Составление рассказа по картине
методическая разработка на тему

Волощук Светлана Анатольевна

Практикум «Составление рассказа по картине»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум «Составление рассказа по картине»

ПОДГОТОВКА:

  1. Объявление о предстоящем практикуме.
  2. Изучение материалов: учет возрастных особенностей детей при работе с картиной, виды занятий по картинам, приемы работы с сюжетными картинами

ХОД ПРАКТИКУМА:

  1. Организационный момент (распределение педагогов на три группы).
  2. Выступление организатора практикума (презентация).

     Давайте вспомним, что такое связная речь.  

Слайд 1. Определение связной речи.

   Связная речь неотделима от мира мыслей, связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне речевого развития.

    Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении рассказов по картинкам ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

    Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

    Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

    Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

    Так, в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас  слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.

    Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

     Работа по воспитанию звуковой культуры речи способствует тому, чтобы речь ребенка была четкой, внятной, выразительной.

Этапы формирования связной речи

Анализируя ошибки, допускаемые детьми при составлении рассказов, можно не только определить составные части связной речи, но и этапы ее формирования.

Подготовительный этап — расширение кругозора, развитие мыслительных операций, формирование фонетически и грамматически правильной речи, обогащение словаря.

Формирование навыка или обучение составлению рассказов:

— накопление слов по теме; накопление общих знаний по теме из стихов, рассказов, наблюдений; отработка сочетаемости слов, осваивание грамматических конструкций;

— работа над пониманием содержания картины: установление причинно-следственных связей, последовательности событий, значимости героев;

— составление плана рассказа;

— составление рассказа;

— исправление ошибок: дополнение содержания, исправление грамматических ошибок, распространение предложений.

Самостоятельная речь — умение составлять рассказ без помощи взрослого.

    В детском саду для обучения детей составлять рассказы используются  как предметные, так и сюжетные картинки  и картины.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Назовите основные задачи и приемы работы по составлению рассказов по картине:

1 подгруппа – младший дошкольный возраст

2 подгруппа – средняя группа

3 подгруппа – старший дошкольный возраст

    На обсуждение задания группам отводится по 5- 10  мин, после чего представители групп зачитывают свои конспекты и анализируют ошибки

     Во второй младшей группе  осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, поскольку трехлетний ребенок ещё не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.

    На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы педагога).

   Первые картины для младших дошкольников — это картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные), а также несложные сюжеты, близкие личному опыту детей

(серии «Наша Таня» О. Соловьевой, «Мы играем» Е. Батуриной, «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» Е. Радиной и В. Езикеевой и др.).

   Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Например, занятие можно начать с вводной беседы, цель которой — выяснить представления и знания детей об изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины. Основной  прием — вопросы воспитателя; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями  и говорили при этом грамматически правильно.

    После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение, например рассказ писателя о домашних животных, небольшое стихотворение или потешку («Петушок, петушок, золотой гребешок», «Кисонька-мурысенька» и др.).

    Можно загадать загадку (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки»— к картине «Кошка с котятами»; «Громко лает, а в дом не пускает»—к картине «Собака со щенятами»; «Золотой гребешок, масляна головушка, утром рано встает, голосисто поет» — к картине «Куры» и т. д.). Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке.

    Во второй младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы. М. М. Конина предлагает, например, такие, как: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке».  С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине, пришедшей к ним в гости кукле (собаке и др.).

    Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Воспитатель задает детям вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот прием побуждает детей к новым высказываниям.

    После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассматривают ее, замечают то, что не заметили раньше, высказываются. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

    В средней группе становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы, как по предметным, так и по сюжетным картинам.

Рассказывание по картине проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. Первое время многие дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постепенно в их рассказах все чаще начинают появляться элементы творчества.

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»). Можно ввести рассказывание по плану. Например, по картине «Таня и голуби» предлагается такой план: расскажите, где гуляет Таня. Что она делает? Во что играет? Что видно за забором? И т. п.

    В старшей и подготовительной к школе группе,   в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ - образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.

Меняется роль воспитателя — он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными («Как еж спас ежонка», «Медвежонок на прогулке» и др.).

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий — последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умение оценивать рассказы (и содержание, и форму) друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети будут достаточно свободно владеть навыками рассказывания, им можно предложить; две или несколько картин (знакомых или совсем новых) для составления рассказа по любой из них на выбор (например, картинки на тему «Наш участок зимой и летом»). Это дает возможность каждому ребенку выбрать наиболее интересный для него или же наиболее доступный сюжет.                    

    Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т. п.).

   

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

ВАРИАНТ 1: Фрагмент конспекта образовательной деятельности по составлению пересказа сказки «Почему у месяца нет платья?» с опорой на иллюстрации (подготовительная группа).

ПОЧЕМУ У МЕСЯЦА НЕТ ПЛАТЬЯ?

(сербская сказка)

       Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.

- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало.

- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.

В третий раз месяц пришел к портному.

Увидел портной: идет по небу круглый месяц – не месяц, а луна целая, вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.

Так и остался месяц без платья.

Воспитатель: Вчера мы с вами читали сказку «Почему у месяца нет платья?» Посмотрите, какие я принесла вам картинки – иллюстрации к этой сказке. Давайте расставим их по порядку. (Вызывает ребенка к доске, если он делает ошибку, исправляет ее). А теперь перескажем сказку. (Дети выполняют задание).

После того, как ребенок закончил, воспитатель исправляет его ошибки: «Надо было сказать…»

- Ребята, как вы считаете, у кого был самый хороший рассказ? (дети отвечают).

НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:

  • Воспитатель не прочитал сказку, не напомнил ее содержание.
  • Картинки демонстрировались впервые, у детей не было времени рассмотреть их и разобраться в содержании.
  • Перед тем как расставить картинки по порядку, дети должны были назвать эпизоды, изображенные на них.
  • Ошибки при расстановке картинок надо было исправить по окончании работы, спросив у ребят, правильно ли расположены картинки и почему?
  • Порядок опроса детей:
  1. Сначала дети с низким уровнем подготовки по цепочке, в заключение ребенок с высоким уровнем подготовки полностью.
  2. Сначала ребенок с высоким уровнем подготовки дает образец пересказа, за ним несколько детей с низким уровнем подготовки, в заключение повторяет ребенок с высоким уровнем подготовки.
  • Не был подведен итог: почему же у месяца нет платья, с каким явлением это связано?

ВАРИАНТ 2: Фрагмент образовательной деятельности по составлению рассказа по серии картинок «Старший товарищ» (старшая группа).

Воспитатель: На занятии по рисованию мы рассматривали матрешку. Вспомните, что есть особенного в этой игрушке? (Ставит на стол матрешку).

Дети: Она раскладывается, внутри есть еще матрешки.

Воспитатель: Да, это игрушка с секретом. Стоит одна игрушка, а в ней спряталось еще несколько. (Показывает на матрешке). Сегодня мы будем составлять рассказ по серии картинок, а называется он «Старший товарищ». (Выставляет картинки по порядку). Давайте рассмотрим, что на них нарисовано.

Дети: Мальчик не дает девочке матрешку. Другой мальчик на них смотрит, потом берет матрешку. Раскрыл ее, а там еще одна матрешка. Он ее девочке показал. У всех детей стало по матрешке. Мальчик и девочка сели играть, а другой мальчик стоял с матрешкой.

Воспитатель: Давайте дадим детям имена, чтобы удобнее было рассказывать. Кто хочет составить рассказ по картинкам? (Спрашивает 3-4 детей, по ходу ответа делает замечания, исправляет ошибки).

НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:

  • Матрешка не является героем, определяющим смысл рассказа, поэтому вспомнить о свойствах этой игрушки надо было после рассматривания картинки. У каждой картинки есть название. Нужно было обратить на это внимание и обсудить, почему они названы именно так, объяснить слово «фокус». Обсудить название рассказа. Выяснить, кто же из детей «старший товарищ».
  • При рассматривании картинок следовало обратить внимание на выражение лиц детей, описать их эмоциональное состояние.
  • С именами детей нужно было определиться еще при описании каждой картинки в отдельности.
  • В предложениях не отражены причинно-следственные связи.
  • Воспитатель не предложил детям образец рассказа.
  • Заранее не продумал порядок опроса детей.
  • Не подвел итог. Не использовал воспитательный потенциал картины.

ВАРИАНТ 3: Фрагмент конспекта образовательной деятельности по составлению рассказа по картинке «Дети кормят птиц» (средняя группа).

