Программа ИКТ-компетентности педагогов
методическая разработка на тему

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Внедрение информационно – компьютерных технологий повышает требования к уровню профессионализма педагогов, так как информационная культура является частью общепедагогической культуры. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – повышает требования к уровню профессионализма педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ikt_-_kompetentnosti_pedagogov.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №31 «Родничок»

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

_______________ С.В. Гусева

Приказ     от

ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

                                                  Разработала:

старший воспитатель

Проняева О.В.

                     

г.о.г. Выкса

2016   год

СОДЕРЖАНИЕ

1.        Пояснительная записка                                                                               3

2.        Цель и задачи                                                                                               5

3.        Ожидаемые результаты                                                                               6

4.        Перспективный план работы с педагогами                                               7

5.        Содержание деятельности                                                                           9

6.        Формы и методы контроля                                                                        10

7.        Список используемой литературы                                                            11

8.        Приложение                                                                                                 12

             

Пояснительная записка

Актуальность образовательной программы обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Внедрение информационно – компьютерных технологий повышает требования к уровню профессионализма педагогов, так как информационная культура является частью общепедагогической культуры. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – повышает требования к уровню профессионализма педагога.

Теоретической основой программы являются современные концепции компьютерного обучения Калаша И. «Возможности информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании», Солоневичевой М.Н. «Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях», Качегарова Л.В. «Научно-методическое сопровождение развития икт-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений»

Базовые идеи и основные понятия, использованные в программе.

Наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:

- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);

- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сер-висов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);

- формирование нового типа мышления (самоорганизующийся, общественный, экологический тип мышления).

Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства.

Цель и задачи программы

Цель программы: повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Задачами программы:

1.        Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.

2.        Разработка системы методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.

3.        Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации данной программы планируется получить следующие ожидаемые результаты:

- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;

- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидак-тических материалов средствами Microsoft Office;

- использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

- овладение методическими приемами использования ИКТ в образо-вательном процессе;

- овладение приемами организации дистанционного повышения ква-лификации и послекурсовой поддержки педагога;

- овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с ис-пользованием ИКТ;

- овладение приемами организации сетевого взаимодействия;

- участие в формировании сетевых педагогических сообществ и создание собственных сайтов.

Перспективный план работы  с педагогами

 по повышению ИКТ-компетентности

№ п/п

Тема

Цель

Месяц

Анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений  о ПК и возможностях ИКТ

Определить степень использования ИКТ

Сентябрь

Семинар на тему:

«Основы работы

на профессиональном компьютере»

Приобщить педагогов к компьютерной грамотности, дать первичные практические навыки работы на современном персональном компьютере.

Практическое занятие по теме:

«Работа в текстовом редакторе Microsoft Word»

Овладение приемами создания Word- документа.

Практическое занятие по теме:

«Работа в электронной таблице»

Овладение приемами создания электронных таблиц и вариантами её использования.

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе»

 (1занятие – теоретическая часть)

Сформировать представление педагогов о целесообразности использования ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Октябрь

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе»

(2 занятие – практическая часть)

Овладение приемами создания педагогически эффективных презентаций в программе Microsoft Power Point

Консультация на тему:

«Что такое браузер»

Дать педагогам представление о понятие «поисковая система», и как осуществляется перемещение в глобальной компьютерной сети Интернет.

Практическое занятие: «Создание электронной почты в поисковой системе Yandex, Google».

Дать представление педагогам о значение электронной почты, актуальности её использования и этапах создания.

Ноябрь

Семинар – практикум на тему:

«Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker»

(1занятие – теоретическая часть)

Познакомить педагогов с технологией создания клипа в программе Windows Movie Maker и возможности его использования в работе с детьми и родителями.

Семинар – практикум на тему:

«Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker»

(2занятие – практическая  часть)

Создание клипа в  программе Windows Movie Maker.

Консультация на тему:

«Использование компьютерных программ в образовательном процессе с дошкольниками»

Сформировать представление педагогов о компьютерных программах, видах компьютерных программ и их использование в образовательном процессе с детьми

Декабрь

Мастер – класс для  воспитателей по использованию ИКТ во время НООД с детьми

Развивать умение педагогов использовать ИКТ в образовательной работе с детьми: НООД, индивидуальная работа, совместная деятельность и т.д.

Январь

Практическое занятие:

«Создание профессионального

сайта педагога»

Дать представление педагогов о значение создания сайта педагога в сети интернет, как одной из форм трансляции опыта педагогов, этапы создания.

«Домашнее задание» подготовка и размещение материалов на личных сайтах педагогов

Февраль

Открытые занятия с применением ИКТ и интерактивных технологий для педагогов ДОУ

Конкурсы

Март-апрель

Итоговое анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений  о ПК и возможностях ИКТ

Определить степень использования ИКТ

Май

Семинар на тему: «Обобщения опыта работы за год и планирование работы на следующий учебный год»

Систематизация знаний и умений педагогов и разработка плана работы на будущий год.

