Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях
статья на тему

Шипулина Наталья Валерьевна

Под качеством профессиональной деятельности педагога  понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг. Так результаты педагогической деятельности могут быть оценены разными социальными заказчиками - детьми, родителями, педагогами. Анализируя различные источники по проблематике оценки качества дошкольного образования можно выделить ряд подходов (Т.Н. Богуславская, С.А. Езопова, В.А. Новицкая) и обозначить критерии, которыми можно руководствоваться придерживаясь того или иного подхода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Магистрант 2 курса ЭКДО

Шипулина Н.В.

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

В настоящее время проблема оценки качества профессиональной деятельности работников дошкольных образовательных учреждений становится все более актуальной,  так как развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых методов и технологий  работы с детьми.

В связи с этим, особенно важно уделить внимание оценки профессиональной деятельности педагога, в которую входит проектирование образовательной деятельности, создание образовательного пространства и информирование социального окружения о содержании и реализации образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. Педагог должен понимать цели и результаты педагогической деятельности, которая выражается в осознанном выполнении своих трудовых  функций.

Следовательно, при изучении качества проектирования образовательной деятельности педагога предполагается рассмотрение целостного педагогического процесса; создание развивающей предметно-пространственной среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Компетентность педагога включает в себя  знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников своей группы; умение организовывать основные виды деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками; проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов, планировать воспитательно-образовательную работу.

Таким образом, в связи с этим педагог должен принимать участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владеть технологиями проектной деятельности, организацией и проведения педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и уметь анализировать образовательную работу в своей группе.

Поэтому педагог должен владеть не только знаниями и практическими умениями, но и умением анализировать и адекватно оценивать педагогическую ситуацию в группе детского сада. Педагогическое проектирование является совокупностью практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога в дошкольной организации. Задача педагога в детском саду спланировать свою работу и создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого ребенка группы.

Безусловно, при анализе своей работы педагог должен помнить, что важно создавать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества; условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Поэтому в процессе взаимодействия педагога с детьми необходимо применять недирективную помощь детям, побуждать детей активно применять свои знания и умения на практике, учитывать интересы и потребности детей группы, устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях, происходящих в группе детского сада в данный момент. То есть ситуация «здесь и сейчас».

Необходимо отметить, что качество дошкольного образования обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, целесообразным возрасту дошкольников насыщением предметно - развивающей среды детского сада. Игровой мир ребенка должен соответствовать современной социальной действительности данной группы, тому, что ребенок видит, что ему интересно и эмоционально привлекательно на данный момент. Например: у старших дошкольников проявляется интерес к проблемам, событиям, явлениям, выходящим за рамки их личного опыта. В старшем дошкольном возрасте воображение и фантазия ребенка ведут за собой выбор темы, требуют подбора игрушек, настольно-печатных и дидактических игр.

Совместная деятельность педагога и детей в дошкольных образовательных организациях осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности в течение дня, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Непосредственно образовательная деятельность реализуется педагогом через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно. Это  зависит от состава детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач, который ставит взрослый.  В группе детского сада педагог создает позитивный психологический климат и условия для доброжелательных отношений между детьми.

В оценке качества профессиональной деятельности педагога необходимым является анализ обязательной педагогической документации воспитателя - план работы с детьми. Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

  • объективная оценка уровня своей работы педагогом в момент  планирования своей деятельности на группе;
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
  • педагог должен четко представлять результаты работы в группе, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбирать оптимальные пути, средства, методы, помогающие прийти к поставленным целям в работе, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием планирования работы педагога является учет специфических особенностей возрастной группы, обстановки и условий в дошкольной образовательной организации, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет  конкретного педагогического коллектива детского сада, а также профессиональной компетентности педагогов. План воспитательно-образовательной работы с детьми является  документом, по которому работают два воспитателя. Следовательно, это план совместной деятельности педагогов  и планирование должно быть совместным. Данный документ воспитательно-образовательной работы с детьми должен отвечать определенным требованиям:

  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников группы детского сада;
  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка группы;
  • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • обеспечивать единство обучающих, воспитательных, развивающих и целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим характеристикам дошкольной педагогики.

Сотрудничество и партнерство дошкольной образовательной организации с семьей является обязательным требованием ФГОС ДО. Эффективное партнерское взаимодействие педагога с родителями должно быть условием решения такой образовательной задачи, как индивидуализация образования: поддержка ребенка, построение его индивидуальной траектории. Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций педагога.

При информировании социального окружения предполагается следующая работа: умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, консультативная помощь родителям воспитанников; создание условий для социализации детей; рекомендательные консультации специалистами дошкольных образовательных организациях.

Важно помнить в работе с детьми, что сам педагог должен быть готов к переменам, а именно личностно развиваться в своей профессии, обладать высоким уровнем знаний и умений, способностью к проектировочной деятельности, рефлексией, то есть быть профессионально-компетентным педагогом в своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации"

В данной статье дается научное описание ученых ИКТ-компетентности педагогов ДОО"...

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Вступивший в силу профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует специалиста на выполнение целого ряда функций, требующих  личностных качеств и профессиональных компетенций...

Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов экспертируемых дошкольных образовательных организаций.

Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов проводился на примере изучения одной из исследуемой функции - поддержка индивидуальности и инициативы детей....

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях, постановка проблемы.

На текущий год оценка качества профессиональной деятельности работников дошкольных образовательных учреждений становится все более актуальной,  так как развитие современного общест...

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ

Статья посвящена вопросу профессиональной оценки педагогов по трём областям: создание пространства, реализация образвовательной деятельностии качество социального взаимодействия. На сегодняшний день э...

Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

Статья посвящена результатам прохождения производственной практики...

Оценка качества профессиональной деятельности педагога ДОУ

laquo;Оценка уровня квалификации педагогических работников… – это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счёт получения внешней...