Доклад "Сокращение психологической дистанции между педагогами и родителями"
материал на тему

Петрова Евстолия Анатольевна

Материалы предназначены для педагогов ДОУ, содержат практические советы для общения с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vzaimodeystvie_s_roditelyami.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Сказка»

п. Лиственичный

Доклад

Тема: «Сокращение психологической дистанции между педагогами и родителями»

Воспитатель: Петрова Е.А.

2018г.

Серьезной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи. Причины этого кроются в усилении недоверия родителей к школе и дошкольным учреждениям, в неадекватном отношении к педагогам, в неудовлетворенности качеством образования, в отсутствии необходимой психолого-педагогической культуры родителей. В современных дошкольных образовательных учреждениях родители имеют возможность свободно, по своему усмотрению и в удобное время посещать группу. Для многих родителей важным моментом является увидеть ребенка в другой обстановке, вне дома. Наблюдая за ним, родители многое начинают воспринимать иначе. Например, поведение ребенка в обществе сверстников, отношения с другими взрослыми, его умения, возможности, приобретение навыков, сравнение своего ребенка с другими детьми. Посещая утренники, развлечения, где дети получают эмоциональный заряд, родители порой не узнают своего ребенка, замечают, что дома он так себя не ведет. Такие посещения многое дают родителям для переосмысления себя как человека соучастного и ответственного за развитие своего ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение выступает связующим звеном в формировании детско-родительских и семейных отношений с позиции социальноговключения родителей в жизнь их ребенка. Педагоги и психологи, устанавливая новые формы взаимодействия между родителями и детьми, способствуют профилактике социального исключения ребенка из сферы интересов семьи.

Об установлении партнерских отношений между детским садом и семьей говорят авторы Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, В. М. Иванова, О. Л. Зверева и др. они выделяют следующие аспекты проблемы: определение целей и значения воспитания родителей, разработка содержания работы по воспитанию родителей, определение форм и видов связей детского сада с семьей, создание моделей воспитания родителей.[22]

Нужно помнить о том, что не передача научных психолого-педагогических знаний является целью воспитания родителей, а формирование у них «педагогической концепции» и «педагогической рефлексии», для того, чтобы родители научились понимать своего ребенка, смогли правильно построить общение с ним и совместную деятельность.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Дифференцированный подход в работе по повышению педагогической культуры общения -это система целенаправленных воздействий на выделенные по сходным показателям группы отцов и матерей с целью повышения эффективности их деятельности по семейному и общественному воспитанию.

Для осуществления дифференцированного подхода воспитателям детского сада и родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий, таковыми являются:

§ взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

§ соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

§ учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, условия подготовленности в вопросах воспитания;

§ сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

§ взаимосвязь разных форм работы с родителями;

§ одновременное влияние на родителей и детей;

§ обеспечение в работе с родителями определенной последовательной системы.

При такой дифференциации специфичными являются не только содержание общения, но и методы передачи их определенной категории родителей. Дифференциация родителей в детском саду проводится на основе тестирования, анкетирования 

Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

 предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями:

На 1 этапе продумывается содержание и формы работы с родителями, проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса являются основанием для планирования работы с родителями.

На 2 этапе устанавливаются между воспитателями и родителями доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить с ними педагоги детского сада. Этого можно достичь введением личностных аспектов во взаимодействие с родителями, улучшением взаимоотношений между родителями и ребенком, сокращением психологической дистанции между педагогами и родителями.

На 3 этапе формировать у родителей более полный образ своего ребенка и правильного его воспитания посредством сообщения им знания о ребенке, например, особенности общения ребенка со сверстниками, отношение ребенка к труду в семье. Это поможет родителям убедиться в профессиональной компетентности воспитателя.

На 4 этапе – ознакомление воспитателей с проблемами семьи. На этом этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых. Воспитателям нужно поддерживать партнерские отношения с родителями. На этом этапе так же проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.

На 5 этапе совместное исследование и формирование личности ребенка. Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются формы сотрудничества (отдельно для каждой возрастной группы, учитываются возможности и индивидуальные особенности каждого воспитателя).

Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «круглые столы» и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. В педагогической литературе термина «нетрадиционные формы общения с родителями» нет, но многие дошкольные учреждения их используют. Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы и другие, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду».

В практике детского сада нередко проводятся разнообразные аналогичные формы: «Педагогические гостиные», «Посиделки» и т.д. В литературе говорится о методическом аспекте работы, т. е. о проведении с воспитателями специальных деловых игр, которые помогут перейти им от традиционных к более открытым формам сотрудничества с родителями на основе партнёрства 

В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы - проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОУ. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам, в нем большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Практическая часть:

  • «Правила построения эффективного общения».- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!»..

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случаес «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернет- сайта детского сада для информационного общения между педагогами и родителями

    Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социол...

"Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении."

Материал направлен на оказание помощи педагогам в непосредственной работе с родителями. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог-родитель" таит в себе ряд конфликтных ситуаций н...

«Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении»

laquo;Конфликты между педагогами и родителями. Роль социального педагога в их разрешении»...