Консультация "Метод «портфолио» как способ профессионального развития"
статья на тему

         Одним из наиболее современных методов профессионального саморазвития педагога является метод «портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый педагогом, его знания, четче определить направления его развития, облегчить консультирование его со стороны более квалифицированных педагогов и администрации, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метод портфолио22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Метод «портфолио» как способ профессионального развития

         Одним из наиболее современных методов профессионального саморазвития педагога является метод «портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый педагогом, его знания, четче определить направления его развития, облегчить консультирование его со стороны более квалифицированных педагогов и администрации, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.

Портфолио представляет собой:

- набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, заключения аттестационных комиссий, характеристики, рекомендации и др.);

- методический «портфель» - описания используемых методов работы с детьми, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей;

- описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения наставника и оценки работы с его стороны);

- результаты различных видов оценки работы педагога.

По усмотрению педагога, в портфолио могут быть включены и иные документы.

Прежде чем начать собирать портфолио, необходимо как можно более точно определить цель этой работы. В зависимости от этого, в него могут быть включены различные документы и даже подборки материалов по теме. Какими могут быть основные цели работы над портфолио?

1. Помощь в развитии карьеры педагога.

В том случае, если педагог претендует на более высокую должность в своем учреждении, более высокий разряд оплаты, административную работу или собирается поменять работу, ему необходимо отразить в своем портфолио информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Возможно использование видеозаписи фрагментов работы. Разумеется, они должны быть сделаны и могут демонстрироваться с разрешения детей или родителей. Конспекты занятий, программы дополнительных образовательных услуг или их фрагменты, материалы, отражающие совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, также могут быть отражены в портфолио. Цель таких примеров - отразить умения педагога по планированию своей деятельности, по постановке целей в работе и достижению результатов при адекватных затратах сил и времени. Если педагог претендует на административную должность, необходимо отразить основные навыки административной работы (планирование, контроль, оценка, работа в команде и др.). Еще один раздел портфолио как помощи в развитии карьеры педагога - документы, отражающие официальную оценку его работы. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения по итогам работы за год, рекомендации и др. Документы должны быть датированы, иметь указание должности и званий рекомендующих. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны родителей воспитанников или других педагогов, они также могут быть представлены в портфолио. Последний раздел - документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.

2. Другая цель работы над портфолио – это отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста.

Иногда портфолио собирается как «методическая копилка», отражение взглядов человека на свою профессию. В этом случае разделы в нем определяются самим педагогом, но существуют и общие рекомендации, помогающие его подбору и более эффективному использованию. Лучше, если материалы в нем подбираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. Кроме того, такое расположение документов помогает их быстрому нахождению. Ежегодное портфолио следует завершать не позже чем через две недели после окончания учебного года - это оптимальный период для анализа работы за год. Начинается работа над ежегодной «копилкой» также за одну неделю до учебного года - с рефлексивного размышления об ожиданиях от нового учебного года, себя в профессии, воспитанников, коллег, учреждения в целом. Далее выбирается одно из направлений профессионального роста, над которым педагог будет особенно серьезно трудиться в течение года. В ходе этой работы формулируется и записывается цель работы на год. Далее, один раз в месяц делается краткий обзор работы по достижению поставленной цели, а также общий анализ работы за месяц. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты занятий, статьи, обзоры книг и т.д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.

3. Еще одна цель работы над портфолио - помощь в профессиональном развитии педагога.

Процесс определения целей профессионального развития, направлений специализации или переквалификации не всегда легок. Педагоги жалуются на недостаток времени для профессионального развития, «текучку», мешающую их росту. Портфолио поможет и в этом случае. Оно может служить отражением профессиональных достижений и способом постановки и достижения целей развития в работе. Прежде всего, в таком портфолио необходимо отразить основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. Для чего необходимо развитие в профессии? Что лежит в его основе? Каковы направления развития? Кто может помочь в этом процессе? Где следует искать соответствующие знания и опыт? С этой целью определяется форма: курсы повышения квалификации, самостоятельное изучение материала, обращение к помощи наставника или работа в группе коллег. Следует помнить, что, как правило, работа в группе, контроль и помощь наставника повышают эффективность работы. Следующий раздел может быть посвящен определению форм и методов развития. К ним относятся приобретение новых знаний, наблюдение за работой специалистов, обсуждение с коллегами, постоянная работа с наставником, разработка новых программ, анализ видеозаписей работы, чтение журналов по профессии, отработка практических навыков. По мере работы в портфолио можно вносить конспекты, видеоматериалы, ксерокопии статей и др. Другой раздел портфолио можно посвятить работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий. Кроме постановки целей, сбора примеров использования, следует обратить внимание на анализ эффективности новых методов работы в различных ситуациях. Последний раздел портфолио посвящается повышению профессиональной ответственности специалиста. Особого внимания заслуживает содержательная сторона портфолио, касающаяся общих подходов к работе и оценке своей деятельности педагогом.

Несомненно, создание портфолио требует некоторых затрат времени со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие и, как результат, получение большего удовлетворения от работы.

Список литературы.

  1. Болотина Г.К. Научно-методическое портфолио педагога.//Методист.-2006.-№9.-С.57.
  2. Зеленко Н.В., Могилевская А.Г. Портфолио будущего педагога.// Стандарты и мониторинг в образовании.-2009.-№1.-С.61.
  3. Крепких О.В. Портфолио как инструмент самоанализа.// Управление школой.-2007.-№8.-С.31.
  4. Пинская М.А. Место портфолио в современном образовании.// Оценка качества образования.-2008.-№2.-С.56.
  5. Портфолио: за и против.//Педсовет.-2004.-№69.-19 октября.-С.6.
  6. Портфолио педагога.// Справочник руководителя ОУ.-2004.-№6.-С.43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ

Данный материал предназначен для старших воспитателей ДОУ...

"Портфолио педагога, как средство профессионального развития"

"Портфолио педагога, как средство профессионального развития"...

«Электронное портфолио как условие профессионального роста педагога»

В настоящее время в условиях реализации ФГОС ДО высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога. Поэтому составление электронного портфолио воспитателя детского сада получил...

Портфолио для проведения профессиональной деятельности

Портфолио для проведение прфессиональной деятельности на 1 категорию...

«Электронное портфолио - как условие профессионального роста педагога»

laquo;Электронное портфолио - как условие профессионального роста педагога»...

Портфолио - визитная карточка профессионального мастерства педагога. Задачи, структура.

Портфолио является некой папкой, содержащей ваши достижения. Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления....

Интернет - портфолио на конкурс "Профессиональное самообразование воспитателя" Исаевой Файзат Алитбековны

Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре,  а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяс...