Руководитель ДОУ. Какой?
статья по теме

Калистратова Татьяна Александровна

В условиях рыночных отношений для подготовки конкурентоспособной личности необходимы высококвалифицированные руководители органов управления системой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukovoditel_dou.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Руководитель ДОУ. Какой?

Автор-составитель заведующий ГБДОУ№78

 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Т.А. Калистратова

        В условиях рыночных отношений для подготовки конкурентоспособной личности необходимы высококвалифицированные руководители органов управления системой. Наряду с профессиональными знаниями они должны обладать высокими моральными и волевыми качествами; способностью анализировать и обобщать педагогические явления; творчески подходить к работе, видеть цель и перспективы развития образовательного учреждения в условиях рыночной экономики. Руководителям необходимы глубокие знания современных методов организации и управления системы образования, экономики отрасли. Важное качество- чувство нового, умение оценить по достоинству инновации в образовательной сфере.

К этому можно добавить, что особое значение имеют: морально-волевые, деловые, организаторские качества, склонность к определённому виду труда, потребность в самообразовании. Существенное значение имеют такие черты характера руководителя, как определенность, цельность, уравновешенность, твердость.

Определенность означает стабильное поведение руководителя в различных ситуациях; цельность - единство слова и дела, логичность поступков; уравновешенность - сдержанное, терпеливое отношение к людям, ровное поведение, умение контролировать себя; твердость - обязательное выполнение принятых решений, несмотря на возникающие препятствия.

Служебный авторитет достигается умелой организацией работы коллектива для выполнения поставленных задач, обеспечением соблюдения дисциплины на основе предоставленных должностью прав и полномочий. Органическое соединение личного и служебного авторитета составляет реальный авторитет руководителя.

Можно выделить основные группы качеств личности руководителя современного дошкольного учреждения:

1. Качества профессиональной и общекультурной компетентности руководителя (образованность, эрудированность, ум, знания руководства, организаторские способности и т.п.).

2. Качества общения руководителя с коллективом (общительность, вежливость, естественность поведения, обаятельность, искренность, тактичность, уравновешенность, скромность, находчивость в общении, чувство юмора и т.п.).

3. Качества позитивного отношения руководителя к воспитанникам и их родителям (уважение, понимание, забота, доброта, доброжелательность, отзывчивость, внимательность, справедливость, терпимость и т.п.).

4. Качества неспецифических, внешних сторон деятельности (пунктуальность, настойчивость, требовательность, строгость, исполнительность, ответственность, трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность и т.п.).

Высшим уровнем профессиональной культуры руководителя является его умение быть творцом общения.

Управленческую деятельность можно рассматривать для самого руководителя как его субъекта (творца) многофакторным процессом, где существует немало путей и способов его оптимальным овладением. Все эти факторы можно подразделить на две большие группы основной деятельности: личностные и операциональные. Эти группы тесно взаимосвязаны, зависят друг от друга. Личностные - то, что соотносится с самим человеком как личностью; операциональные - все то, что характеризует сам процесс общения: каким образом, с помощью каких приемов, средств достигается контакт с людьми.

Если руководитель знаком с технологией управленческого общения, то ему не требуется искать какую-то каждый раз новую манеру взаимоотношений, а значит, отпадает необходимость в ежеминутном контроле своего поведения.

В управленческом общении важно не только говорить, но и умение слушать.

Природа дала человеку два уха, но один язык, но один язык, тонко намекнув, что больше слушать, чем говорить. Люди, не слушающие своего собеседника, получают меньше информации для принятия взаимных решений.

Стиль руководства - есть целостная, интегральная характеристика всей совокупности "стратегических" профессионально значимых особенностей поведения руководителя. Психологическими факторами формирования стиля деятельности руководителей оказываются самые различные характеристики личности. Наиболее существенной из них может являться степень авторитарности - демократичности педагогических установок руководителя.

Культура педагогической деятельности руководителя ДОУ складывается на основе многих усилий. Первейшее условие: руководитель соотносит содержание, способ, ритм, характер общения с различными психофизиологическими и социальными особенностями восприятия и реагирования всех, вступающих с ним во взаимоотношения специалистов ДОУ, воспитанников и их родителей. Он строит свое общение, исходя из особенностей всех своих партнеров.

Залог успеха управленческого общения (по Бальтасару Гриануэ)

Общаться с теми, от кого можно научиться. Да будет твое общение с друзьями школой знаний, а беседы - изысканно приятным обучением! Смотри на друзей как на наставителей и сочетай пользу от учения с наслаждением от беседы.

Имей разумных помощников. Преимущество власть имущих - окружить себя людьми выдающегося ума, которые извлекают их из пути невежества, а в любом затруднении выигрывают за них спор. Прибегать к помощи мудрых - свойство великих. В "слуг" обращайте тех, кого природа наделила превосходством, помогите им раскрыться!

Менять приемы, даже отвлечь внимание, тем паче враждебное. Однообразие позволит разгадать, предупредить и даже расстроить замысел. Легко подстрелить птицу, летящую по прямой, труднее ту, что кружит.

Не начинать с чрезмерных надежд. Когда что-либо не в меру восхваляется, то чаще всего не оправдывает надежд. Действительности не угнаться за воображением, ведь воображать желаемое легко, достигнуть - трудно.

Не гнаться за многим, стремиться к глубине. Суть величия не количество, а качество. Превосходное всегда единолично редко, чего много - тому цена невелика. Вот и среди людей: великаны ростом могут быть карлики умом. Некоторые ценят книги по объему, словно книги пишутся для упражнения рук, а не головы. Распространяясь только вширь, не выйдешь за пределы посредственности.

