Взаимодействие ДОУ с родителями
статья (подготовительная группа) по теме

Хорина Елена Викторовна

В материале представлен опыт работы по взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»

Дошкольный возраст – это старт развития личности, который во многом определяет жизненный путь человека. Это период приобщения к миру культуры, ребенок устанавливает первоначальные сферы отношений с миром людей, с миром природы, и с собственным внутренним миром. Президент России Владимир Путин, определяя задачи образования, цитировал академика Лихачева Д. С.: «Давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую». В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину.

Важно именно в этот период объединить усилия педагогов и родителей в формировании у ребенка гуманного отношения к природе, развития практических навыков охраны и заботы. Экологическая культура не рождается у ребенка сама по себе, это сложный процесс, Мир природы уникальный источник познаний ребенка, добрый волшебник, раскрывающий детям свои тайны, позволяющий ребенку осознать ответственность за свои поступки, сформировать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

Понимание родителями, необходимости, и важности экологического воспитания детей позволяют объединить усилия по экологическому образованию. Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.  И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», «ФГОС ДО» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются:

  • изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
  • открытость детского сада семье;
  • ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями в нашем саду создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

Мы используем разные формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная.

К ним относятся:

  • Родительские собрания (общие и групповые),
  • Родительские конференции,
  • Дни открытых дверей.
  • Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приема и ухода детей,
  • Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли, экологические акции и т.д.),
  • Индивидуальные консультации,
  • Ежеквартальное ознакомление родителей с достижениями детей.

Для более эффективной работы с родителями организовывается взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм, к числу которых относятся: исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры.

Основными направлениями взаимодействия с родителями воспитанников по воспитанию экологической культуры заключаются в следующем:

  • повышение уровня компетентности взрослых по основам экологического образования, ознакомления с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками информации, о формах и методах воспитания;
  • выработка плана совместных действий по развитию у детей познавательного интереса к миру природы, развитию любознательности, творческой активности, воспитании уважения к планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее многообразии;
  • воспитание ответственного отношения к своему здоровью, пропаганда гуманного эмоционально-положительного, бережного поведения в мире природы всех участников образовательного процесса средствами наглядной информации;
  • активизация участия родителей в педагогическом процессе ДОУ в организации и проведении совместных мероприятий, направленных на формирование у детей знаний об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях, формированию основ безопасного поведения в окружающем мире;
  • приглашение к сотрудничеству в организации предметно - развивающей среды в помещении и на прилегающей территории ДОУ;
  • изучение общественного мнения по экологическим проблемам и реализации мероприятий по сохранению многообразия мира природы;

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на психическом, физическом и социальном здоровье ребенка. Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.

Наиболее эффективной формой взаимодействия является проектная деятельность, реализованная прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Проект ориентирован на интересы и возможности каждого ребенка и учитывает социальную ситуацию его развития. Формируя гуманное отношение к природе, мы старались исходить из того, чтобы ребёнок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. В результате проделанной работы получены следующие положительные результаты:

- у детей сформировано осознанное правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети научились практическим действиям по охране природы;

- у детей развиваются умственные способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности: в игре, в продуктивной деятельности, речевой деятельности.

Организуя вышеперечисленные мероприятия, можно обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт, создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развить способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

Консультация для родителей "Стили взаимодействия педагогов и родителей"

Консультация для родителей "Стили взаимодействия педагогов и родителей"...

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Статья на тему «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. Формы взаимодействия ДОУ с родителями»

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей....

Взаимодействие педагогов в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Взаимодействие педагогов с родителями детей ОВЗ.

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическомсопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогамистоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-п...