Методическая разработка "Педагогический мониторинг образовательного процесса в 1 младшей группе детского сада"
методическая разработка на тему

Мониторинг составлен  на основе примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред . Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Мозаика –синтез, 2014 год

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Педагогический мониторинг проводится с целью оптимизации образовательного процесса в учреждении.  Это достигается путем использования определенных программой  критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

  1.  балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  2.  балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  3.  баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год,

— в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения образовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

 Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области.

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Образовательная область «Речевое развитие»

Ф. И. ребенка

время

Итоговый показатель по группе

1

Может самостоятельно или по просьбе взрослого расска-зать о предмете или игрушке

Н.г

К.г.

2

Отвечает на простейшие вопро-сы «Кто?», «Что?», «Что делает»

Н.г.

К.г.

3

Может поделиться информацией «Ворону видел», пожаловаться на неудобство (замерз, устал, обижают )

Н.г.

К.г.

4

Сопровождает речью игровые и бытовые действия

Н.г.

К.г.

5

Слушает неболь-шие рассказы без наглядного сопровождения

Н.г.

К.г.

6

Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах с помощью педагога

Н.г.

К.г.

Итоговый показатель по каждому ребенку

Н.г

К.г.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ф. И. ребенка

время

Итоговый показатель по группе

1

Различает основ-ные формы деталей строительного материала

Н.г

К.г.

2

С помощью взрос-лого сооружает постройки, исполь-зуя большинство форм

Н.г.

К.г.

3

Разворачивает игру вокруг собствен-ной постройки

Н.г.

К.г.

4

Различает и назы-вает предметы ближайшего окружения

Н.г.

К.г.

5

Называет имена членов своей семьи и воспитателей.

Н.г.

К.г.

6

Узнает и называет некоторых домаш-них и диких животных, их детенышей

Н.г.

К.г.

7

Имеет элементар-ные представления о природных сезонных явлениях.

Н.г.

К.г.

8

Различает некото-рые овощи, фрукты (1-2 вида)

Н.г.

К.г.

9

Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, пол, имена членов семьи.

Н.г.

К.г.

10

Различает один и много предметов.

Н.г.

К.г.

11

Различает большие ми маленькие предметы, называет их размер

Н.г

К.г.

12

Узнает шар и куб

Н.г

К.г.

Итоговый показатель по каждому ребенку

Н.г.

К.г.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Ф. И. ребенка

время

Итоговый показатель по группе

1

Знает, что карандашами, красками и кистью можно рисовать

Н.г

К.г.

2

Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета

Н.г.

К.г.

3

Умеет раскатывать кусок пластилина прямыми и круговыми движениями.

Н.г.

К.г.

4

Умеет отламывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, сплющивать их ладонями

Н.г.

К.г.

5

Лепит простые предметы

Н.г.

К.г.

6

Узнает знакомые мелодии

Н.г.

К.г.

7

Различает звуки по высоте (высокий - низкий).

Н.г

К.г.

8

Вместе с педагогом подпевает в песне музыкальные фразы

Н.г

К.г.

9

Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки

Н.г

К.г.

10

Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук

Н.г

К.г.

Итоговый показатель по каждому ребенку

Н.г

К.г.

Образовательная область «Физическое развитие»

Ф. И. ребенка

время

Итоговый показатель по группе

1

Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей

Н.г

К.г.

2

Может прыгать на двух ногах на месте

Н.г.

К.г.

3

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч

Н.г.

К.г.

4

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку

Н.г.

К.г.

5

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться

Н.г.

К.г.

6

Умеет самостоятельно есть

Н.г.

К.г.

7

При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, салфеткой, горшком)

Н.г

К.г.

Итоговый показатель по каждому ребенку

Н.г

К.г.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Ф. И. ребенка

Итоговый показатель по группе

1

Может играть рядом, не мешая другим детям, подражать дейст-виям сверстника

Н.г

К.г.

2

Эмоционально откликается на игру, предложен-ную взрослым, подражает его действиям

Н.г.