Содержание деятельности

На занятиях по обучению педагогов компьютерной грамотности используются следующие приемы:

  • анкетирование педагогов
  • занятия по обучению программам Word, Excel, Power Point, Movie Maker с использованием мультимедийных презентаций – «Текстовый редактор Microsoft WORD», «Таблицы в текстовом редакторе», «Создание презентаций в MS PowerPoint», «Табличный процессор Microsoft Excel», «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта. Создание и отправка сообщений», «Windows Movie Maker».
  • практическая работа в сети Интернет
  • индивидуальные и групповые консультации по вопросам;

Формы и методы контроля

  Сроки

Какие знания, умения, навыки                                                       контролируются

Форма контроля

Методы контроля

Сентябрь

Умение работать на компьютере: работать с манипулятором мышь, выбирать и загружать нужную программу,  создавать и открывать папки

Тематический

персональный

Наблюдение

Анализ

Практическое задание

Ноябрь

Умение работать с программами Microsoft Office, владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций

Тематический

персональный

Наблюдение

Анализ

Практическое задание

Январь

Владение навыками поиска информации в Интернете, умение создать электронную почту, создавать и отправлять письма

Тематический

персональный

Наблюдение

Анализ

Практическое задание

Март

Умение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, и способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями

Тематический

персональный

Анализ занятий

        

Список используемой литературы

1.  Калаш И. «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании», 

Аналитический обзор, М., ЮНЕСКО, 2013

2. М.Н. Солоневичева  «Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие /– СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2008

3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2008.

4. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание № 11. – М., 2000 г.

5. Пучкова Д.А. Роль компьютерных игр в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;

7. Кочегаров Л.В. Научно-методическое сопровождение развития икт-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений. Москва 2011г.

8. Белая К.Ю  «Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие» М., 2005

9. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Уроки  информатики  в  5-7 классах: методическое  пособие – 2-е  изд., испр.  и  доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008. – 464 с.;

10. Л.З. Шауцукова. Информатика. Изд. Просвещение. 2004 г.

11. Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» 10-11кл., Москва, БИНОМ Лаборатория знаний 2003г.- стр. 431-439

12.Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ», М.: Издательство  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

13.О.Б. Воронкова «Информационные технологии в образовании: интерактивные методы». Ростов-на-Дону: Феникс. 2010 г.

14.Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002

Приложение 1

Анкетирование педагогов

1. Основные правила работы с персональным компьютером (подключение к сети электропитания, последовательное включение/выключение компьютера и внешних устройств)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

2. . Приёмы работы с внешними накопителями (дисковод, CD-ROM, DVD, Flash карта, и др.)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

3. Приёмы работы с приложениями (Создать, Открыть, Сохранить, Сохранить как)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

4. Понятие буфера обмена на уровне файлов (операции - Копировать, Вырезать и Вставить)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

5. Создание и редактирование текстовых документов (работа в программе типа Microsoft Office Word)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

6. Вывод на печать текстовых документов

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

7. Создание и редактирование презентаций (работа в программе типа Microsoft Office PowerPoint)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

8. Представление о целях и задачах создания мультимедийной презентации

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

9. Интерфейс, основные меню и панели инструментов Microsoft Office PowerPoint

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

10. Создание электронных таблиц (работа в программе типа Microsoft Office Excel)

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

11. Основные представления о сети Интернет

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

12. Переходы по гиперссылкам и сохранение фрагментов текста, рисунков, страниц целиком

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

13. Понятие почтового ящика и почтового адреса. Отсылка писем. Приём корреспонденции. Прикрепление и получение файлов

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

14. Основы поиска информации в Интернет

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

15. Понятие портал, сайт, визитка

        Конечно, знаю и могу научить (показать)

        Сяду за компьютер - вспомню

        Представляю в общих чертах

        Ничего не могу сказать

Результаты:

Конечно, знаю и могу научить (показать) – 3 балла

Сяду за компьютер - вспомню – 2 балла

Представляю в общих чертах – 1 балл

Ничего не могу сказать – 0 баллов

 0-14 баллов – низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов (не владеют умениями работать на компьютере);

15-29 баллов – средний уровень ИКТ-компетентности педагогов (базовый уровень работы на компьютере);

30-45 баллов – высокий уровень ИКТ-компетентности педагогов (высокий уровень работы на компьютере).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ"

Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства....

Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"

В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....

Программа повышения компетентности педагогов ДОУ

Программа повышения компетентности педагогов ДОУ...

НАСТАВНИЧЕСТВО. ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профе...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...