Организация и направления системы методической работы в ДОУ
статья по теме

Потапенко Светлана Валерьевна

       Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих образовательный процесс с детьми и методическим обеспечением с учетом ФГОС ДО.

       Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

         Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

 

       Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и направления системы методической работы

Потапенко С.В. – старший воспитатель

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих образовательный процесс с детьми и методическим обеспечением с учетом ФГОС ДО.

Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

        Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

        Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов.

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности детского сада и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

5. Координация деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и образовательного учреждения в целом.

6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Организация системы методической работы в дошкольном учреждении:

- развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения;

- организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой;

- информация периодических изданий дошкольного образования;

- банк внутренней информации;

- нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;

- планирование деятельности ДОУ;

- организация и руководство образовательной деятельности ДОУ;

- контроль и регулирование образовательной деятельности ДОУ;

Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ.

К их числу относятся:

1.Аналитические:

Анализ:

  1. - состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;
  2. - уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;
  3. - передового педагогического опыта;
  4. - новейших исследований в области педагогики и психологии;
  5. - результативности методической работы.

2.Проектировочные

  1. -прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития ДОУ;
  2. -проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов;
  3. -планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;
  4. -проектирование методической работы в ДОУ.

3.Организационные

  1. -руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой ДОУ;
  2. -повышение квалификации (педагогов и своей);
  3. -организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;
  4. -выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта ДОУ;
  5. -организация выполнения плана научно-методической работы в ДОУ.

4.Регулятивные

  1. -осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, их регулирование в соответствии с Программой развития, планом работы ДОУ, требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  2. -контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в ДОУ.

5.Коммуникативные

-построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности

-выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам

-изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы

-предвидение и предотвращение конфликтов

-владение собой в критических ситуациях

-правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности

        Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:

- системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

        - личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов;

        - дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;

        - подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;

        - мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

        - коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Планирование методической работы осуществляется на аналитической основе:

- анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, муниципального уровней);

- анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);

- цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.

Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой.

Внешнее повышение квалификации происходит:

- за счет посещения курсов повышения квалификации в КРИПКиПРО (традиционная и дистанционная формы);

- обучение в учебных заведениях;

- участие в работе методических объединений района.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:

- участие в работе совета педагогов;

- обучение на семинарах и семинарах-практикумах;

- консультирование и др.

 Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строиться, дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.

Старший воспитатель организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации.

Основными задачами аттестации являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.

Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.

Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ

Обзор видов информации и формы методической работы:

- нормативно-правовые документы;

- современные программы, технологии, методики;

- современные тенденции развития дошкольного образования;

- содержание, формы, критерии оценки деятельности и т. д.;

- самостоятельная работа с материалами метод кабинета;

- педагогический совет;

- семинары (проблемные, практикумы);

- консультирование, обследование, лекции;

- информация на стенде;

- самообразование, наставничество, работа творческой группы;

- обучение на курсах повышения квалификации.

Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на ФГОС, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии. Таким образом, образовательный процесс во всех группах ДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.

Работа с родителями.

Детский сад – первое учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи:

- изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию своих детей и детского сада;

- группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей сада;

-  составление программы совместных действий педагога и родителя;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности.

Выявление уровня педагогической культуры и степени участия родителей:

- анкетирование родителей;

- анкетирование воспитателей;

- тестирование родителей;

- индивидуальные беседы с родителями;

- индивидуальные беседы с детьми;

- посещение семьи ребёнка;

- изучение тестов – рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».

В системе методической работы представлены взаимосвязанные формы сотрудничества педагогического коллектива с родителями: наглядная агитация, посещение семей, работа с неорганизованными детьми, совместные досуги и мероприятия, беседы, консультации, дискуссии, круглые столы, тренинги, ролевые игры, форум на сайте ДОУ, почта, семейные клубы, анкетирование, дни открытых дверей.  

        Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача старшего воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

        Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать ФГОС ДО и таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

        Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

        В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют различные выставки и проводятся конкурсы, а также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов: материалы семинаров-практикумов; по инновационной деятельности профессиональные копилки педагогов; план – график повышения квалификации педагогов; план аттестации педагогических кадров; передовой педагогический опыт.

        Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание дифференцированной системы методической работы, направленной на развитие мотивации профессионального совершенствования педагогических работников

        Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, быть готовым к решению сложных задач в образовании, к повышению своего педагогического мастерства п...

Система методической работы, направленной на развитие креативного потенциала педагогов

В связи с переориентацией дошкольного образования с научно-технологической на гуманитарную модель образования подходы к организации методической работы меняются. Целью гуманитарной парадигмы является ...

Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов.

Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов....