Главные вкладки

    Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов экспертируемых дошкольных образовательных организаций.
    статья на тему

    Томша Екатерина Эдуардовна

    Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов проводился на примере изучения одной из исследуемой функции - поддержка индивидуальности и инициативы детей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya._sravnitelnyy_analiz.docx29.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Студентка 2 курса магистратуры ЭКДО

    Томша Е.Э.

    Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов экспертируемых дошкольных образовательных организаций.

    Сравнительный анализ качества профессиональной деятельности педагогов проводился на примере изучения одной из исследуемой функции - поддержка индивидуальности и инициативы детей. ФГОС ДО раскрывает основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования, согласно пункту 1.4 необходимо:

    • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
    • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
    • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

    Помимо этого, в ФГОС ДО указываются принципы дошкольного образования, одним из которых является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддерживая инициативу детей педагог создает условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей. Согласно стандарту в дошкольных образовательных организациях для создания социальной ситуации развития детей предполагают:

    • поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
    • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
    • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

    Исходя из этих принципов, мы исследовали данную функцию у нескольких педагогов дошкольных образовательных учреждений. Исследование проводилось с помощью карт самоанализа деятельности педагога, наблюдения за процессом взаимодействия педагога с детьми и результатах решения кейса. Необходимо учитывать, что у всех педагогов различный уровень образования и опыт работе в сфере дошкольного образования. При этом, результаты самоанализа не превышают средний уровень, что говорит о том, что педагоги знают методы поддержки инициативы детей, но испытывают трудности в их реализации.  (результаты самоанализа педагогов представлены на Диаграмме 1.)

    Для оценки качества выполнения исследуемой функции педагогам был предложен кейс для решения. Данный метод успешно применяется в практике методистами Московского центра качества образования. Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность участников через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. В предложенном кейсе была ситуация, решение которой показывало, как педагог может использовать ее образовательный потенциал и может ли увидеть и поддержать детскую инициативу. Результаты решения кейса показали, что педагоги не всегда могут заметить детскую инициативы, обращают на нее внимание в «удобных» для него детских поступках и высказываниях, что является не достаточным уровнем проявления осуществления функции поддержки детской инициативы к требуемому.

    В процессе наблюдения за взаимодействие педагога с детьми особое внимание мы уделяли проявлению недирективной помощи детям. Наблюдаемым педагогам не всегда удавалось занимать партнерскую позицию взрослого, проявлять уважение ко всем детям. При этом, они старались справляться с одной из основных задач воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей к активному применению своих знаний и умений. Воспитателям трудно удержаться от готового решения, когда дети сталкиваются с трудностями, и готовы сразу дать полный ответ или подсказать способ решения ситуации. Педагоги, в наблюдаемых нами ситуациях, при построении образовательной деятельности редко предоставляли возможность выбора содержания и способов реализации детям, особенно ярко это демонстрировалось в изобразительной деятельности, где необходимо выполнить детскую поделку по шаблону воспитателя.  

    Исходя из вышесказанного, мы можем говорить о знании педагогов способов поддержки детской инициативы и самостоятельности, но трудностях в их реализации. Поэтому рекомендациями для педагогов могут выступать следующие позиции: не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. А для того, чтобы мотивировать детей на самостоятельную деятельность в конце занятий или совместной деятельности можно предлагать использовать полученные знания в игре. Также педагог может вносить изменения в предметно-развивающую среду, что, безусловно, способствует развитию самостоятельности и инициативы детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЁС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Введение ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является насущной потребностью сегодняшнего дня, составной частью дошкольного образования и музыкально-эстетического разв...

    Статья "Роль ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации"

    В данной статье дается научное описание ученых ИКТ-компетентности педагогов ДОО"...

    Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

    Под качеством профессиональной деятельности педагога  понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг....

    Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

    Вступивший в силу профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует специалиста на выполнение целого ряда функций, требующих  личностных качеств и профессиональных компетенций...

    Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях, постановка проблемы.

    На текущий год оценка качества профессиональной деятельности работников дошкольных образовательных учреждений становится все более актуальной,  так как развитие современного общест...

    Оценка качества профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных организациях

    Статья посвящена результатам прохождения производственной практики...

    Открытие городского профессионального конкурса "Педагог года дошкольной образовательной организации - 2019" г.Салават

     Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.    Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут...