Программа "Духовно - нравствееное воспитание детей дошкольного возраста"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Рудакова Елена Васильевна

Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rudchik_programma_po_duhovno-nravstvennomu.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

Программа

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Твори добро»

 

2017

Содержание

  1. Паспорт программы ……………………………………2
  2. Ведение…………………………………………………..5
  3. Актуальность программы ……………………………... 5
  4. Основные принципы программы………………………6
  5. Основные направления программы ……………………7
  6. Формы работы …………………………………………..7
  7. Этапы реализации программы ………………………… 8
  8. Основное содержание программы ……………………..8
  9. Целевые ориентиры……………………………………..13

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа духовно-нравственного воспитания                                     «Твори добро»

Разработчики программы

Творческая группа педагогического коллектива

Основные цели программы

  • Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям.
  • Возрождение лучших отечественных традиций духовно-нравственного воспитания.

Задачи программы

  • Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников.
  • Воспитание  чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через  компетентный подход в образовании.
  • Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
  • Способствовать повышению значения семейных ценностей.
  • Приобщение к культуре и традициям русского народа, посредством мини – музея «Русский быт»

Участники реализации программы

  • Дети
  • Педагоги
  • Родители
  • Социум

Методическое обеспечение программы.

Материально-технический ресурс:

-фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения НОД, презентаций.

Кадровый ресурс:

- педагоги ДОУ;

-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.

Организационный ресурс.

Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.

Информационно-методический ресурс:

-  мини- музей «Русский быт»;

- литература по теме; Программа О.Л.Князевой --«Приобщение детей к русой национальной культуре»;

-Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова «Мини – музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008г.            

    -А.Ф.Некрылов, Л.В. Соколова «Воспитание ребёнка в русских традициях» СПб. 2002 г. А.Ф. Некрылов    

-«Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома» Азбука – классика.

-Дом детского творчества – ДЮШИ, г. Новохоперск.

 Источники финансирования

Привлечение внебюджетных средств, спонсоров

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у воспитанников сформируются следующие представления:

  • о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
  • о духовных и нравственных ценностях;
  • о ценностном отношении к окружающему их миру;
  • об истории и культуре своей страны;
  • научатся беречь и поддерживать красоту;
  • проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание;

Ожидаемые конечные результаты

Планирование воспитательного процесса в соответствии с данной программой, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Актуальность программы «Твори добро»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

         Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

  Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.

 

Основные принципы программы:

1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2.Культурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

3.Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

4.Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

5.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

 

 Основные направления программы:

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

  • формирование духовности  дошкольников через отношение к живой и неживой природе;
  • восприятие литературных произведений;
  • эстетическое развитие детей;
  • сотрудничество семьи и ДОУ
  • обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.

Формы работы:

С детьми:

  • Непосредственная образовательная деятельность с использованием экспонатов мини – музея «Русский быт»;
  • Беседы;
  • Прогулки;
  • Наблюдения;
  • Игры;
  • Праздники;
  • Литературные вечера, досуги;
  • Экскурсии;
  • Выставки;
  • Чтение художественной литературы;
  • Встречи с интересными людьми

С кадрами:

  • Методические объединения;
  • Педагогические советы;
  • Семинары;
  • Консультации;
  • Анкетирование;
  • Обмен опытом;
  • Самообразование;
  • Курсы повышения квалификации;
  • Взаимопосещения;
  • Открытые просмотры;
  • Мастер-классы;
  • Участие в конкурсах разных масштабов.

С родителями

  • Родительские собрания;
  • Дни открытых дверей;
  • Посещение мини – музея «Русский быт»
  • Консультации;
  • Совместные акции;
  • Вечера отдыха;
  • Выставки;
  • Праздники;
  • Спортивные мероприятия;
  • Анкетирование

Этапы реализации программы

  1. Диагностический:
  • Выявление затруднений участников Программы;
  • Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
  1. Теоретическое исследование:
  • Изучение теоретических вопросов;
  • Предварительная работа, сбор материалов;
  • Организация работы творческих групп.
  1. Практическая часть:
  • Разработка и принятие Программы, оформление пособий;
  • Наработка практического материала;
  • Установление взаимосвязи со школой, краеведческим музеем г. Новохоперска.
  • Разработка и реализация проектов.
  • Пополнение мини – музея экспонатами.
  1. Подведение итогов работы:
  • Выступление с опытом работы на конференциях различного уровня, защита проектов.

Основное содержание программы «Твори добро».

  Программа включает в себя 8 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, Дома школьника, общественных организаций.

Тематические блоки:

Наименование

блока 

Основные темы

Задачи

Формы работы

I Ты да я

«Мой детский сад»

«Моя семья»

«Все на белом свете солнышкины дети»

«Вглядись в себя – сравни с другими»

«Я и моё имя»

«Чем мы похожи, чем отличаемся»

- Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидульность, особенность, неповторимость.

