Театрально-игровая деятельность в ДОУ
статья по теме

Что такое Игра!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralno-igrovaya_deyatelnost_v_dou.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ГБДОУ детский сад № 26 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Театрально-игровая деятельность в ДОУ

Составила старший воспитатель: Лебедь Е.Н.

Что такое детская игра! Игра – это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре. (1)

Игра – основная форма активности ребенка. В игре удовлетворяются базовые потребности самого ребенка (в движении, в общении, в познании, в самореализации, свободе, активности и самостоятельности, в радости и удовольствии, в потребности быть «как взрослый»).

В дошкольной педагогике принято делить игры на две большие группы:

  1. Творческие – это игры где правила устанавливаются по ходу игровых действий.
  2.  Игры с правилами.

Творческие игры

На основе готовых сюжетов

Сюжеты самостоятельно придумываются детьми

  1. Подражательные игры – игры основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма.
  1. Сюжетно-отобразительная игра – ребенок отображает действия взрослого повторяя их по памяти (Ранний и младший дошкольный возраст)
  2.  Игра-драматизация – основой игрового действия является литературный сюжет (Весь дошкольный возраст)
  1. Театрализованные игры – ориентированы на зрителя, в них дети занимают позицию актеров, которые показывают зрителям спектакль.
  1. Сюжетно-ролевые игры – это игры в которых ребенок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль.
  2. Режиссерские игры – в них придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребенок передает игрушкам. В такой игре ребенок разговаривает от имени разных персонажей игрушек, передвигает их по игровому полю, комментирует происходящее в игре.
  3. Игра фантазирование – построена на воображении, тесно связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами или монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане. (Обычно появляется в старшем дошкольном возрасте)
  4. Игры-проекты – включают в игровой процесс другие виды детской деятельности (рисование, лепка и т.д.)

Игры с правилами

Создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми.

- подвижные

- спортивные

- интеллектуальные

- музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные)

- коррекционные

- шуточные (забавы, развлечения)

- ритуально-обрядовые игры

- народные игры.

Игры могут быть квалифицированы по месту в педагогическом процессе детского сада. В этом случае выделяют:

- самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей.

- игры, организуемые взрослыми в целях обучения, воспитания или коррекции развития детей.

Игра и ее место в педагогическом процессе детского сада.

Игрой должен быть насыщен весь педагогический процесс детского сада. Для игры отводится время до завтрака и после него, игра является важнейшим способом организации непрерывной образовательной деятельности, игры организуются также и на прогулке и во второй половине дня.

В процессе организации образовательной деятельности с детьми широко используются игровые методы:

Игровые методы

Алгоритм организации, характеристика игры.

Адресность

1.

Игра-превращение

Эмоциональное обозначение роли педагогом с использованием имитации, потешек, песенок, загадок, стихов.

Раскрытие образа, характерных черт,  с  учетом последующей детской деятельности.

Мотивация детей к превращению через «сказочную формулу», «зовущие слова».

Уточнение принятия роли детьми через общение и игру-имитацию.

Интересная увлекательная детская деятельность (продуктивная, познавательная и т.д.).

Завершение игры.

преимущественно группы раннего и младшего дошкольного возраста

2.

Дидактическая игра

Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняется знания и представления детей о них).

Объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают, предписывают). Показ игровых действий.

Определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

Подведение итогов (анализ результата).

все возрастные группы

2.

Сюжетно-дидактическая игра

Создание проблемной-игровой ситуации.

Совместное обсуждение способов помощи (решения проблемы).

Выполнение игровых (практических, продуктивных) действий.

Подведение итогов (анализ результата).

все возрастные группы

3.

Игра-путешествие

Имеет сходство со сказкой, ее развитием, чудесами.

Постановка игровой задачи через «зовущие слова», вызывающие интерес и активность детей.

Обсуждение способов ее решения.

Путешествие с опорой на «карту»  (наличие обязательного маршрута путешествия).

Поэтапное решение задач - остановки в процессе маршрута предполагают организацию различных видов детской деятельности (познавательной, продуктивной, речевой и др.) и

содержательного отдыха.

В процессе путешествия возможно введение игровых персонажей, выполнение ролевых действий детьми и взрослым.

все возрастные группы

4.

Игра по станциям (маршрутная игра)

Прохождение команд по индивидуальному маршруту (ИМ) по станциям, выполняя задания разной направленности. ИМ указывается в маршрутном листе. Сказочные или игровые персонажи на каждой станции оценивают то, как дети справились с заданиями. Игровые станции – центры активности группы или участки детского сада. Каждой станции присваивается название, в отдельных случаях эмблема, игровой персонаж. Количество станций – 5-7.

средний, старший дошкольный возраст

6.

Игра-фантазирование

Ее основа - литературный опыт детей (чаще сказки), который преобразуется в ходе игры на основе приемов развития фантазирования:

- приписывание известному герою неожиданных характеристик;

- сочинение историй по заданным условиям: модели, мнемотаблице, иллюстрации.

Игра протекает, как правило, в речевом плане, изобразительных действиях и движении.

Старший дошкольный возраст

 В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют познавательной активности, стимулируют проявление творчества.

Классификация детских игр по С.Л.Новоселовой

Игры, возникающие по инициативе взрослого

Игры, возникающие по инициативе детей

Обучающие:

- дидактические

-сюжетно-дидактические

-подвижные

Досуговые:

- игры-забавы

- игры-развлечения

- интеллектуальные

-празднично-карнавальные

- театрально-постановочные

Самостоятельные сюжетные игры:

- сюжетно-отобразительные

- сюжетно-ролевые

- режиссерские

- театрализованные

Игра-экспериментирование

- игры с природными объектами

- игры с игрушками для экспериментирования

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса

Традиционные или народные игры

Для реализации ваших творческих идей вам поможет лесенка успеха.

1 ступенька

(Обогащение жизненного опыта ребенка яркими впечатлениями)

Воспитатель играет роль артиста, а ребенок роль «очарованного зрителя»

Эту форму «спектакля» воспитатель применяет до тех пор пока ребенок действительно не будет «очарован» и не проявит инициативу учиться

2 ступенька

(Совместная игра)

Воспитатель – партнер «вкусный собеседник»

Ребенок уже включился в освоение заинтересовавшей его деятельности, но ему еще необходима помощь взрослого, диалог с ним.

Вторая ступенька не простая, т.к. у каждого ребенка скорость восхождения к третьей ступеньке разная. Значит воспитатель должен по разному заниматься с каждым ребенком, до тех пор пока все дети ее не переступят.

3 ступенька

(Самостоятельная игра)

Воспитатель – наблюдатель «дирижер»

 Это уровень самостоятельности, для которого характерны инициативность, автономность и ответственность за достижение результата.

4 ступенька

(Творческая игра)

Воспитатель – «очарованный зритель»

Когда дети научились самостоятельно что-то делать, найдя индивидуальный стиль исполнения деятельности, они становятся «артистами», а воспитатель открывает для себя, что-то новое и удивительное в ребенке.

Прохождение ребенком каждой ступеньки для воспитателя – это успешный результат его работы!

Список используемой литературы

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/под редакцией А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.-СПб.: Питер, 2013 (1 стр. 264)

Лекция №ПМ 02.4 Дистанционные материалы по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Дошкольное образование»

http://edu.pkgo.ru/education/children/ds39/avtorskie-tekhnologii.php

http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/igrovaja-dejatelnost-doshkolnikov-60952/-novosjolova-s.l.-o-novoj-klassifikatsii-detskikh-igr-16.html

http://poisk-ru.ru/s50110t9.html (Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3. – С. 84)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество и моделирование предметно-игровой среды в театрально-игровой деятельности детей

Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи...

«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».

Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...

" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...

Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»

Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»...

Опыт работы по театрально - игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Театральное пособие "От потешек к Пушкинскому балу".

Разработанное мною методическое пособие "От потешек к Пушкинскому балу" посвящено актуальной проблеме дошкольного образования - развитию  творческого потенциала дошкольников средствами ...

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию  к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...

Журнал для родителей "Театральная копилка" развитие речи детей третьего года средствами театрально - игровой деятельности.

Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Журнал  «Театральная копилка» становится постоянным проводником  в сотрудничестве педагога...