Мотивация педагогов ДОУ карьерным ростом
статья на тему

Гаврикова Мария Евгеньевна

Статья посвящена взаимосвязи карьерного роста и развития творческого потенциала педагогов дошкольной организации. Рассматривается «горизонтальный» карьерный рост как мотивация для развития личностного потенциала педагогов. Раскрыта важность саморазвития педагога в успешности его профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_karernym_rostom.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

М.Е. Гаврикова,

г. Челябинск

МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАРЬЕРНЫМ РОСТОМ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.

Аннотация: Статья посвящена взаимосвязи карьерного роста и развития творческого потенциала педагогов дошкольной организации. Рассматривается «горизонтальный» карьерный рост как мотивация для развития личностного потенциала педагогов. Раскрыта важность саморазвития педагога в успешности его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, карьерный рост, «горизонтальный» карьерный рост, творческий потенциал, саморазвитие.

Все знают следующие слова: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» – в современное время каждый из нас стремится к карьерному росту, что означает для большинства людей денежное благо, самодостаточность и высокий уровень в обществе. Но если заглянуть в сборник "Солдатские заметки" (1855 г.) А. Ф. Погосского, где собраны афоризмы, стилизованные под народные, можно найти следующее: «Плохой тот солдат, который не думает быть генералом, а еще плоше тот, который слишком думает, что с ним будет." В постоянной гонке за «безоблачным будущим», мы забываем подумать о том, что имеем сегодня. Наше желание продвинуться вверх по карьерной лестнице, повысив должность, сильнее желания саморазвиваться и расти, прежде всего, как личность и мастер своего дела.

Выделяются два наиболее распространённых вида карьерного роста, такие как горизонтальный и вертикальный. И если с последним у большинства людей не возникает вопросов, то горизонтальный карьерный рост раскрыт не для всех. Стереотип, что такие понятия, как «карьерный рост» и «карьерная лестница» - это лишь движение вверх, становится не актуальным в наше время. Предсказуемый переход с одной ступени с определенным кругом обязанностей на другую, более высшую, уступил место более гибким, карьерным моделям. Сегодня карьерный рост представляет собой кривую движения вверх, вниз, в обход и в сторону. Если обратиться к толковому словарю Ожегова, то увидим, что понятие «рост» – это усиление, укрепление, совершенствование в процессе развития, качественное улучшение. Понятие «карьерный рост» по материалам справочника «Энциклопедия. Карьера» - процесс самореализации человека в профессиональной деятельности, сопровождающийся накоплением трудового опыта, систематизацией и развитием его знаний, навыков и личностных качеств и приводящий к переходу на новый социальный и профессиональный статус. Следовательно, понятие «карьерный рост» - это, прежде всего, развитие личности, самореализация, самосовершенствование, накопление опыта, развитие творческого потенциала.

Поскольку личность формируется и развивается в деятельности, то можно говорить о личности как сумме проявлений ее особенностей в труде, в нашем случае, в педагогическом труде. Педагог, участвующий в развитии своей карьеры должен активно обсуждать, анализировать и давать оценку эффективности собственной деятельности, осознанно подходить к своим успехам и неудачам, которые способствуют его профессиональному росту. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

В каждом педагоге уникальным образом сочетаются разные виды умений, достоинств, ценностей, интересов, предпочтений, что образует неповторимый для каждого педагога его творческий потенциал, который он стремится раскрыть в своей работе. Тщательное изучение своей личности и собственного потенциала сказывается на повседневной работе, улучшая эффективность и результаты, принося свои плоды и в повседневной жизни.

Что значит развивать творческий потенциал? Это расти, углублять, переосмыслять, расширять, распространять, исследовать, наблюдать, добавлять, искать, укреплять, возражать, активизировать, обновлять, возрождать и много других глаголов, которые помогают развиваться личности на своем рабочем месте.

Проблема роста на месте или горизонтального продвижения заключается в необходимости выбросить из головы номенклатуру должностей и сконцентрироваться на опыте, знаниях, умениях и навыках, которые необходимо приобрести сотруднику. Необходимо уйти от стереотипа такого мышления: От «Если я хочу стать… (более высокая должность), то сначала должен стать … (более низкая должность)» к «Если я хочу стать … (вершина карьеры), то должен знать… (требуемые навыки). Способность критически проанализировать опыт, знания и умения, необходимые для продвижения вперед и вверх к карьерным целям, как раз и служит карьерному росту.

Если описывать последние десятилетия одним словом, то это слово «неумолимость». Неумолимое количество перемен, которые происходят с неумолимой скоростью. И каждая наша остановка в развитии своей личности означает шаг назад. В развитии педагога способность учиться всю жизнь является базисной приоритетной характеристикой его деятельности. В основе педагогического совершенствования и роста лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет профессионального преобразования, под которым необходимо понимать качественный рост педагога, проявляющийся в способности становиться субъектом своей профессиональной деятельности: ставить цели, выбрать траекторию и проектировать собственное движение в выбранном направлении, проектировать свой профессиональный жизненный путь. Необходимым условием, обеспечивающим профессиональное развитие педагогов, является непрерывное профессиональное образование, которое имеет основополагающие принципы индивидуализации образовательных целей и программ, где в основу должны быть положены ценностные идеи, которые получат преимущественное развитие в будущем.

Работа над своим профессиональным развитием, познание всех тонкостей образовательного процесса могут стать трамплином для прыжка вверх по карьерной лестнице. Двигаясь по горизонтали, работник расширяет свой профессионализм, становясь, таким образом, более конкурентоспособным на рынке труда.

Главным мотивационным фактором для самореализации является формирование жизненной философии педагога как профессионала, когда им осознается смысл жизни, происходит удовлетворение потребности во всестороннем развитии, когда личность выходит за рамки своей профессии. Личностное развитие педагога выражается в профессиональном благополучии, когда выявляются связи и взаимосвязи между развитием и личностным ростом. Возникает необходимость обеспечения большей независимости и принятии решений и расширением возможностей для творчества в работе.

Обеспечивать карьерный рост сотрудников – это не более чем помогать им в развитии. Развитие современного образования – это развитие, прежде всего, педагогов.

Список литературы

  1. Канунникова, Е.В. Профессиональная карьера и методическая работа педагога в рамках дошкольного образования / Е.В. Канунникова // Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». – 2016. - №3 (81). – С. 130-137.
  2. Кей, Б., Джулиони, Дж. Помогите им вырасти или смотрите, как они уходят. Развитие сотрудников на практике / Беверли Кей, Джулия Джулиони; пер. с англ. А. Коробейников. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 176 с.
  3. Панова, Н.В. Роль личностного развития педагога в профессиональном благополучии / Н.В. Панова //Мир науки, культуры, образования. – 2011. - №2 (27). – С. 118 – 121.
  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование карьерного роста педагога

Дошкольное образовательное учреждение заинтересовано в стабильном успехе на рынке образовательных услуг. Стабильный успех в быстро меняющихся социально-эконо...

Сообщение на тему: «Саморазвитие педагога как неотъемлемая составляющая его карьерного роста».

Диссеминация педагогического опыта: Участник в районной конференции работников образования Ямальского района «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в современных условиях»...

Модель мотивации и поддержки профессионального роста педагогов

Структурно-функциональная модель мотивации и поддержки профессионального роста педагогов состоит и трёх взаимосвязанных блоков:1. целевого2. процессуально-функционального3. результативного...

Консультация для педагогов "Положительная мотивация педагога и стремление к профессиональному росту"

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивация.Заинтерессованность педагога в профессиональном развитии - это обесспечение успеха в развитии образовательного учреждения....

План - проект карьерного роста педагогов

План- проект карьерного роста педагогов МДОУ «Д/с № 6 «Буратино» (составлен на основе методических рекомендаций Яковлевой Г.В., Челябинск)...

Программа профессионального карьерного роста педагогов в ДОО

Программа профессионального карьерного роста педагогов в ДОО...

Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог», как средство повышения мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности»

Данное мероприятие разъяснит педагогам значимость перехода на Профессиональный стандарт педагога, поможет педагоги определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллект...