Семинар «Педагогическая этика в ДОУ»
методическая разработка на тему

Мосеева Татьяна Юрьевна

Цель: расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с партнером.

С обновлением содержания дошкольного образования связано повышение качества, использование новых методов и перестройка традиционных. Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность  напрямую зависят от профессионализма педагогов, их личностных качеств и коммуникативных умений. 

Педагогический тренинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_pedetika.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Педагогическая этика в ДОУ»

Цель: расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с партнером.

С обновлением содержания дошкольного образования связано повышение качества, использование новых методов и перестройка традиционных. Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность  напрямую зависят от профессионализма педагогов, их личностных качеств и коммуникативных умений.

Этика – система норм нравственного поведения человека какой-либо профессиональной группы, в нашем случае педагогическая этика.

Сегодня мы поговорим об одной их составляющей этикет – речевое поведение, для корректировки в зависимости от условий ситуаций общения.

Основные правила  при уважительном деловом общении:

- Количество информации (сообщать столько информации, сколько требуется для данной цели)

- Качество информации (она должна быть правдивой, истинной)

- Существенность  (говорить о важном для данной ситуации)

- Вежливость (соблюдать правила речевого этикета)

  1. Педагогический тренинг.        

Ведущий: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.

Задание 1. Выразительная речь

1-й команде:

                              Произнесите фразу « Иди сюда»

  1. громко,
  2. возмущенно,
  3. радостно,
  4. таинственно.

2-й команде:

                             Скажите « Молодец»

  1. тихо,
  2. громко, ласково,
  3. удивленно,
  4. радостно.

               2. Анкетирование педагогов

Тест «Индекс жизненной удовлетворенности»/Н.В.Паниной/

Инструкция: В таблице приведены наиболее часто встречающиеся суждения людей о своем настроении в разные периоды жизни. Прочитайте каждое суждение и отметьте, согласны вы с ним или нет. Для этого на каждой строчке обведите кружочком цифру, соответствующую подходящему ответу.

№ П/П

Суждение

Согласен

Не

согласен

Не

знаю

1

Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания

1

2

3

2

Жизнь несет мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю

1

2

3

3

Сейчас для меня наступили самые мрачные дни

1

2

3

4

Себе я пожелала бы больше счастья в жизни

1

2

3

5

Сейчас я почти так же счастлива, как и в прежние годы

1

2

3

6

Мне приходится заниматься делами, которые по большей части скучны и неинтересны

1

2

3

7

Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни

1

2

3

8

Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела

1

2

3

9

Как и прежде, я занимаюсь тем, что меня привлекает

1

2

3

10

С годами я ощущаю все большую усталость от жизни

1

2

3

11

Ощущение возраста не беспокоит меня

1

2

3

12

Когда я оглядываюсь на прожитые годы, испытываю чувство удовлетворения

1

2

3

13

Я ничего не стала бы изменять в своей жизни, даже если бы представилась такая возможность

1

2

3

14

Я наделала в своей жизни значительно больше глупостей, чем сверстники

1

2

3

15

Я выгляжу лучше, чем большинство ровесников

1

2

3

16

У меня есть планы, которые я намерена осуществить в ближайшее время

1

2

3

17

Оглядываясь на прожитые годы, могу сказать, что многое упустила в жизни

1

2

3

18

Я чаще, чем другие, нахожусь в подавленном состоянии

1

2

3

19

От жизни я получила довольно много из того, чего ожидала

1

2

3

20

Что ни говори, но с возрастом большинству людей жить становится сложнее

1

2

3

Сумма баллов, подсчитанная с помощью «ключа»

«КЛЮЧ»: Ответы на вопросы с номерами 1, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19 оцениваются следующим образом: за ответ «согласен» - 2 балла; «не согласен» - 0; «не знаю» - 1 балл.

Ответы на вопросы с номерами 2, 3, 4, 6, 10, 14, 18, 20 – оцениваются так: за ответ «согласен» - 0 баллов; «не согласен» - 2; «не знаю» - 1 балл.

Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Полученное значение и будет индексом жизненной удовлетворенности. Чем выше индекс, тем выше степень удовлетворенности человека жизнью.

  • 24 балла и выше – у вас все в порядке;
  • От 20 баллов до 24 – вам есть о чем подумать и понять причины самочувствия и проблем во взаимоотношениях с окружающими;
  • меньше 20 баллов – необходимо заняться собой

Уверенность и спокойствие в речевом поведении педагога в различных ситуациях с родителями – важное условие плодотворного сотрудничества и успешного взаимодействия.

Важно помнить: доброе слово очень ценно, поэтому действуйте уверенно, с любовью.

Саморегуляция – чтобы успокоиться в ситуациях раздражения, сделайте следующее: глубоко вздохните, задержите дыхание, сделайте несколько глубоких вдохов

Самовнушение – положительные утверждения помогут справиться с трудной ситуацией: «Я умница», «У меня все получиться» Никогда не осуждайте себя.

Самоприказ – «Разговаривать спокойно!», «Молчать, надо молчать!»,

Самоодобрение – даже в случае незначительных успехов хвалите себя « Я сделала это!», «Я смогла!»

 «Опоздание»

На одной из встреч с родителями воспитатель объяснил нежелательность опоздания детей к утренней гимнастики. Но, не смотря на это, Миша однажды опоздал, когда завтрак уже заканчивался. «Покормите его, пожалуйста!» - мать обратилась к вам в категоричной форме.

Подумайте и спрогнозируйте варианты вашей речевой реакции.

Ситуация.

Мать пришла вечером за ребенком с большим опозданием.

Проиграйте варианты вашего речевого поведения в беседе с матерью, учитывая следующее условие – мать одна воспитывает двоих детей (второй- первоклассник), это не первый случай ее прихода за ребенком, когда рабочий день уже закончился.

Итоги семинара.

- Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Памятка для педагогов

Кодекс педагогической этики

 по отношению к детям:

-        Никогда не наказывать детей;

-        Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;

-        Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);

-        Не укорять детей;

-        Не жаловаться на них родителям;

-        Не оскорблять;

-        Не приказывать, не требовать жестко;

-        Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

-        Хвалить от души;

-        Верить и доверять безоговорочно;

-        Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

-        Прощать искренне.

Кодекс общения с родителями:

1.        Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

2.        Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

3.        Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

4.        Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5.        Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6.        В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Кодекс педагогической этики

 по отношению к детям:

-        Никогда не наказывать детей;

-        Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;

-        Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);

-        Не укорять детей;

-        Не жаловаться на них родителям;

-        Не оскорблять;

-        Не приказывать, не требовать жестко;

-        Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

-        Хвалить от души;

-        Верить и доверять безоговорочно;

-        Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

-        Прощать искренне.

Кодекс общения с родителями:

1.        Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

2.        Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

3.        Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

4.        Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5.        Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6.        В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ »

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливост...

Семинар — практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Цель: Нахождение быстрого решения в сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.Задачи:1. Создание доброжелательной атмосферы.2. Овладение навыками общ...

Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...

Конспект семинара - практикума «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ»

Формирование первичной установки на выбор конструктивных в межличностном общении....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи:- сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностн...

Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества» В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении» Клуб «Педагогический всеобуч»

Выступление на тему: «Педагогическая этика как система дошкольного воспитания и современного общества»В рамках семинара «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»Клуб ...