Воспитатель: Когда мы изучали птиц, рассматривали эту картинку. (Демонстрирует картинку). Какое время года здесь изображено? (Дети отвечают).

- Какие признаки зимы вы знаете? (холодно, идет снег, деревья голые).

- Каких птиц кормят дети? (Воробья, синичку, ворону).

- Какие еще птицы могут прилететь к кормушке? (Снегири, галки, голуби).

- Чем дети кормят птиц? (Крошками).

- Чем еще можно кормить птиц? (Хлебом, семечками, крупой).

- Почему надо кормить птиц зимой? (Им холодно и голодно).

- Послушайте мой рассказ по этой картинке, а потом повторите его.

Стояла зима. На улице было очень холодно. Листья с деревьев давно облетели. Теперь ветки деревьев, земля покрыты толстым слоем снега. Холодный ветер наметает сугробы. Артур и Лариса надели теплые куртки, шапки, варежки и пошли на улицу. Дети хотели посмотреть, прилетели ли птицы к кормушке, которую они повесили на дерево. Ребята взяли с собой крошки, оставшиеся от завтрака, чтобы покормить птиц. Они насыпали корм. Тут же прилетели воробышки и синички. Они бойко клевали крошки. На суку сидела ворона. Она тоже хотела есть, но боялась детей. Дети были рады, что помогают птицам выжить холодной зимой.

Воспитатель: Послушаем ваши рассказы. (Спрашивает детей, исправляя каждое предложение, добиваясь повтора образца).

НАЗОВИТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:

  • Необходимо повторить признаки зимы, названия птиц по предметным картинкам, а затем выставить знакомую картинку и беседовать только по ее содержанию.
  • Не продуманы вопросы.
  • Ответы должны сопровождаться показом называемых предметов.
  • От детей в качестве ответа надо было требовать предложение, а не слово.
  • Рассказ, составленный воспитателем, не соответствовал уровню речевого развития детей: много непонятных слов и оборотов, слов, сложных по звуковому составу. Этот текст мог прозвучать в конце занятия как образец, к которому надо стремиться.
  • Когда составление рассказа только начинается, его следует составлять по цепочке, комментируя и справляя ошибки в каждом предложении. Лишь в конце ребенок с высоким уровнем развития может составить рассказ.

На обсуждение задания группам отводится по 5- 10  мин, после чего представители групп зачитывают свои конспекты и анализируют ошибки.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: какие модели для обучения составлению рассказов по картине вы могли бы предложить своим коллегам.

Модели для обучения детей составлению рассказов по картине

 

1. Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа.

а) Модель «Птичка»: На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказов (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").

б) Модель «Круг»: Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых обозначает начало, основную часть и конец рассказа.

 

2. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев.

Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа.

1 - Какое время года?

2 - Какая погода?

3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения.

4 - Настроение героев картины.

 

3. Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события.

а) Модель «Ладошка»: На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например, зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий, ловкий, быстрый... Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.

б) Вариант - модель «Солнышко»: На листе картона изображается "Солнышко". Каждый лучик - определённая характеристика героя (автор - О.Ушакова).

 

4. Модель для самоанализа и анализа детских рассказов.

1 - Сохранена ли структура рассказа?

2 - Громко или тихо рассказывал?

3 - Употреблял ли в речи интересные слова, давал ли характеристику героям?

4 - Рассказывал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было слушать рассказ?

 

При выборе моделей необходимо учитывать этап обучения, программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Подведение итога: составление памятки воспитателю.

Памятка воспитателю по работе

над составлением рассказа по картинке

1. В рассказе должно быть отражено настоящее, представленное на картинке, предшествующее и последующее — в их причинном и логическом взаимоотношении.

2. Картинка, намеченная для работы, должна быть вывешена заблаговременно.

3. Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим нормам.

4. Содержание картинки должно соответствовать уровню развития детей и постепенно усложняться.

5. При работе с картинкой следует четко определить главное и второстепенное.

6. При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки (познавательный, нравственный, эмоциональный).

7. Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать уровню их развития.

8. Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки (уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики).

9. Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца воспитателя.

10. Дети рассказывают поочередно.

11. Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания делаются по окончании ответа.

12. Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.

13. В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, образцу, плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...