К.г.

3

Следит за действием героев кукольного театра

Н.г.

К.г.

4

Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами

Н.г.

К.г.

5

Использует в игре замещение недо-стающего предмета

Н.г.

К.г.

6

Выполняет простейшие трудовые действия

Н.г.

К.г.

7

Наблюдает за трудовыми процес-сами воспитателя в уголке природы

Н.г

К.г.

8

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

Н.г.

К.г.

9

Соблюдает элементарные правила взаимо-действия с расте-ниями и животными.

Н.г.

К.г.

10

Имеет элементарные представления о правилах дорож-ного движения.

Н.г.

К.г.

11

Самостоятельно или после напоми-нания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания

Н.г.

К.г.

12

Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и соблюдает их

Н.г.

К.г.

13

Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоми-нанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»

Н.г.

К.г.

14

Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности

Н.г.

К.г.

Итоговый показатель по каждому ребенку

Н.г.

К.г.

Приложения:

Педагогический мониторинг   за 2017- 2018 учебный год

Группа__________________________________________________

Имя и фамилия ребенка

Физическое

развитие

Познаватель-ное

 развитие

Социально- коммуника-тивное развитие

Речевое

 развитие

Художест-венно- эстетическое

развитие

Итоговый результат

по каждому ребенку

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Итоговая по образовательным  областям

Аналитическая справка по педагогической диагностике _____________________________________ группы

на ______ полугодие  20____/20 ___ уч.г.

(по основной образовательной программе дошкольного образования  МОУ «Веневский центр образования №1» структурного подразделения «Детский сад №5», разработанной на основе примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред . Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Мозаика –синтез, 2014 год)

   Цель: оптимизация образовательной работы с группой дошкольников и решение задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Предметом мониторингового исследования является освоение ребенком образовательной программы.              

Субъект мониторинга: _________________________________группа, всего детей по списку______, продиагностировано ________.

Формы мониторинга (методы): наблюдения за ребенком, беседы, игровые упражнения.

Результаты фиксируются в диагностических картах, где отмечается, по каким разделам и у каких детей имеются затруднения в освоении программы и в дальнейшем на этой основе строится индивидуальная работа с детьми.

Длительность проведения: 1 неделя

Полученные данные свидетельствуют о том, что итоговый показатель освоения образовательной программы по группе    составил ______ балла - это соответствует ______________ уровню освоения   овладения  детьми  необходимыми  умениями  и  навыками  по образовательным областям.

Более высокие показатели отмечены по таким образовательным областям как (указать направления и баллы): _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чуть ниже выявлены показатели по образовательным областям (указать направления и баллы):

Самые низкие показатели отмечены по образовательным областям (указать направления и баллы):

Предполагаемая причина и решение:______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Индивидуальные образовательные маршруты (указать кол-во детей и по каким направлениям будут реализовываться или уже реализованы (если реализованы, описать результаты)): 


Условные обозначения показателей развития:

С – сформирован показатель развития (более 3,8 баллов)

НС – находится в стадии становления (от 2.3 до 3.7 баллов)

Н - не сформирован (менее 2,2 баллов)

Сравнительный анализ диагностики за _____________год

4

3

2

1

баллы

речевое

познавательное

Художественно- эстетическое

физическое

Социально- коммуникативное

Справку составили:

Воспитатели________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса 2 младшая группа

Мониторинг образовательного процесса 2 младшая группа обновленный по ФГОС (программа "От рождения до школы")...

Консультация для родителей " Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"

В этой консультации подробно описываются особенности работы в разновозрастной группе детского сада....

мониторинг образовательного процесса вторая младшая группа

индивидуальная карта развития ребёнка...

Методическая разработка: Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе детского сада по теме «Весна»

Задачи:- систематизировать представления детей о времени года - весне;-закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие всязи между ними....

Мониторинг образовательного процесса 2-младшая группа

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА...

Мониторинг образовательного процесса в младшей группе за 2022-2023 учебный год

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Диаг...