РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
материал на тему

Бойцова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель проекта: разработка технологии формирования профессионального имиджа педагога дошкольного образования

Задачи проекта:

  1. Разработать диагностический пакет, позволяющий определить степень сформированности профессионального имиджа у педагогов дошкольной организации;
  2. Выделить структурные части технологии, направленной на формирование профессионального имиджа педагога
  3. Разработать программу повышения квалификации педагога
  4. Определить наиболее эффективные формы взаимодействия с педагогами.

Концептуальными основами технологии стали:

  1. положения зарубежной и отечественной науки по вопросам имиджа (Л. Браун, Б. Джи, Панасюк, В.М. Шепель, В.Г. Горчакова, Т.В. Климова, Е.Б. Перелыгина и др.);
  2. положения компетентностного подхода, позволяющие выстроить работу с педагогами не в рамках информирования, а как целенаправленная работа по наращиванию умений разрешать трудности и проблемы, встречающие воспитателей в процессе решения профессиональных задач;
  3. Положения деятельностного подхода, предполагающего организацию различных видов профессионального сотрудничества в процессе выработки единых подходов к определению структурных компонентов профессионального имиджа педагога;
  4. Андрагогические идеи, позволяющие вытроить процессы взаимодействия с педагогами на основе основных требований обучения взрослых людей, а именно учитывать возможности, потребности и интересы педагогов, делать акцент на развитие профессиональной компетентности и т.п.

        

        Для решения первой задачи был разработан диагностический пакет, позволяющий изучить особенности сформированности профессионального имиджа педагога дошкольного образования и условий его формирования в дошкольной организации.

        Разработанный пакет был успешно апробирован.

        

Описание инструментария:

Пакет состоит из 4-х взаимосвязанных частей и позволяет целостно изучить интересующий объект.

Первая часть пакета направлена на изучение показателей профессионального имиджа педагога, привлекательных для потребителей дошкольных образовательных услуг (родителей и детей).

Для решения этой задачи используется следующий инструментарий:

  1. Вопросы, позволяющие осуществить беседу со старшими дошкольниками с целью определения привлекательных для ребенка профессиональных и личностных характеристик современного педагога.
  2. Критерии оценки сайтов, родительских форумов, где осуществляется сетевое взаимодействие родителей, имеющих детей дошкольного возраста с целью определения качеств, черт личности, внешних характеристик, составляющих образ привлекательного / непривлекательного педагога дошкольного образования.

Вторая часть диагностического пакета была направлена на изучение отношения педагогов к процессу формирования профессионального имиджа воспитателя детского сада.

Для решения поставленной задачи был использован метод анкетирования

        Третья часть диагностического пакета была направлена на выявление особенностей профессионального и личностного взаимодействия педагогов с воспитанниками группы

        Для решения поставленной задачи рекомендуется использовать следующий инструментарий:

  1. Наблюдение за профессиональным общением педагога с детьми в разных режимных моментах. Для реализации метода наблюдения разработана диагностическая карта, где обозначены параметры наблюдения.
  2. Написание педагогами эссе с целью определения современной мисси педагога, самоанализ готовности решать профессиональные задачи в контексте современных нормативных требований к профессии

        Четвертая часть диагностического пакета позволяет осуществить анализ методической деятельности, направленной на формирование профессионального имиджа педагога детского сада.

Для решения поставленной задачи используется следующий инструментарий:

  1. Анализ методической документации ДОО на выявление запланированных и уже проведенных мероприятий и событий посвященных проблемам формирования положительного имиджа педагога
  2. Метод анкетирования администрации ДОО

Весь диагностический инструментарий представлен в приложении.

В рамках решения второй задачи были выделены структурные части технологии, направленной на формирование профессионального имиджа педагога.

Технология формирования профессионального имиджа педагога включает в себя:

  1. Пояснительную записку, где представлена актуальность данной технологии;
  2. Цель и задачи технологии
  3. Концептуальные идеи технологии
  4. Основные этапы реализации
  5. Ожидаемые результаты
  6. Возможные риски реализации технологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Традиционно профессиональный имидж педагога существовал в условиях Российский и Советских образовательных организаций всегда. Образ педагога всегда связывался с теми идеями воспитания и образования, которые существовали в стране в определённую историческую эпоху. В какое-то время имиджу уделяли большее внимание, контролировали его формирование, в какие-то эпохи данный вопрос уходил в тень, на нем не заострялось внимание.

В настоящее время кардинально изменились представления общества и государства об образе современного педагога. Многогранность данного портрета, следование требованиям многих нормативных документов и оправдание ожиданий главных потребителей образовательных услуг делают процесс формирования имиджа педагога очень сложным многовариативным и индивидуально-направленным.

Поэтому так важно уделять данному процессу пристальное внимание в условиях дошкольной образовательной организации. Ведь без сознательного построения своего профессионального имиджа современному педагогу не возможно стать компетентным специалистом.

        Разработка направлений работы с педагогами, позволяющих осуществить эффективный процесс формирования профессионального имиджа педагога дошкольного образования

        Цель технологии: способствовать успешному формированию профессионального имиджа педагогов дошкольного образования.

Задачи технологии:

Разработать пакет диагностических материалов, позволяющий изучить особенности сформированности профессионального имиджа педагога.

Проектирование программы повышения квалификации педагогов, обеспечивающая возможность реализации направлений формирования профессионального имиджа педагога

Определение этапов реализации технологии в условиях детского сада

При создании технологии мы опирались на основные андрагогические принципы, а именно:

Приоритетности самостоятельной образовательной деятельности. Поэтому педагогам предлагаются индивидуально направленные консультации, взаимодействие со специалистами по созданию индивидуального профессионального имиджа;

Принцип совместной деятельности, который предусматривает совместную деятельность администрации ДОО с педагогами, а также взаимодействие с социальными партнерами детского сада для реализации процесса формирования профессионального имиджа педагога;

Принцип опоры на опыт педагога – где профессиональный и жизненный опыт используется в качестве одного из источников самообразования. Данный принцип предполагает, что формы сотрудничества с педагогом учитывают его сложившийся уникальный опыт

Принцип индивидуализации профессионального сотрудничества, позволяющий педагогу найти команду наставников, консультантов с которыми возможно регулярное взаимодействие в процесс реализации разработанной программы повышения квалификации.

Принцип актуализации результатов профессионального взаимодействия, который предполагает безотлагательное применение приобретенного опыта.

Этапы реализации технологии:

Технология рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года и включает в себя следующие этапы:

  1. Диагностический этап – для дальнейшей реализации технологии важно определить особенности сформированности профессионального имиджа педагога. Для реализации данного этапа используется диагностический пакет, описание которого представлено выше.
  2. Проектировочный этап, направленный на определение возможных направлений процесса формирования положительного профессионального имиджа педагога

Опираясь на результаты теоретической части исследования мы предполагаем что процесс формирования профессионального имиджа педагога включает в себя 3 направления:

  • Определение внешних характеристик педагога, иллюстрирующих профессиональную компетентность сотрудника
  • Определение стандартов общения с субъектами образовательных отношений
  • Определение стандартов внешнего вида педагога детского сада

Каждое направление позволяет реализовать 3 главные задачи:

  • Достижение высокого уровня компетентности и эффективное взаимодействие с субъектами образовательных отношений
  • Установление эмоциональной связи с субъектами образовательных отношений
  • Поддержание имиджа успешной дошкольной образовательной организации

Для реализации данных направлений разработана программа повышения квалификации педагогов, включающая в себя 3 части:

1 часть: раскрывает особенности профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации, направлена на формирование новой системы профессиональных ценностей и предназначения педагога.

2 часть: раскрывает специфику общения с основными потребителями образовательных услуг – детьми дошкольного возраста и позволяет педагогу нарастить опыт общения и взаимодействия с детьми, стать интересным партнёром в процессе совместного общения;

3 часть: раскрывает секреты профессионального имиджа, позволяет создать внешне привлекательный для потребителей облик воспитателя детского сада

Этап реализации технологии включает в себя описание наиболее эффективных форм, методов и приемов сотрудничества педагогов в рамках участия в процессе формирования профессионального имиджа

Мы обратили внимание на большие возможности антропных технологий, где главным конструктором общения с организаторами процесса формирования профессионального имиджа становится сам педагог. Ему датся возможность выбирать и конструировать тематическое содержание взаимодействия, определять количество часов на освоение той или иной темы, что позволяет обеспечить адресность процессе формирования профессионального имиджа. Реализация таких технологий возможна путем установления систематической обратной связи с участниками, включенными в реализацию технологии, применение опросных листов, беседа, предоставление возможности выбора наиболее привлекательных вопросов в процессе участия в конкретном мероприятии.

Приоритеными для нашей работы становятся тренинговые технологии – организация тренингов, упражнений, погружений в ситуации самоимиджирования. Педагоги включаются в процесс интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных имиджелогических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в самоимиджировании и самопрезентации), возможно использование таких социально-психологических тренингов как тренинг уверенного поведения, коммуникативных навыков, семинар-тренинг по самоимиджированию и самопрезентации, тренинг антистрессовой защиты.

