Педагогический совет на тему "Художественно-речевое развитие"
методическая разработка на тему

Лобанова Елена Сергеевна

Педагогический совет посвящен художественно-речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему:

" Художественно-речевое развитие дошкольников”

Подготовила старший воспитатель

высшей категории Лобанова Е.С.

Форма проведения: смешанная: 1 часть традиционная; 2 часть интерактивная – деловые игры

Цель:  определить пути совершенствования педагогической деятельности по созданию условий для художественно-речевого развития детей.

        

Задачи:

1.Систематизировать работу по художественно-речевому развитию дошкольников.

2.Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно-образовательной работы с детьми по данной теме.

3.Создать в коллективе обстановку творческого поиска, инициативы и активизации деятельности педагогов.

4.  Совершенствовать взаимодействие  педагогов и родителей.

Предварительная работа:

1. Подготовка информационного стенда о планируемом педагогическом совете.

2. Подобрать методическую литературу и оформить каталог.

3. Семинары и консультации для педагогов по данной проблеме в соответствии с годовым планом работы.

4. Определение уровня просмотра открытые мероприятий по теме педагогического совета.

5. Тематический контроль по художественно-речевому развитию.  

6.Оформление информационно-наглядных стендов для родителей.

7. Смотр-конкурс художественно-речевых центров в группах.

8. Разработка сценария проведения педагогического совета.

9. Подготовка проекта решения педагогического совета.

Повестка дня:

1 часть:

1. Выполнение решения предыдущего педсовета.

2. Вступительное слово заведующего МДОУ.

3. Презентация опыта работы воспитателя Герасимовой Е.С.. по теме «Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии детей»

4. Книжная лавка: «Технология использования «Тематических словарей» по ознакомлению с художественной литературой»  Воспитатель 1 категории Князева Н.В.

5.Справка по итогам тематического контроля  "Состояние воспитательно-образовательной работы по художественно-речевому развитию дошкольников», заведующий Цыганова Е.Н.

6. Анализ уровня готовности педагогов к художественно-речевому развитию дошкольников (по результатам анкетирования педагогов)

2 часть

7. Повысить профессиональный уровень педагогов, развивать коммуникативные качества и умение работать в коллективе. Создание проекта модели центра художественно-речевого развития.

8. Вынесение решения педсовета.

Оборудование: 

  • столы и стулья для участников:  
  • чистые листы и ручки;
  • карточки «сокровищ», с перечнем вопросов;
  • карточки: «профессия», «познавательный центр», «художественно-эстетический центр», «игровой центр», «совместная деятельность детей», «свободная деятельность детей», «совместная деятельность с родителями»;
  • карточки к построению проектной деятельности;
  • карточки с высказыванием известных педагогов прошлого и современности о нравственной значимости труда, о значении ознакомления детей с трудом взрослых
  •  "Дерево мудрости".

Ход педсовета:

1. Выполнение решений предыдущего педсовета.

Педагоги представляют выполненную работу, демонстрируют приготовленный материал.

2. Вступительное слово заведующего Цыгановой Е.Н.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.
В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др. Однако мы будем сейчас касаться только задач, связанных с ознакомлением детей с литературными произведениями.

В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное  (услышанное) с фактами жизни.

В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки), произведения русских, советских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномерно распределен по кварталам учебного года с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчерпывают его. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал для повторения.

3. Презентация опыта работы воспитателя Герасимовой Е.С. 

Использование мнемотаблиц  в художественно-речевом развитии детей .

Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дети с речевыми нарушениями менее внимательны и более подвижны, поэтому в работе с такими детьми недостаточно использовать только слуховой анализатор, они нуждаются в зрительном и тактильном подкреплении для более результативного усвоения материала. Я  использую наглядные модели, которые помогают целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.

Мнемотаблица это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок».

Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?».

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы.

Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.

Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изображение курицы вот так, стрелками можно показать действие «бил-бил не разбил», слезы – маленькими точками.

Через сказку дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.

Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно–действенной формы мышления складывается наглядно–образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

Итак, овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризации, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают форму действия с образами, либо форму действия со знаками – словами, числами и др.

4. Книжная лавка. Воспитатель 1 категории Князевой Н.В.

Технология использования «Тематических словарей»  по ознакомлению с художественной литературе.

5. Аналитическая справка по итогам тематического контроля.

6. Анализ уровня готовности педагогов к художественно0речевому развитию дошкольников.

Результаты анкетирования.

2 часть.

7. Повышение профессионального уровня педагогов, развитие коммуникативных навыков и умения работать в коллективе.

Деловая игра.

