Организация и направления системы методической работы в ДОУ
статья по теме
Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих образовательный процесс с детьми и методическим обеспечением с учетом ФГОС ДО.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и направления системы методической работы
Потапенко С.В. – старший воспитатель
Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих образовательный процесс с детьми и методическим обеспечением с учетом ФГОС ДО.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов.
3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности детского сада и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
5. Координация деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и образовательного учреждения в целом.
6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Организация системы методической работы в дошкольном учреждении:
- развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
- организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой;
- информация периодических изданий дошкольного образования;
- банк внутренней информации;
- нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;
- планирование деятельности ДОУ;
- организация и руководство образовательной деятельности ДОУ;
- контроль и регулирование образовательной деятельности ДОУ;
Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ.
К их числу относятся:
1.Аналитические:
Анализ:
- - состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;
- - уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;
- - передового педагогического опыта;
- - новейших исследований в области педагогики и психологии;
- - результативности методической работы.
2.Проектировочные
- -прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития ДОУ;
- -проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов;
- -планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;
- -проектирование методической работы в ДОУ.
3.Организационные
- -руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой ДОУ;
- -повышение квалификации (педагогов и своей);
- -организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;
- -выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта ДОУ;
- -организация выполнения плана научно-методической работы в ДОУ.
4.Регулятивные
- -осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, их регулирование в соответствии с Программой развития, планом работы ДОУ, требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- -контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в ДОУ.
5.Коммуникативные
-построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности
-выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам
-изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы
-предвидение и предотвращение конфликтов
-владение собой в критических ситуациях
-правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности
Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:
- системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
- личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов;
- дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
- подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
- мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
- коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
Планирование методической работы осуществляется на аналитической основе:
- анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, муниципального уровней);
- анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
- цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.
Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой.
Внешнее повышение квалификации происходит:
- за счет посещения курсов повышения квалификации в КРИПКиПРО (традиционная и дистанционная формы);
- обучение в учебных заведениях;
- участие в работе методических объединений района.
Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:
- участие в работе совета педагогов;
- обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
- консультирование и др.
Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строиться, дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.
Старший воспитатель организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации.
Основными задачами аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.
Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.
Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ
Обзор видов информации и формы методической работы:
- нормативно-правовые документы;
- современные программы, технологии, методики;
- современные тенденции развития дошкольного образования;
- содержание, формы, критерии оценки деятельности и т. д.;
- самостоятельная работа с материалами метод кабинета;
- педагогический совет;
- семинары (проблемные, практикумы);
- консультирование, обследование, лекции;
- информация на стенде;
- самообразование, наставничество, работа творческой группы;
- обучение на курсах повышения квалификации.
Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на ФГОС, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии. Таким образом, образовательный процесс во всех группах ДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.
Работа с родителями.
Детский сад – первое учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи:
- изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию своих детей и детского сада;
- группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей сада;
- составление программы совместных действий педагога и родителя;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности.
Выявление уровня педагогической культуры и степени участия родителей:
- анкетирование родителей;
- анкетирование воспитателей;
- тестирование родителей;
- индивидуальные беседы с родителями;
- индивидуальные беседы с детьми;
- посещение семьи ребёнка;
- изучение тестов – рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».
В системе методической работы представлены взаимосвязанные формы сотрудничества педагогического коллектива с родителями: наглядная агитация, посещение семей, работа с неорганизованными детьми, совместные досуги и мероприятия, беседы, консультации, дискуссии, круглые столы, тренинги, ролевые игры, форум на сайте ДОУ, почта, семейные клубы, анкетирование, дни открытых дверей.
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача старшего воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.
Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать ФГОС ДО и таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют различные выставки и проводятся конкурсы, а также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов: материалы семинаров-практикумов; по инновационной деятельности профессиональные копилки педагогов; план – график повышения квалификации педагогов; план аттестации педагогических кадров; передовой педагогический опыт.
Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание дифференцированной системы методической работы, направленной на развитие мотивации профессионального совершенствования педагогических работников
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, быть готовым к решению сложных задач в образовании, к повышению своего педагогического мастерства п...
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников
Раскрывается система работы по организации экологического воспитания дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/17/picture-609341-1426597093.jpg)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОИСКА ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МБДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Представлено содержание работы педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС ДО...
Система методической работы, направленной на развитие креативного потенциала педагогов
В связи с переориентацией дошкольного образования с научно-технологической на гуманитарную модель образования подходы к организации методической работы меняются. Целью гуманитарной парадигмы является ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-50542-1491833354.jpg)
Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/03/picture-1134886-1659555249.jpg)
доклад на районном методическом семинаре "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОИСКА ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Материал предназначен для старших воспитателей, воспитателей. специалистов ДОУ....