Особое место в технологии должны занять игровые методы. Овладение навыками в области технологии игрового моделирования и организации игрового взаимодействия – необходимое условие эффективной работы с группой и совершенствования имиджелогических компетенций.

Этап реализации технологии предполагает использование комплекса методов обучения имиджированию и самоимиджированию. В зависимости от степени участия педагогов можно использовать методы, обеспечивающие разную степень активности педагогов, чередовать индивидуальные и групповые

Включение педагогов в технологию позволит нарастить опыт эффективного взаимодействия с разными субъектами образовательных отношений:

Педагог – коллега – наращивание опыта конструктивного и эффективного сотрудничества, умения договариваться, распределять профессиональные задачи, овладение позитивными технологиями выхода из конфликтных ситуаций и т.п.

Педагог – ребенок – наращивание опыта решения задач педагогического взаимодействия в логике личностно-ориентированного подхода

Педагог – родитель – наращивание опыта сотрудничества с родителями, установление доброжелательных отношений, проигрывание стратегий решения проблемных ситуаций и т.п.

        В результате реализации 3 этапа технологии педагогами создает информационно-методическое сопровождение процесса формирования профессионального имиджа педагога – «Этический кодекс педагога», «Стандарт поведения и общения воспитателя в ДОО», «культура речи педагога – давайте говорить правильно»

Аналитический этап – его предлагается реализовать в виде организации конкурса «Наш педагог – успешный педагог». В рамках конкурса предлагается создать з номинации:

1 номинация – «Педагог - лицо детского сада»

2 номинация – «Лучший в коммуникации»

3 номинация – «Готов к реализации профессионального стандарта»

Участие педагогов в подобном конкурсе позволит определить успешность осуществленной работы и выделить перспективы на будущее, какие направления, связанные с процессом формирования профессионального имиджа педагога будут востребованы на следующий год.

В результате реализации данной технологии ожидаем получить следующие результаты:

1. Формирование элементов профессионального имиджа педагога дошкольного образования.

2. Создание в дошкольных организациях системы работы, направленной на формирование профессионального имиджа педагога ДОО, выделение арсенала наиболее эффективных способов взаимодействия с педагогами, определение перечня социальных партнёров необходимых для реализации разработанной технологии;

3. Динамичное наращивание опыта имиджирования дошкольной организации и самоимиджирования педагогов детского сада

И как следствие, более успешное выполнение педагогами задач, связанных с профессиональным взаимодействием с субъектами образовательных отношений.

Возможные риски реализации технологии:

Разработанная технология рассчитана на реализацию в условиях дошкольной организации, где нет специально подготовленных специалистов в области нашего исследования. Технология сложна и трудоемка, поэтому можно предположить наличие следующих рисков:

  • одними из основных рисков реализации технологии является: большая загруженность педагогов в связи с изменениями содержания и условий их профессиональной деятельности, что может привести к стрессовым ситуациям, поскольку процесс формирования профессионального имиджа усиливает и акцентирует внимание на многих моментах профессиональной компетентности педагогов сверх того, что уже является предметом повышения квалификации.
  • Отсутствие мотивации у педагогов участвовать в предложенных формах работы;
  • Отказ социальных партнеров принимать участие в реализации данной идеи.
  • Сложность организации некоторых форм взаимодействия педагогов и как следствие невозможность реализации в имеющихся условиях;
  • Трудоемкость организации некоторых форм работы, отсутствие времени на качественную подготовку мероприятия, тренинга, игры;

Для минимизации выделенных рисков необходимо:

  • Одним из важнейших условий реализации данной технологии является поиск единомышленников, создание команды, объединенной целью создания условий успешной реализации технологии формирования профессионального имиджа педагога.
  • Организация взаимодействия с социальными партнерами с целью определения потенциальных организаторов данных мероприятий: психологов, игротехников, коучей, модераторов и т.д.
  • Тщательно осуществлять подготовку к подобным мероприятиям, продумывать эргономические параметры проведения, раздаточный материал, методы активизации педагогов с целью повышения заинтересованности принимать участие в подобных мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования инте...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...

Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."

       Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....

Н.В.Хрулёва. Статья."Профессиональная компетенция педагога дошкольного образования в овладении современными образовательными технологиями."

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс....

Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования средствами игровых технологий

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании – залог успешного решения проблемы развития личности ребенка. Сегодня мы создаем условия для повышения активности и инициативы воспи...