( Игроки делятся на 3  команды   согласно  возраста детей, вопросы задаются поочередно каждой команде)

Разминка:

1. Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова:

« По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…»

« Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!»

« Спи,  глазок, спи,  другой!»

« Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!»

« Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»

«Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…»

2. Закончите пословицу:

« Что написано пером…»        (не вырубишь топором)

« Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)

« Без  труда…»                        (не выловишь рыбки из пруда)

« Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)

« Смех  без  причины…»         (признак дурачины)

« Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)

«Что посеешь…»                      (то и пожнешь)

« Любишь кататься…»            ( люби и саночки возить)

« Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)

« Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

3. К какому виду творчества это относится?

  • « Как аукнется, так и откликнется»        (Пословица)
  • «На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)
  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
  • «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)
  • «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

        - «Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом.

           Инте-инте-интерес, Выходи на букву С»  (Считалка)

        - «Расскажу-ка я вам про дела старые,

          Да про старые, про бывалые,

          Да про битвы, да про сражения,

         Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)

-«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

- «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» (Поговорка)

Задание     1.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном  слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)

Слушать внимательно сказки , стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.   (2-ая младшая группа)

Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы , связанные с содержанием текста.(Средняя группа)

Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения.   (Старшая группа)

Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи.  (Подготовительная к школе группа)

Задание   2.

Назовите автора произведения:

  1.  «Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)
  2. «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)
  3.  «Цветик-семицветик» (В.Катаев)

Задание 3

(Задание в конверте)  Назвать детские художественные произведения, написанные:

  1. К.Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит» и др.
  2. С.Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном Мышонке», «Дядя Степа» и др.
  3. С.Маршаком («Мистер-Твистер», «12 месяцев», «Кошкин дом», «Шалтай-болтай», «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной»)

Задание 4.

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

  1. …Ну так видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько  не потужит

Он о братьях и отце

В государевом дворце…

( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

2… Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

3… Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Задание 5.

Стихотворения  о временах года.

Из конверта капитаны команд достают пейзажные картинки.

Н а них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна

вспомнить стихотворения о каждом времени года, кто больше.

Задание 6

Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.

Задание 7

Назови одним словом:

  • образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
  • короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью(басня)
  • устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)
  • основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
  • короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему( анекдот)
  • устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
  • небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения(песня)
  • вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
  • краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
  • короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

Подведение итогов

После всего, что мы узнали и обсудили сегодня на педсовете, давайте попробуем смоделировать проект центра художественно-речевой деятельности. У каждого из вас есть свой лепесток для цветика-семицветика, который вы приготовили заранее.

Педагоги выкладывают на фланелеграфе цветик-семицветик.

Моделирование
Проект уголка художественно речевой деятельности

img1

Проект решения педсовета.

  1. Педагогу Исаевой Л.В. представить свой опыт работы по теме «Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии дошкольников» Срок: 31.05.2011г
  2. Внедрить опыт работы воспитателя Щербаковой И.А. по использованию «Тематических словарей» в ознакомлении детей с художественной литературой». Срок: новый учебный 2011/2012 год.
  3. Всем педагогам представить в методический кабинет свои пособия по художественно-речевому развитию детей с кратким описание того, где и как они могут использоваться. Срок: 15.05.2011г.
  4. Молодым педагогам (стаж до 5 лет) представить разнообразный материал в виде картотек  (частушки, песни, с элементами устного народного творчества, потешки, поговорки, пословицы). Срок: 15.05.2011г.  
  5. Провести семинар-практикум по  изготовлению  картотеки мнемотаблиц и схем по русским народным сказкам, загадкам, поговоркам. Срок: 15.04.2011г. Ответственный: заведующий.
  6. В методическом кабинете оформить выставку изготовленных дидактических пособий и художественно-речевого материала по развитию детей дощкольного возраста. Срок 20.05.2011г. Ответственный: заведующий.

Книга - друг человека.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Кто много читает, тот много знает.  

Ему и книги в руки.  

Книга мала, а ума придала.  

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Книги читать - скуки не знать.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книги читать - не в ладушки играть.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.  

Одна книга тысячу людей учит.

Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.  

Испокон века книга растит человека.  

Книга - лучший подарок.  

Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.  

С книгою жить – век не тужить.  

Дом без книги – день без солнца.

Афоризмы знаменитых людей о книге и чтении

 

«Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель.» Джозеф Конрад

 

«Всеобщее образование породило массу людей, которые умеют читать, но не умеют понять, что стоит читать.» Джордж Тревельян

 

«Где мне взять столько времени, чтобы читать поменьше?» Карл Краус

 

«Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя.» Вольтер

 

«Иной читатель подобен губке: хорошо впитывает воду.» Леонид Леонидов

 

«Каждый читает такого Бальзака, какого заслуживает.» Пшекруй

 

«Многие хвалят одни книги, но читают все же другие.» МАРЦИАЛ Марк Валерий

 

«Некоторые так любят пафос, что согласны читать с подъемом любой текст.» Станислав Ежи Лец

 

«Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.» Антон Павлович Чехов

 

«Образованный человек никогда не читает – он перечитывает.» Жорж Элгози

 

«Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами.» Георг Кристоф Лихтенберг

 

«Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство.» Николай Александрович Рубакин

 

«Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.» Эдмунд Берк

 

«Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все.» Франсуа Фенелон

 

«Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу.» Сенека Луций Анней (Младший)

 

«Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль.» Иоганн Готфрид Гердер

 

«Чтение — вот лучшее учение!» Пушкин А. С.

 

«Я ни во что не ставлю чтение без всякого удовольствия». Цицерон

 

«Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.» Монтескье

 

«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.» Достоевский Ф. М.

 

«Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике.» Шопенгауэр А.

 

«Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.» Бэкон Ф.

 

«Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.» Декарт

 

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.» Дидро Д.

 

«Чем меньше вы будете читать, тем тщательнее следует выбирать книги.»

Руссо Ж.

 

«Что приобретается при чтении посредством пера — превращается в плоть и кровь.» Сенека

 

«Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.» Коменский Я.

 

«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать.» Бэкон Ф.

 

«Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.» Аддисон Д.

 

«Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга.» Вольтер

 

«Мы должны читать лучшее, что есть в литературе, а не повторять без конца ее азы и не сидеть всю жизнь в приготовительном классе.» Торо Г.

 

«Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни; не было такого горя, которого час чтения не рассеял.» Монтескье

 

«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.» Вольтер

 

«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». А.И. Герцен

 

«Большая часть человеческого знания во всех отраслях существует лишь на бумаге, в книгах, – этой бумажной памяти человечества. Поэтому лишь собрание книг, библиотека является единственной надеждой и не уничтожаемой памятью человеческого рода». А. Шопенгауэр

 

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В.А. Сухомлинский

 

«Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей». Нестор-Летописец

 

«Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира». Л.Н. Толстой

 

«Никакие провалы истории и глухие пространства времен не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг». К.Г. Паустовский

 

«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей». Н.А.Морозов

 

«Что за наслаждение находится в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье». Чарльз Лэм

 

«Занятия с книгами - юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают...» Марк Тулий Цицерон

 

«Книга - чистейшая сущность человеческой души». Томас Карлейль

 

«Книга, которая не стоит того, чтобы ее читать дважды, не стоит и того, чтобы ее читать и один раз». Карл Юлиус Вебер

 

«Книги - лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности». Сэмлоэл Смайлс

 

«С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни». Людвиг Андреас Фейербах

 

«Лучшая служба, которую может сослужить вам книга, это не только сообщить истину, но и заставить задуматься над ней». Хаббард Э.

 

«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас». Петрарка Ф.

 

«В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни». Эмиль Кроткий

 

«Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник». Павленко П.А.

 

«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты». Д.И. Писарев

 

«Чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли». Ш. Пьермон

 

«Величайшее достоинство классических произведений – это то, что они вдохновляют на мудрые беседы, серьезные и сердечные разговоры, размышления». А. Франс

 

«Книга, достоинство которой заключается в тонкости наблюдений над природой человека и вещей, никогда не может перестать нравиться». К. Гельвеций

 

«Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду». Д. Аддисон

 

«Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни!». Г. Торо

 

«Ищите людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги, и книг, чтение которых стоило бы разговора с философом». П. Буаст

 

«Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости». А.Навои

 

«Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы». Л.Н. Толстой

 

«Читать не размышляя, все равно, что есть и не переваривать». Э.Борк

 

«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Фрэнсис Бэкон

 

«Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.»А. Декурсель

 

«Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.» А. Дюма-сын

 

«Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов.» А.Г. Рубинштейн

 

«Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете очень мало.» Вольтер

 

«Стиль – это соответственные слова в соответственном месте». Д. Свифт

 

«Там, где сжигают книги, будут жечь людей.» Гейне Генрих

 

«Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их сами.» Б. Паскаль

 

«Некоторые книги следует только отведать, другие - проглотить и только немногие - пережевать и переварить.» Т. Маколей

 

«Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание.» Ч. Диккенс

 

«Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее и плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода.» Э. Хемингуэй

 

«Книги – окна, сквозь которые выглядывает душа.» Г. Бичер

 

«Книги нужны, чтобы напомнить человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы.» А. Линкольн

 

«Книга что жена, ее нельзя давать на подержание даже лучшему другу.» Н. Лесков

 

«Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя.» Ф. Ницше

 

«Поэзия - самая величественная форма, в которую может облечься человеческая мысль». А. Ламартин

 

«Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим.» Джордж Бернард Шоу

 

«Самое лучшее в книге то, что она не обрывается на самом интересном месте для рекламной вставки.» Неизвестный автор

 

«Никому не давайте своих книг, иначе вы их уже не увидите. В моей библиотеке остались лишь те книги, которые я взял почитать у других.» Анатоль Франс

 

«Жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, еще в большей мере, чем из самой жизни.» Теодор Драйзер

 

«Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.» Акутагава Рюноскэ

 

«Если поэзия не рождается так же естественно, как листья на деревьях, пусть она лучше совсем не рождается.» Роберт Китс

 

«Одни книги оставляют нас свободными от мыслей, другие – делают нас свободными людьми.» Ралф Эмерсон

 

«Книга подобна зеркалу: если в нее заглядывает осел, трудно ожидать, что там отразится апостол.» Георг Кристоф Лихтенберг

 

«Наука дает человеку всевозрастающую власть над внешним миром, литература помогает ему приводить в порядок мир внутренний.» Андре Моруа

 

«Добрая книга – как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.» Виктор Астафьев

 

«Я разделяю читателей на два класса: на тех, кто читает, чтобы обогатиться, и на тех, кто читает, чтобы забыться.» Эдвард Фелпс

 

«Нет развлечения дешевле и удовольствия продолжительней, чем чтение.» Мэри Уортли Монтагу

 

«Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него» Фома Аквинский

 

«Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» А.С. Пушкин

 

«Функция литературы – превращать события в идеи» Д. Сантаяна

 

«Очаровательная свежесть старых книг подобна вину» А.Грин

 

«В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в нее автор». Мария фон Эбнер-Эшенбах

 

«Книга щедро расплачивается за любовь к ней.» Н.П. Смирнов-Сокольский

 

«Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.» М.Е. Салтыков-Щедрин

 

«Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.» В.А. Сухомлинский

 

«Нет ни одной такой плохой книги, из которой нельзя было бы чему-нибудь научиться.» Плиний Младший

 

«Книги собирают жемчужины человеческой мысли и передают их потомству.» Айбек

 

«Я убеждён в том, что любое искусство, литература — прежде всего, существуют для того, чтобы давать людям надежду, помогать им жить.» Анатолий Приставкин

 

«Самая новая и самая оригинальная книга та, которая заставляет любить старые истины» Л. Вовенарг

 

«Несомненный признак всякой хорошей книги это тот, что она нравится тем больше, чем человек становится старше» Г. Лихтенберг

 

«Публичная библиотека – это открытый стол идей, за который приглашен каждый» А. И. Герцен

 

«Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь» Ф.М. Достоевский

Книга в два листа, а середка пуста.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга книге рознь: одна учит, другая мучит.

Книга книгой, но и своим умом двигай.

Книга мала, а ума придала.

Книга не мед, а всякий берет.

Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Книга учит жить , книгой надо дорожить.

Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.

Кому книга-развлечение, а кому-учение.

Кто больше знает, тому и книги в руки.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

Не красна книга письмом, красна умом.

Ленивому Микишке все не до книжки.

Ум без книги, что птица без крыльев.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошая книга-искренний друг.

Хорошая книга ярче звездочки светит.

Лобанова Е.С.                                                       МДОАУ «ЦРР-д/с № 120 г.Орска «Крепыш»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Роль игры в развитии речи слабовидящего дошкольника»

Педагогический совет «Роль игры в развитии речи слабовидящего дошкольника» организован в форме деловой игры и позволяет педагогам делится опытом по развитию речи детей с нарушением зрения при организа...

Выступление на педагогическом совете на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

В этой статье мы поговорим о том, как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста (1-3 года) с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество....

Педагогический совет «Создание условий для развития элементарных математических представлений у дошкольников с учётом ФГОС ДО»

Педагогический совет построен по  образу образовательной деятельности для детей. В ходе педагогического совета каждый педагог может проявить себя...

Доклад к педагогическому совету "Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей" на тему: "Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста".

Игра и двигательная активность в дошкольном возрасте являются необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребенка. В движении постигаются все тайны мира. Исследовательская деятельность р...

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...