Знать свои главные достоинства. Развивать лучшую из своих способностей, не забывая об остальных. Каждый мог бы в чем-то достигнуть больших высот, если бы знал свои преимущества. Определи главный свой дар и приложи усердие: у одних преобладает ум, у других - доблесть. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают превосходства.

Вовремя прекратить удачную игру. Уметь достойно отступить так же важно, как важно наступать. Когда совершенно достаточно, когда достигнуто много - подведи черту. Непрерывное везение всегда подозрительно: более надежно - перемещающееся. Кисло-сладкое вкуснее сплошной сладости. Когда удачи громоздятся одна на другую, есть опасность, что все рассыпается и рухнет.

Не восторгаться сверх меры. Избегай превосходных степеней, дабы не исказить картину и не прослыть глупцом. Захваливать, расточать восторги - признак ограниченности понимания и вкуса. Похвалы возбуждают любопытство, разжигают желание, и ежели достоинства затем окажутся ниже твоей оценки - а обычно так и случается - обманутое ожидание отомстит за обман презрением - и к тому, кто восхвалял. Человек благоразумный сдержан, он охотней прослывает с купцом, чем мотом. Превосходное редко: будь же умерен в восторгах.

Настолько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всем - внутри должно быть больше, чем снаружи. Есть люди с одним фасадом, как дома, недостроенные за недостатком средств: по входу - дворец, по жилью лачуга. На "пристанище" не надейся, толковать с ними не о чем - после встречи и приветствий смолкают речи.

Будь благоразумно отважным. Мертвого льва даже зайцы лягают.

Сдерживать себя. Не должно перед всеми без разбору красоваться, тратить силы сверх надобности. Ни умом, ни доблестью не бросайся попросту. Добрый сокольничий не пошлет на добычу больше соколов, чем надобно. Не выставляй на показ все, что имеешь - назавтра уже никого не удивишь.

Умей отказывать. Не следует всем и во всем уступать. Это столь же важно, как и уметь уступать. Тем более важно для тех, кто повелевает. Тут помни про манеру: у одних "нет" звучит любезней, чем у других "да". Послащенный отказ легче проглотить, чем сухое согласие. Не отказывай сразу, пусть разочарование входит по капле. Не надо и отказывать наотрез - это значить рвать узы преданности. Пусть остаются надежды, они умерят горечь отказа.

Обновляй свою краску - "привилегия феникса". И превосходное стареет, а с ним - его слова. Привычка умоляет восторги, и новая посредственность затмевает постаревшую знаменитость.

Дозволять себе мелкие небрежности. Иной огрех - лучшая рекомендация достоинствам. Зависть охотно прибегает к остракизму - чем несправедливей, тем единодушней. Самому совершенству она поставит в упрек его безупречность, ни в чем, не сыскав изъяна, осудит все.

Действовать лишь тогда, когда не сомневаешься. Сомнения в удачу у того, кто действует, становится уверенностью в неудачи у наблюдателя, тем паче соперника. Если в пылу страсти разум сомневается, то, когда страсть остынет, он осудит свой поступок как явную глупость.

Поддерживать ожидания, неустанно питать их. Пусть от тебя ждут много - выгоднее играть крупно. Не выкладывая с первого хода все на личность. Важный прием игры - знать меру, когда открывать свои силы, свои знания и опережать надежны.

Обзаводиться друзьями. Дружба - второе бытие. Всякий друг для друга своего хорош и умен: меж друзьями все улаживается. Человек стоит столько, во сколько его ценят, а путь к устам лежит через сердце. Нет сильнее чар для друга, чем добрая услуга. Лучший способ заслужить дружбу - выказать ее. Большая и лучшая и часть того, чем мы богаты, зависит от других.

В дни благоденствия готовиться к черным дням. Разумен, кто летом запасается на зиму: можно не торопиться, милости даются не дешево, "друзей" - множество. Хорошее сбереги на черный день, когда все дорожает и во всем не хватка. Имей в запасе друзей и должников: придет день и весьма кстати окажется тот, кого нынче не ценишь.

Не будь не преступным. Нет человека столь совершенного, чтобы никогда не понадобился ему совет. Кто никому не внимает - глупец неисправимый. Будь ты семи пядей во лбу, а все же умей выслушать дружеский совет.

Избегай тех, в чьем обществе ты проигрываешь, - то ли потому, что они слишком хороши, то ли, что слишком дурны. У кого достоинств больше, того больше уважают, он будет играть первую роль, - ты вторую, и похвала перепадет тебе разве что от его излишков.

Не обмануться в людях. Это род заблуждений самый опасный и самый обычный. Лучше обмануться в цене, чем в товаре, а уж тут-то особенно важно видеть насквозь. Понимать жизнь и разбираться в людях - далеко не одно и то же. Великая премудрость - постигать характеры и улаживать настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление музыкального руководителя ДОУ №13 Семеновой Т.П. по теме «Современные виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГТ»

Данный материал был представлен на гордском методическом объединении музыкальных руководителей детских садов города Волжск, который рассказал о современных вида планирования в соответствии с ФГТ согла...

Консультация для музыкальных руководителей на тему: "Сотрудничество музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения с родителями"

Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью ...

Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004

Равчеева И.П. - Настольная книга музыкального руководителя (Музыкальному руководителю ДОУ) - 2004. Делюсь с коллегами найденным материалом, првда качество неважное.Скачать здесь: https://yadi.sk/...

Выступление классного руководителя не тему:" Работа начинающего классного руководителя"

В данном выступлении описаны трудности с которыми сталкивается начинающий свою работу классный руководитель, а так же правила которым нужно придерживаться начинающему классному руководителю.  в в...

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...