
  • удовлетворять потребность детей в самовыражении через продуктивную деятельность
  • воспитывать любовь и бережное отношение к экспонатам выставки, сделанным своими руками самостоятельно или совместно с родителями
  • повышать педагогическую культуру родителей. 

Формируя творческую выставку, мы руководствуемся основными принципами ее организации:

- динамичность. Меняются как выставки целиком (по временам года, по программе (по определенной тематике, по тематике проектной деятельности), так и частично (экспонаты могут добавляться и убираться, например, если ребенок хочет забрать домой свою поделку)

- единство многообразия. Подразумевает разнообразие решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с разными материалами, техник выполнения работы.

Организация творческих выставок и конкурсов происходит поэтапно. Сами этапы вы можете увидеть на слайде.

1 этап — совместное планирование, обсуждение тематики выставки (конкурса) на родительском собрании и/или с детьми в группе, что позволяет создать положительный настрой на совместную работу.

2 этап — разработка Положения выставки (конкурса).

3 этап — объявление темы выставки (конкурса) с оформлением рекламного плаката, который готовят дети совместно с педагогом.

4 этап — изготовление экспонатов выставки или конкурсных работ в условиях семьи. Данный этап является самым благоприятным моментом для развития детско-родительского сотворчества и художественно-эстетического развития ребенка в семье.

5 этап — оформление выставки (конкурса), презентация творческих работ, их оценка. На этом этапе наглядно видны результаты совместного творчества детей и взрослых, что вызывает чувство гордости у ребёнка за свою семью, побуждает желание рассказать о своей работе.

6 этап — подведение итогов творческого мероприятия: награждение, поощрение участников.

Четыре года назад в нашем детском саду после небольшого перерыва открылась новая группа. И так как детки туда пришли маленькие (4-го года жизни), перед нами встала задача, как и чем наполнить развивающую среду группы. Новая мебель, хороший ремонт, закупленные игры и пособия не создавали в группе того уюта, которого мы все ожидаем. Да, было красиво, современно, но помещение было так сказать неживым, необжитым. Тогда и родилась идея вдохнуть жизнь в интерьер новой группы, а заодно и обновить развивающую среду других групп, за счет организации тематических выставок совместного творчества и творческих конкурсов. Вспоминается разговор детей в детском саду:

- Меня аист принёс.

- А меня из интернета скачали.

- А у нас семья небогатая. Папа сам всё делает.

Родители охотно откликнулись на эту идею и все вместе мы стали обновлять наш детский сад. Начали мы с конкурса Мини-музей в группе. В данной группе был создан мини-музей «Пчелка» Родители соорудили домик для пчел, улей, принесли настоящие принадлежности пчеловода: дымарь и рамку с сотами, воспитатель и дети создавали пчелиную семью в разных техниках декоративно-прикладного искусства, после чего была оформлена выставка работ. Далее были: выставка Шляпок (родители своими руками создавали декоративные украшения для головных уборов мальчиков и девочек, проводили дефиле на осеннем празднике); выставка книжек-самоделок (родители вместе с детьми оформляли любимую книгу в интересных техниках скапбукинг, квиллинг, объемная аппликация, изонить, декупаж, гравюра); выставка Мой район (родители вместе с педагогом и детьми создавали бумажные макеты своего дома в масштабе 1:500 и располагали их на столе, оформленном как перекресток, дети учились ориентироваться на местности, заучивали свой адрес, запоминали безопасный путь из дома в детский сад). За 4 года было много и других выставок и конкурсов.

Сейчас эти дети уже в подготовительной к школе группе. Экспонаты выставок этих ребят  детально проработаны, чувствуется, что у ребят большой запас навыков и умений и определенная база знаний. Одна из последних выставок – «Глиняное искусство». Все экспонаты ребята создавали сами в группе, учились мастерить из глины, работать инструментом гончара, поэтапно создавать изделие (заготовка, проработка элементов и мелких деталей, сушка, раскрашивание, покрытие лаком), обогащали свой словарный запас характерными словами.

Таким образом мы считаем, что результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, радует всю семью.

От участия родителей в творческой продуктивной деятельности выигрывают все и, прежде всего, – дети. Они гордятся тем, что их близкие так много знают и имеют золотые руки. А мы, педагоги, имеем возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания.

Работы, выполненные детьми самостоятельно или совместно со взрослыми являются не только украшением интерьеров группы, но и делают ее по-домашнему уютной, в ней комфортно находиться целый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения. Терехова М.В. Тамбов

Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.Основные направления работы Цель: поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения....

Статья «Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка»       «Эффективные формы привлечения родителей к дея-тельности дошкольного ...

Организация тематических акций как эффективная форма работы с родителями дошкольников

Что такое тематическая акция?Как она влияет на формирование положительных взаимоотношений с родителями дошкольников7 Как её провести? Какие этапы нужно учитывать при её проведении? На эти и други...

Музыкальная викторина как эффективная форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.

Данная статья посвящена, как вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. Предварительная консультация для родителей , чтобы выполнить домашнее задание.Совместные конкурсы взрослых и воспитанников...

Организация тематических акций как эффективная форма работы с родителями детей раннего возраста

Акция- это эффективная форма работы с родителями  детей раннего возраста....

Статья "Организация тематических акций как эффективная форма работы с родителями дошкольников"

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями.Основная цель проводимых в детском саду акций - создание благоприятного психологического климата, вовлечение род...

Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")

Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...