Релаксация на педсовете
статья на тему

Маракаева Светлана Евгеньевна

       В наше время стресс стал не просто неприятностью, а постоянным спутником нашей жизни. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.

         Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relaksatsiya_na_pedsovete.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

        В наше время стресс стал не просто неприятностью, а постоянным спутником нашей жизни. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.

        Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Релаксация на педсовете

         В педагогической практике существует множество способов избежать синдрома «эмоционального сгорания», который является следствием стресса. Один из таких способов – релаксация.

        Релаксация – один из способов преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Мышечное ослабление, наступающее во время релаксации, влияет на функции центральной и периферической нервной системы, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма. Во время релаксационных упражнений снижается артериальное давление, замедляется частота сердечных сокращений, дыхание становится редким и поверхностным. Происходит так называемый «релаксационный ответ».

        Цель релаксации – дать присутствующим небольшой отдых, снять умственное напряжение, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

        Кроме того, релаксационные паузы хорошо использовать для восстановления работоспособности, а так же для эмоционального развития. Умение расслабиться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

        Если вы чувствуете, что педагоги устали, а впереди ещё много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 3-5 минут весёлой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабится, восстановить энергию.

        Расслабляться можно с помощью дыхательных техник, упражнений на мышечную релаксацию, визуализацию, возможно расслабление и через образы.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

        Цель: повысить уровень энергии в коллективе.

• Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью

вниз, кисти пассивно свисают.

• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями,

как тряпочками (5-10 секунд). Перед упражнениями полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Упражнение «Зрительные представления»

        Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

        Наши образы имеют над нами магическую власть. Они могут быть деструктивными (разрушающими) и оказывать негативное влияние на нашу жизнь. Настойчиво лелея их в своем сознании, – например, представляя себя больным, беспомощным, несчастным, – мы действительно увеличиваем вероятность болезней и несчастий. Ведь каждый из нас действует в соответствии с имеющимся «образом себя». И если мы «видим» себя печальным или злым, то большую часть времени будем именно печалиться и злиться.

        Но образы могут быть и позитивными, вызывающими состояние уверенности, спокойствия, радости, силы.

        Например, для расслабления можно использовать следующие образы:

• Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело;

• Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость;

• Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей.

        Для релаксации можно выбирать спокойную музыку, хорошее влияние на организм оказывает прослушивание музыкальных композиций, не содержащих слов и разделенных друг от друга шумом прибоя. Такая музыка по-настоящему творит чудеса. Несложные помогающие тексты педагог может составлять сам. Главное – чтобы слова были позитивно окрашенными (избегайте частичек «не») и соответствующими ситуации.

        Например, можно использовать следующие внушения: «Я спокоен. Я уверен в себе. У меня все получится. Я смогу достичь своей цели». Или: «Я

отдыхаю. Мое тело расслабляется. Мне тепло и спокойно».

        Образы для релаксаций могут быть и более сложными. Некоторые упражнения похожи на целые путешествия, конечная цель которых – хорошее настроение и самочувствие.

Упражнение «Раздувающийся шар»

        Цель: управлять состоянием мышечного напряжения и расслабления.

        Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках. Ощутите его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется ввысь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.

Упражнение «Веселый мяч»

        Цель: взбодрить уставших участников, переключить внимание на подвижную командную игру для создания комфортной атмосферы.

        Участники встают в круг. Ведущий вбрасывает мяч с условием, что мяч должен побывать у каждого участника только раз, при этом каждый участник должен запомнить от кого он его получил и кому бросил. После заданной последовательности передвижения мяча, мяч снова вбрасывают и следом за ним добавляют постепенно еще несколько мячиков или предметов (небольших), которые нужно бросать в той же последовательности. Это продолжается 5-7 мин. Эта игра очень активизирует внимание и дарит хорошее настроение.

Упражнение «Мои предпочтения»

        Цель: повысить уровень энергии в коллективе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы.

        Ведущий раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, «синий» – прохладный, расслабляющий, отстраненный). Далее  просит участников ответить на вопрос «Находясь в зоопарке, с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный). И последнее задание: просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).

        После того как участники выполнят все три задания, модератор сообщает им что:

- три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;

- три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;

-три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.

Упражнение «Помни меня»

        Цель: расслабиться после интеллектуальной работы, внести элемент непринуждённости, способствовать позитивным отношениям между членами коллектива.

        Все участники становятся в замкнутый круг друг за другом. Каждый интенсивно (но не больно) массирует плечевой пояс соседа стоявшего пред ним. Это делается в течение 3 мин. Затем все участники поворачиваются на 180 градусов и еще 3 минуты массируют плечевой пояс впереди стоящего соседа. Таким образом снимается мышечное напряжение и восстанавливается организм для дальнейшей интенсивной работы.

Упражнение «Путешествие в детство»

        Цель: сконцентрировать расслабившееся внимание участников.

        Сядьте удобнее, закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Все мы уже взрослые, а иногда так хочется побыть детьми! Так давайте не будем себе отказывать, и на несколько минут вернемся в детство! Итак, представьте, что вам 5 лет! Запомните эти приятные ощущения от путешествия в детство. И знайте, что когда вам захочется, вы на некоторое время сможете вновь стать ребенком! Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Возвращайтесь к занятиям вдохновленными и бодрыми!

Упражнение «Вы еще не знаете, что я люблю»

        Цель: встряхнуться, весело расслабиться.

        По кругу передается мячик или иной предмет. Каждый педагог продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю (вариант делать в свободное время)….». Рассказывает что-то о себе, что большинству не известно. Игра продолжается пока каждый участник не представится.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

        Цели: «разогрев» участников, осознание и снятие мышечных зажимов, расширение экспрессивного репертуара.

        Звучит музыка. Педагоги становятся в круг. Ведущий называет части тела, танец которых будет исполнен (например: «танец головы», «танец плеч», «танец кистей», «танец живота»). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение «Пословицы»

        Цель: снять внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблем. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

        Возьмите любую из книг: “Русские пословицы”, “Мысли великих людей” или “Афоризмы”. Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

        Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

Упражнение «Рисование»

        Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

        Возьмите цветные карандаши и, не задумываясь, левой рукой нарисуйте абстрактные линии, сосредоточитесь на них и начните искать среди линий какой-либо предмет. Возможно, вы их найдете несколько. Раскрасьте их, полюбуйтесь тем, что получилось.

Упражнение «Муха»

        Цель: снять напряжение с лицевой мускулатуры.

        Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Бросай мячик!»

        Цель: «проснуться» перед началом мероприятия, сконцентрировать внимание.

        Участники сидят в кругу. Ведущий также находится среди участников. Ведущий кидает мячик одному из участников, называя при этом его имя. Задача следующего участника за 1 секунду поймать мячик и кинуть следующему человеку, также назвав его имя. Мячик должен побывать у каждого в руках. Кидать мячик второй раз одному участнику можно только в том случае, если он побывал уже у всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Упражнения и техники релаксации для детей дошкольного возраста. Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации.

Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва. Дети еще не способны самостоятельно сн...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Релаксация. (Упражнения и игры на релаксацию с детьми дошкольного возраста).-консультация для инструкторов по физической культуре

РелаксацияУпражнение на релаксацию “Порхание бабочки”( Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты).Инструктор: “Закройте глаза и с...

Методика мышечной релаксации по Джекобсону: прогрессивная релаксация для детей дошкольного возраста

Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на работе часто приводят к перенапряжению, плохому настроению. Психологи рекомендуют научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации для бор...