Главные вкладки

    «Программа дошкольного образования как средство реализации принципа преемственности в прогимназии»
    статья на тему

    Никулина Ольга Анатольевна

    Создать комплекс условий, обеспечивающих сотрудничество дошкольного отделения с отделением начальной школы на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

    В.А.Сухомлинский

    Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования принадлежит к числу «сквозных» проблем психолого-педагогической теории и практики. Имея за собой значительную историю, она по-прежнему остается открытой, более того – приобретает особое звучание в условиях модернизации российского образования. Особую остроту проблема преемственности образовательных ступеней приобретает на изломе дошкольного и младшего школьного возраста, именно здесь происходит радикальная смена социальных ситуаций детского развития - от коммуникативно-игровой к учебной. Еще в 70-х гг. теперь прошлого столетия Даниил Борисович Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало Д.Б. Эльконину основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь, воспитываясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. По его мнению, конкретной формой организации такого пространства призван стать особый Детский центр. Там найдется место и дошкольным группам и начальным классам. Конечно, Детский центр – лишь один из вариантов решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования. Другие варианты представлены различными подходами к ее построению на практике. Как минимум, четыре действующие в России образовательные программы прямо нацелены на комплексное обеспечение преемственности дошкольной и начальной ступеней: «Золотой ключик» (1996), «Из детства – в отрочество» (1997), «Преемственность» (1999), «Сообщество» (1999). Определенные попытки решения проблемы отражены в программах «Радуга» (1993-1996), «Развитие» (1994, 1999), «Детство» (1996, 1997), «От рождения до школы», «Тропинки» и др.

    В четырех дошкольных общеразвивающих группах нашей прогимназии реализуется Основная образовательная программа дошкольного образования. Обязательная часть Программы разработана с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

    Эта программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимания того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей

    Дошкольное воспитание – это первое звено единой системы образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

    Период дошкольного детства является очень важным в формировании личности ребенка, ведь после детского сада выпускник идет учиться в школу, поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать знания. Вся образовательная деятельность в детском саду, через различные формы направлена на одну цель: подготовить ребенка к успешному обучению в школе.

    Каждый год череду совместных мероприятий в прогимназии открывает праздничная линейка 1 сентября, посвященная дню знаний и началу учебного года. Дошкольники, являясь не просто наблюдателями, а принимая непосредственное участие, осознают, что уже являются частичкой школы.

    В течение учебного года поддерживается устойчивая связь между детьми подготовительной к школе группы и учащимися. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников способствует расширению соответствующих представлений воспитанников дошкольного отделения, развивает у них интерес к школе, порождает желание учиться. Формами этой работы являются экскурсии в школу, посещение библиотеки, проведение совместных занятий, музыкальных и физкультурных досугов, театрализованных представлений, организация выставок рисунков и поделок и др. Дошкольники принимают участие в школьных концертах: День учителя, День Матери, 8 марта, День Победы, концерт, посвященный окончанию начальной школы. В свою очередь учащиеся школы также принимают активное участие в мероприятиях детского сада. На праздниках, вечерах развлечений исполняют разные роли, показывают театрализованные представления. В рамках различных проектов учащиеся проводят с дошкольниками тематические беседы, готовят тематические выставки, совместно мастерят различные поделки, проводят досуги по теме проекта.

    Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах – это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

     В расписание дошкольного отделения включено занятие – познавательно-исследовательская деятельность. Такая исследовательская деятельность значительно повышает у ребят уровень развития мышления, памяти, речи, внимания, воображения, мотивации к учебной деятельности, что очень важно для будущих первоклассников.

    На занятиях по подготовке к обучению грамоте и математики педагоги используют современные информационно-компьютерные технологии и наиболее эффективные методы работы.

    Подготовка руки ребенка к письму осуществляется на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду.

    Будущий первоклассник – это здоровый ребёнок! Поэтому большое внимание в образовательной программе дошкольного образования уделяется физическому воспитанию детей. Для этого с детьми проводятся физкультурные занятия, физминутки, прогулки на свежем воздухе, закаливание.

    Нельзя не сказать и о психолого-педагогическом сопровождении каждого ребёнка. Задача психолога на основе диагностики совместно с родителями вывести каждого выпускника до нормы личностного развития и психологической зрелости.

    Одна из главных целей основной образовательной программы дошкольного образования – это вызвать у каждого ребёнка желание пойти в школу и учиться.

    Однако для полноценного осуществления преемственности одной отдельно взятой программы дошкольного образования не достаточно, поэтому педагогический коллектив прогимназии поставил перед собой задачу разработать программу преемственности дошкольного и начального общего образования МБОУ «Прогимназия № 2» в рамках реализации ФГОС НОО и ДО.

    Программа регламентирует деятельность дошкольных групп и начальной школы МБОУ «Прогимназия № 2» в вопросах организации преемственности согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и начального общего образования.

    Основанием для создания программы преемственности дошкольного и школьного отделения прогимназии явились особенности нашего учебного заведения:

    • единство социокультурного пространства;
    • взаимодействие воспитателей дошкольного отделения и учителей начальных классов в вопросах выбора содержания, форм и методов образования.
    • непрерывное обучение английскому языку и информатике в рамках занятий в дошкольном отделении, уроков и кружковой работы в отделении начальной школы.
    • взаимодействие педагогов дополнительного образования, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и педагогов-предметников, направленное на художественно - эстетическое и физическое развитие детей;
    • психолого-педагогическое сопровождение ребенка специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом) на протяжении всего пребывания в прогимназии.

    Проанализировав единство целей и задач на дошкольном и школьном уровне, мы определили общую цель программы преемственности. Это:

    1. Создать комплекс условий, обеспечивающих сотрудничество дошкольного отделения с отделением начальной школы на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) с учётом внедрения ФГОС ДО и НОО.

    2. Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

    Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

    • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс;
    • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
    • совершенствование образовательного содержания, форм организации и методов обучения;
    • совершенствование содержания работы по приоритетному направлению прогимназии;
    • формирование фундаментальных предпосылок к учебной деятельности (дошкольное образование) и навыков «умения учиться» (начальное общее образование);
    • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателей, учителей, детей и родителей;
    • раннее выявление одаренных детей и последующее развитие одаренной направленности в начальной школе;
    • всестороннее психолого-педагогическое сопровождение детей и просвещение родителей;
    • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
    • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
    • повышение социального статуса прогимназии.

    Реализация принципа преемственности в МБОУ «Прогимназия № 2» осуществляется через следующие организационно-педагогические условия:

    1. Наличие в штате опытных специалистов.

    2. Современная материально-техническая база.

    (Наличие современных кабинетов с мультимедийным оборудованием, в том числе и в дошкольных группах, библиотека, спортивный зал, зал хореографии и многое другое)

    3. Разнообразная предметно-развивающая среда.

    (Многочисленные микроцентры в дошкольных группах: уголок природы, уголок развивающих игр, уголок дежурного и т.д., в школе – техническое оснащение кабинетов, учебно-методическая литература, учебно-практическое и лабораторное оборудование).

    В программе мы выделили 3 основных направлений в работе:

    1. Организационно-методическое обеспечение.

    (Это и совместные заседания и МО, взаимопосещения и изучения опыта различных форм и методов работы)

    2. Работа с детьми дошкольного отделения и отделения начальной школы.

    (Совместные экскурсии, праздники, спортивные мероприятия, коррекционная работа и т.д.)

    3. Работа с родителями.

    (Проведение дней открытых дверей, консультации, совместные праздники и соревнования, проекты, мастер-классы)

    Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольных групп, учителей начальных классов, учителей-предметников и других специалистов прогимназии.

    Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений. Они условно разделены на четыре направления:

    1. Работа с детьми (дошкольниками).

    2. Взаимодействие педагогов.

    3. Сотрудничество с родителями.

    4. Сотрудничество в социуме.

    Разработанная Программа преемственности между ДОО и начальной школой в прогимназии, способствует успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.

    Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

    Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности

    Вашему вниманию представлена модель выпускника начальной школы и выпускника ДОУ. Если их сопоставить, то выявится много общего.

    Образ выпускника дошкольных групп.

    «Портрет выпускника начальной школы»

    1. Компетентность:

    - коммуникативная;

    - социальная;

    - интеллектуальная;

    - компетентность ребенка в плане физического развития.

    2. Инициативность:

    - любознательность;

    - умение найти сферу применения своего опыта переживания и познания в любом

     виде деятельности;

    - стойкая мотивация достижения

    3. Креативность:

    - активная позиция экспериментатора;

    - способность к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности;

    - готовность к разработке нескольких вариантов или способов решения интеллектуальной или практической задачи;

    - развитое воображение.

    4. Произвольность:

    - настойчивость, умение преодолевать трудности;

    - соподчинение мотивов деятельности;

    - самостоятельность и ответственность.

    5. Самосознание и самооценка:

    - осознание своего места в коллективе;

    - мотивация к освоению новой социальной позиции в обществе;

    - сформированность внутренней позиции;

    - способность к принятию собственных решений.

    1. Любящий свой народ, свой край и свою Родину.

    2. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

    3. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

    4. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

    5. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

    6. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

    7. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    Будущий первоклассник должен обладать интеллектуальными, коммуникативными, организационными, практическими умениями (на индивидуальном уровне), которые получают дальнейшее развитие в школе и добавляются информационные умения. Основой всех умений являются физический, нравственный и познавательный потенциалы.

    Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования и начального общего образования требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

    Литература:

    1. Безруких М.М. Готов ли ребёнок к школе? М.: Будущий первоклассник, 2010, изд. 2-ое, 115с.

    2. Веракса Н.Е. «О раннем обучении и развитии детей», М. Психологическая наука и образование, 2005.

    3. Должикова Р.А., Федосимов Г.М. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008

    4. Мухина В.«Возрастная психология» М., 1998.

    5. Усова А. «Обучение в детском саду» М., 1970.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация принципа интеграции в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» на примере образовательной области Коммуникация

    В статье раскрываются вопросы реализации принципа интеграции в  примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» на примере образовательной области Ком...

    Статья "Преемственность в системе непрерывного образования как средство реализации ФГОС".

    Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей», 2014г....

    Реализация принципа преемственности в рамках единого ОУ на примере МБОУ «СОШ № 2» г. Абакана и дошкольных групп «Гнездышко»

    Актуальность данной темы в том, что школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Как показывает практика, очень часто принцип преемственности не реализуется в полной мере, это привод...

    Принципы и подходы к формированию и реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.

    В материале представлены и раскрыты принципы и подходы к формированию и реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ЗПР 5-7 лет....

    Система работы ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района по реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования.

    В работе представлены мероприятия, проводимые в ГБОУ СОШ №684 "Берегиня" для реализации принципа преемственности между дошкольным и начальным общим уровнями образования....

    Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

    Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

    Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности

    В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемствен...