ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья на тему

КОРОЛЁВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

В современном обществе, когда информация стала высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования.

Сделав родителей своими  компетентными партнерами, своевременно предоставляя информацию о возможностях ребёнка и о методах и приёмах компенсации дефекта, специалисты значительно повысят эффективность оказание коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В современном обществе, когда информация стала высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koroleva.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Королёва О.В.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

«Кто владеет информацией, тот владеет миром»

Н. Ротшильд

В современном обществе, когда информация стала высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования.

Взаимодействие с родителями в рамках ФГТ предусматривает  участие родителей в реализации образовательной программы, в формировании учебных действий ребенка и  в создании условий для развития основных видов деятельности ребенка. Семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Эффективная система коррекционно-развивающего сопровождения невозможна без активного сотрудничества с семьями детей с ОВЗ. Никто лучше родителей не найдет оптимального подхода к ребенку и никто так остро не заинтересован в конечном результате. Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей, как правило, не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе. Зачастую пассивность и социальная закрытость родителей обусловлена недостаточностью информирования.  Поэтому важно проводить педагогическую пропаганду для каждого конкретного родителя, информируя именно об их ребенке, его достижениях и трудностях в процессах  воспитания и обучения.   Целью специалиста является содействие продуктивному сотрудничеству между родителями и педагогами через своевременное и достоверное  информирование по актуальным для родителям вопросам воспитания.

Каждое образовательное учреждение выбирает и использует такие формы информирования родителей, которые в большей степени соответствуют его внутренней философии, организационной культуре, образовательной программе.

      Информационный поток  условно можно разделить на две подгруппы:

- информационно-ознакомительная - ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей;

- информационно-просветительская - направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей с ОВЗ.

По прежнему остаются востребованы традиционные формы предоставления информации родителям:

- размещение информации в «Родительских уголках», папках-передвижках;

- распространение информационных буклетов, памяток, издание газет;

- индивидуальное консультирование и групповые родительские собрания;

- проведение «Дней открытых дверей», обучающих семинаров и мастер-классов.

Информационное поле детского сада значительно расширилось за счёт  использования информационно-коммуникативных технологий.

Современные родители - это преимущественно молодые люди, имеющие доступ к интернет-ресурсам. С целью повышения своей компетентности  родители широко пользуются мобильной связью, информационной средой Интернет. Будучи включенными в интернет-сообщество посредством форумов, социальных сетей, родители ищут ответы на волнующие вопросы воспитания и развития детей. При отсутствии грамотного навигатора в недрах интернет-сети можно дезориентироваться и получить ошибочные сведения о методах коррекции и воспитания, в связи с чем проблема оказания высокопрофессиональных информационно-образовательных услуг родителям становится общественно значимой задачей. С целью оптимизации получения достоверной информации из интернета образовательным учреждениям рекомендуется создать каталог интернет–ресурсов «Шпаргалка для родителей» с перечнем и кратким описанием содержания проверенных специалистами родительских сайтов и форумов.

Достоинства использования информационно-коммуникационных технологий в процессе информирования родителей весьма обширны:

- размещение консультаций на сайте учреждения способствует формированию информационной культуры родителей;                                       - обмен информацией  с родителями по электронной почте позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и   воспитания каждого ребенка, организуя при этом индивидуальный диалог;

- SMS-сообщения предоставляют родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией;

- использование мультимедийных презентаций при проведении групповых мероприятий оказывает комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации;

- проведение вебинаров и On-line-конференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в ДОУ.

- создание электронного банка методической литературы и практических рекомендаций открывает доступ к ресурсам современной коррекционной педагогики.

Информирование родителей о существовании всевозможных  игр, упражнений, методик, авторских пособий и вариантах их использования, является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Целесообразно на базе методического кабинета организовать коррекционно-развивающую лекотеку, практическим материалом которой родители могут воспользоваться для  развития коммуникативных навыков и высших психических процессов в домашних условиях.

Освоение специалистами офисных программ, таких Microsoft Word, Microsoft Power Point,  Microsoft Office Pablisher открывает новые возможности при подготовке дидактических материалов, презентаций, портфолио, буклетов, брошюр,  анкет и консультаций для родителей.

Включение в работу с родителями информационных и телекоммуникационных образовательных ресурсов позволяет успешнее решать коррекционные и воспитательные задачи. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику специалисты имеют возможность оперативно донести до родителей необходимую информацию.

Грамотное использование ресурсов Интернет позволяет не только находить необходимую информацию, но и быть активным участником сетевого сообщества, организовывать работу с родителями.
Родители своевременно и в полной мере получают информацию о коррекционном сопровождении детей с ОВЗ, его результатах и путях улучшения, рекомендации по  развитию детей в семье.

Сайт образовательного учреждения может служить площадкой для общения – проведение тематических дискуссионных клубов, мастер-классов со специалистами и т. д.

Среди форм распространения информации о семейном педагогическом опыте особое место занимает работа "Клуба для родителей". На регулярных встречах клуба происходит не только теплое неформальное общение родителей, заинтересованных в решении проблем ребенка, но и продуктивный обмен семейных «педагогических находок».

        Содержание информационных материалов включает в себя все вопросы воспитания, обучения и коррекции нарушений в развитии детей. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах организации игровой среды, подготовке его к обучению в школе.

Сделав родителей своими  компетентными партнерами, своевременно предоставляя информацию о возможностях ребёнка и о методах и приёмах компенсации дефекта, специалисты значительно повысят эффективность оказание коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома"

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома" посвящена вопросам физического воспитания детей не посещающих детские образовательные учреждения....

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Тема: «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью.»

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития .Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагогики. О...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (в рамках работы бесплатного консультативного пункта для родителей, воспитывающих детей дома «Сотрудничество»)

Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном,  психологическом....

Мастер - класс для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ "Сенсорное развитие детей с ОВЗ в домашних условиях"

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей  дошкольного возраста с ОВ...