Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в дошкольных отделениях ГБОУ Школа №777 г. Москвы
статья на тему

Козлова Наталья Витальевна

В данной статье изложен опыт работы дошкольных отделений ГБОУ Школа №777 г. Москвы по организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и принципов организации пространства, обозначенных в Программе "От рождения до школы"; указаны особенности формирования предметного содержания РППС .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rpps.docx89.81 КБ

Предварительный просмотр:

http://nsportal.ru/sites/default/files/2017/05/21/risunok1.jpg

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года. Данный документ диктует нам выполнение ряда требований, в том числе и к организации ППРС:

·        Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития

·        РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения

·        РППС должна обеспечивать:

  •    реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
  •   условия для инклюзивного образования (в случае его организации);
  •    учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс

·        РППС Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной

При организации РППС мы опираемся на ФГОС ДО, Примерную общеобразовательную программу, которую реализуют дошкольные отделения, методические рекомендации Городского методического центра г. Москвы (Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. и др.)

Наши дошкольные отделения реализуют Примерную основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

Требования программы к РППС

Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе М. Монтессори), помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

•  содержательно-насыщенной, развивающей;

•  трансформируемой;

•  полифункциональной;

•  вариативной;

•  доступной;

•  безопасной;

•  здоровьесберегающей;

•  эстетически-привлекательной

 

Организуя РППС, мы постарались сделать следующее:

• максимально высвободить пространство (в том числе пространство спальных комнат) для обеспечения возможности полноценной двигательной активности детей

• гибко зонировать пространство для обеспечения возможности развития разных видов активности детей с учетом их индивидуальных интересов

• обеспечить группы ТСО для фронтальной работы педагога с детьми

• придерживались к единому эстетическому стилю для обеспечения уютной комфортной обстановки для детей

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных
пространств:

•   уголок для сюжетно-ролевых игр;

•  уголок ряжения (для театрализованных игр);

•  книжный уголок;

•  зона для настольно-печатных игр;

•  выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);

•  уголок природы (наблюдений за природой, экспериментирования);

•  спортивный уголок;

•  уголок для игр с песком;

 

•        для самостоятельной деятельности детей

•        для отдыха (уединение, общение...)

Одно из требований к организации РППС - это возможность ее трансформации, быстрое изменение пространства для возникающих образовательных задач: проведения ООД, организации самостоятельных игр детей и т.д. РППС должна быть развивающей.  «Застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.

Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды -  это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.

Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

 Предметное содержание

 

Принцип формирования:

  •  Материалы, которыми насыщена ПРРС полифункциональны (не обладают жестко закрепленными способами употребления).  Например, природные материалы, пригодны для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Например, использовать матрешку можно как счетный материал, как игрушку в строительной или режиссерской игре, изделие народного промысла, игровой материал для дидактических игр

 

  • Для достижения максимальной реакции на предметное содержание РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. Появление новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

На данный момент возможности замены элементов РППС у нас ограничены. Поэтому мы находим выход в следующем:

•  Смена местоположения, что побуждает детей более внимательно
относится к пространству и осуществлять поиск нового, более
интересного

•  Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.)

 

Предлагаем познакомиться с организацией РППС в наших дошкольных отделениях по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/0B-_peu4FJyQDMHdJS01fRWVhdkU/view?usp=sh...