- Повысить педагогическую культуру родителей

- Гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сад и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства

- изучение семей, семейных традиций

- создание альбомов о семье

-тестирование;

-анкетирование;

-опрос;

-творческие работы;

-педагогические наблюдения;

-беседы.

-составление генеалогических деревьев;

- проведение совместных вечеров, праздников

II Мой любимый город

История города

Достопримечательности города

«Тепло родного дома»

- Формировать у детей понятие о принадлежности к своему городу, сознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного города;

- Чтение художественной литературы

- совместные экскурсии,

- творческие работы;

- проекты;

- выставки;

- семейные чтения;

- создание фотоальбомов «Путешествие по городу»

- участие в акциях

- участие в концертах

- изготовление макета города,

- разучивание стихотворений, песен

III Обучение и труд рядом идут

Профессии

«В труде человек хорошеет»

- Воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

- Воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других людей;

- чтение художественной литературы;

- участие в субботниках;

- создание фотоальбома «Профессия моих родителей»

- сюжетно-ролевые игры;

- продуктивная деятельность: рисование, ручной труд, аппликация, лепка;

самообслуживание, дежурство

- участие в смотрах-конкурсах

- создание предметно-развивающей среды

IV Край мой Смоленский

История Смоленского края

Природа Смоленской области

Достопримечательности

По святым местам Смоленщины

-Формировать представления о родном крае;

-Расширять знания о природе родного края;

-Воспитывать уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края;

-Расширять знания детей о святынях, воспитывать любовь и уважение к святым местам;

- создание фотоальбома

- беседы

- выставки сотворчества

- проведение консультаций, родительских собраний

- чтение художественных произведений

- проведение досугов

-виртуальные экскурсии, презентации

V Дорога добра

«Доброе слово, что ясный день»

«Дружим с добрыми словами»

«Подари другому радость»

«Добрым жить на белом свете веселей»

Чего в других не любишь, того не делай сам

«Хорошие песни к добру ведут»

День добрых дел

- Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям;

-Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи;

-Способствовать формированию эмоционально-положительных интонаций в речевом общении;

-Формировать умение разрешать конфликтные ситуации мирным путём;

-Воспитывать желание совершать хорошие поступки;

- беседы

- чтение художественной литературы

- театрализация по мотивам сказок

- игры

- проведение акций

-создание видеописем для отсутствующих детей «Мы скучаем без тебя»

- проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека»

- анкетирование

- разучивание стихотворений, песен

VI Я - Россиянин

Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом);

Сохраним и приумножим растительный и животный мир

России

«Мы соберем дружный хоровод»

«С русским задором по русским просторам»

Мы помним и гордимся

Традиции народных праздников

Любимые сказки

«Я имею право…!»

«Наши соседи»

- Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом;

-Воспитывать бережное отношение к природе;

- Приобщать детей к духовному наследию русского народа;

- Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;

- Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

- Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества;

- Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях;

- беседы

- чтение художественной литературы

- рассматривание альбомов, карт, репродукций

- участие в конкурсах

- педагогические проекты

- продуктивная деятельность

- проведение тематических праздников

- ООД

- познавательные праздники, досуги

- ярмарки

- сюжетно-ролевые игры

- встречи с интересными людьми

- народные игры

VII Братья наши меньшие

«Домашний любимец»

«Дружок»

«Мы с тобой одной крови»

«Не проходите мимо»

«Села птичка на окошко»

«Дверь откройте поскорей – кот мяучит у дверей»

Что бы сделал я

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

-Воспитывать чувство милосердия к блудным животным;

-Формировать основы

поведения в обращении с животными;

-Учить оказывать помощь животным;

- создание книги «Наши питомцы»

-беседы о бездомных животных

- проведение акций

-чтение художественных произведений о животных

- ООД

-создание презентаций

-создание песочной анимации «Пропала собака»

-показ спектаклей

-выставки рисунков

-составление рассказов

-решение проблемных ситуаций

VIII Природа – наш дом

«Природа родного края»

«Солнце, воздух и вода»

«Давай пройдёмся медленно по лугу…»

«Не навреди»

«Дорогою добра»

-Воспитывать гуманное отношение к природе;

- Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде

-показ презентаций

- беседы

- чтение художественной литературы

- ООД

- театрализация по мотивам сказок

- игры

- проведение акций

- разучивание стихотворений,

песен

-педагогические проекты

- продуктивная деятельность

-выставки рисунков и поделок

Целевые ориентиры

Младший дошкольный возраст

  • Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи
  • Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах
  • Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым
  • Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи
  • Формирование начал экологической культуры

Средний дошкольный возраст

  • Осознание принадлежности к своему городу, национальности
  • Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку
  • Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться
  • Развитие способности верить в себя и в свои возможности
  • Формирование представлений о природе родного края и гуманного отношения к ней

Старший дошкольный возраст

  • Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству
  • Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины
  • Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться
  • Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества
  • Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...