Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Система методической работы по организации условий реализации дополнительных образовательных услуг

    Управление детских дошкольных учреждений

     г. Дзержинска

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Творческая работа

     «Система методической работы по организации условий реализации дополнительных образовательных услуг»

    (Образовательный проект)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                         Составила

                                                           старший воспитатель

                                                           Бобина Елена Александровна

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.     Введение

    Актуальность разработки системы дополнительного образования

     

    Дополнительное образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Система методической работы с педагогами детского сада, создание развивающей среды в помещениях по дополнительному образованию, система педагогического взаимодействия со специалистами, направленная на дополнительное развитие детей и работу с родителями.

    При построении системы работы по дополнительному образованию дошкольников очень важно учитывать новизну задач реализуемой комплексной программы и соответствующим разделам парциальных программ.

    Особенностью данной системы является разработка пространственной и организацтонно-методической модели дополнительного образования. Окружающий нас мир представляет собой огромную сложную систему взаимодействия людей в разных видах деятельности с целью развития творческих, познавательных, интеллектуальных и физических способностей детей. В ней последовательно раскрывается усложнение задач ГОСтандарта через внедрение системы дополнительного образования в МДОУ.

    Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно - мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. В системе основного образования МБДОУ наметилась тенденция на высокий уровень овладения детьми знаний во многих направлениях: художественно-эстетическом, физкультурно-оздоровительном, социально-личностном. Устойчивый интерес к разным видам деятельности. Успешное овладение основной образовательной программы. А с другой стороны - это недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, отсутствие методологической структуры организации в системе дополнительного образования при оказании дополнительных образовательных услуг, ориентированность дополнительных образовательных услуг только на интересы детей.

    В системе дошкольного учреждения существуют ряд студий, кружков, секций. Дети, посещающие их участвуют в различных конкурсах на уровне детского сада «Помоги природе», «Космическая станция» и т.д., на городском уровне праздники, посвященные Дню матери, Дню семьи, Дню города, фестиваль «Солнышко в ладошках», «Пасхальные мотивы», «Мой любимый город» и  занимали в них призовые места. Функционирует на базе ДОУ «Краеведческий музей», «Живой уголок», педагоги проходят повышение квалификации.

    Таким образом, можно судить о сформированности внутренней потребности коллектива к созданию системы дополнительного образования в ДОУ, с целью повышения качества образования воспитанников дошкольного образовательного учреждения, необходим поиск и разработка инновационных подходов к внедрению системы дополнительного образования в рамках центра развития ребенка.

     

     

    Цель и задачи образовательного проекта

     

     

    Проектирование новой модели организации методической работы по дополнительному образованию на уровне дошкольного образовательного учреждения сможет разрешить существующие противоречие – между необходимостью разработки системы дополнительного образования и несформированность способов методического сопровождения из-за невысокого уровня профессиональной компетентности педагогов.

    Анализ существующей ситуации позволяет сформулировать актуальность проблемы – несформированность методической и технологической модели системы дополнительного образования на уровне центра развития ребенка.

    Реализация обозначенной проблемы позволит осуществить следующие цели и задачи данного образовательного проекта.

    Цель: создание сбалансированной системы дополнительного образования

    Задачи:

    1. Разработать организационно-методическую модель

    2. Разработать пространственную модель

    3. Создание системы мониторинга для отслеживания

    результативности дополнительного образования

    4. Повысить уровень профессиональной компетентности

    педагогов ДОУ по нормативной базе и методологических основах дополнительного образования

     

    Прогнозируемые результаты

     

    По окончании реализации образовательного проекта по созданию в ДОУ системы дополнительно образования можно спрогнозировать следующие результаты

    1.      Разработка авторских программ дополнительного образования во всех направлениях образовательной деятельности

    2.     Повышение уровня профессиональной компетентности (по показателю «квалификационная категория»)

    3.     Повышение результативности воспитанников при участии в массовых городских и внутрисадиковских конкурсных мероприятиях

    4.     Положительная динамика уровня развития детей, посещающих кружки и студии.

    5.     Увеличение количества воспитанников охваченных системой дополнительного образования.

     

    2. Теоретические и методологические основы организации системы дополнительного образования ДОУ

    Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании»

         При разработки системы дополнительного образования мы опирались на Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16, в котором изложены требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо опубликовано в книге «Настольная книга методиста детского сада» в разделе «Методические письма и рекомендации…». В письме содержится информация о содержании программ дополнительного образования.

    Содержание образовательных программ должно соответствовать:

    Ø  достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

    Ø определенному уровню дошкольного образования;

    Ø направленностям дополнительных образовательных программ (художественной, физкультурно-спортивной, эколого-биологической, социально-педагогической и др.);

    - современным образовательным технологиям, которые отражены:

    ·        в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);

    ·        в формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);

    ·        в методах контроля и управления образовательным процессом (анализом результатов деятельности детей);

    ·        в средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов).

    Это то, что касается содержания программ.

         Теперь, что касается направленности образовательных программ дополнительного образования. Содержание должно быть направленно:

    Ø на создание условий для развития личности ребенка;

    Ø на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

    Ø на обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

    Ø приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

    Ø на профилактику асоциального поведения;

    Ø  создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

    Ø на интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

    Ø на укрепление психического и физического здоровья;

    Ø на взаимодействие педагога дополнительного образования.

    Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

        

        

         Для написания образовательных программ дополнительного образования нашего МБДОУ была создана творческая группа, которая включает в себя:

    v старшего воспитателя, роль которого консультативная, регулирующая, корректирующая

    v руководитель изобразительной студии (разработка тематического

    v плана, подбор содержания, мониторинг)

    v музыкальные руководители (разработка тематического

    v плана, подбор содержания, мониторинг)

    v инструктор по физической культуре(разработка тематического

    v плана, подбор содержания, мониторинг)

    v инструктор по физической культуре бассейна(разработка тематического

    v плана, подбор содержания, мониторинг)

    v педагог-психолог (разработка тематического

    v плана, подбор содержания, мониторинг)

         Роль руководителей заключается в разработке тематического плана, подборе содержания, мониторинга.

        

             Направленность дополнительной образовательной программы новизну, актуальность и педагогическую целенаправленность мы определили после сравнительного анализа двух программ: комплексной «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др., и парциальных программ  «Природа и художник» Копцевой Т.А., «Старт» Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина; «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханева, «Восхождение к певческому искусству» Н.К. Беспятова, «Я, ТЫ, МЫ» Князева О.В., Стеркина Р.Б.

         АНАЛИЗ показал, что программы благодаря тесной связи со всеми направлениями развития знаний и культуры позволят расширить и углубить представления детей, через общение с миром природы, через знакомство с мировыми, что приведет к расширению знаний в рамках ФГОС ДО.

         Рассмотрим структуру написания образовательной программы дополнительного образования.

    1.     Титульный лист включает:

    - наименование образовательного учреждения;

    - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

    - название дополнительной образовательной программы;

    - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

    - срок реализации дополнительной образовательной программы;

    - Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

    - название города, населенного пункта;

    - год разработки дополнительной образовательной программы.

    2. Пояснительная записка раскрывает:

    - направленность дополнительной образовательной программы;

    - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

    - цели и задачи дополнительной образовательной программы;

    Обучение

    Способам

    деятельности:

    - изобразительной

     конструктивной

     декоративной

     

    Развитие

     быть оригинальным

    в выборе

     использовать адекватные средства

     давать оценку

    продуктам деятельности

     проявлять инициативу

     

    Воспитание

     способность

    идентифицировать себя,  готовность прочувствовать

    «боль» и «радость», умение восхищаться

     красотой и многообразием

     природных форм,

     готовность эмоционально переживать

     

    - отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;

    - возраст детей, участвующих в реализации данной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

    - формы и режим занятий;

    - ожидаемые результаты и способы их проверки;

    n  Готовность детей включать в диалог со взрослым и сверстниками по поводу рассматриваемых на занятиях проблем

    n  Способность проявлять свои познания в области изобразительного искусства, пытаться анализировать произведения различных видов искусств, различать их образную специфику, выражать свое отношение к ним

    n  Умение вести поисковую работу, самостоятельно или вместе с родителями коллекционировать свои собственные рисунки или поделки, открытки, книги, марки, журналы по искусству, посещать художественные выставки, делиться своим впечатлениями с товарищами

    n  Готовность быть активными на занятии, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно, и т.п.

     

    - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования и т.д.)

     

    3. Следующий раздел программы – это учебно-тематический план дополнительной образовательной программы, который включает в себя:

    - перечень разделов, тем;

    - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

    4. Далее раскрывается содержание дополнительной образовательной программы через краткое описание тем (теория и практика)

    5.  Говоря о методическом обеспечении, которое включает в себя описание:

    - форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс и т.д.)

    - приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

    n  - форм подведения итогов по каждой теме (разделу) Выставка работ «Осенний пейзаж» (пластилин, пастель, гуашь, акварель)

    n  Вернисаж «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны…» (портрет мамы – гуашь, акварель, пастель)

    n  Презентация «Холодное царство» (коллективные работы в паре - коллаж)

    n  Макет тропического континента (в технике коллаж)

    n  Карнавальные маски (символ Нового года)

    n  Книжка самоделка «Мои любимые сказочные герои»

    n  Художественная галерея «Космический мир»

    n  Панорама «Едем в страну «Выдумляндию»» (оформление холла)

    n  Презентация архитектурного проекта (старшая и подготовительная группы)

    n  Модель подводного мира

    n  Новогодний подарок «Дед Мороз и Снегурочка»

    n  Конкурс «Пасхальные мотивы», «8 Марта» и т.д.

         Мониторинг проводится по разработанным программой критериям, если таковые отсутствуют, как например, в программе «Природа и художник», то мы используем «Педагогическую диагностику развития детей перед поступлением в школу» под ред. Т.С.Комаровой и О.А.Соломенниковой.

    6.     Последний документ дополнительной образовательной программы – список литературы, используемый для составления и разработки дополнительной образовательной программы.

         Таким образом, система дополнительного образования обеспечивает целенаправленность и согласованность действий между всеми субъектами системы взаимодействия.

         Анализируя вопросы структурирования системы дополнительного образования важно отметить, что система состоит из структур, параллельно решающих один и тот же вопрос. В систему взаимодействия могут быть вовлечены специалисты из внешней среды, в данном проекте (школа).

    При формировании системной организации необходимо соблюдение ряда условий:

    ·        ясное понимание всеми субъектами задач;

    ·        определение основных направлений деятельности, формирование системы повышения квалификации кадров, консультирование участников проекта;

    ·        разработка образовательных программ дополнительного образования;

    ·        построение системного взаимодействия с целью решения задач, требующих включение ресурсов всех субъектов проекта, договорных отношений между субъектами.

    При этом можно выделить ряд критериев эффективности системы дополнительного образования:

    ·        Актуальность (направленность на обеспечение и реализацию практико-ориентированного подхода)

    ·        Научно-методическое и информационное обеспечение (наличие качественного программно-методического обеспечения, своевременность обновления фонда, использование в работе информационных технологий)

    ·        Системность (теоретическое обоснование работы, оптимальность выбора форм, методов,  средств работы, логическая завершенность)

    ·        Результативность  (составление результатов цклям и критериям)

    ·        Перспективность работы (прогнозирование дальнейшей работы)

    ·        Формирование и развитие педагогов (преодоление индивидуальных    затруднений, ориентация на профессиональное непрерывное развитие)

    ·        Психологический аспект (Создание ситуации творческого общения, установление межличностных отношений)

         В системе дополнительного образования субъекты проявляют себя в нескольких аспектах, развивающих, прежде всего его умение самореализоваться.

         При системной организации методического пространства увеличивается взаимодействие субъектов, и результаты работы становятся более продуктивными и качественными.

    3. Практическая часть

    Концептуальная идея проекта может быть достигнута при соблюдении основных принципов внедрения проекта:

    ·        Принцип децентрализации – преобладание горизонтальных связей над вертикальными

    ·        Принцип координации – решение проблемы с использованием схемы социального партнерства

    ·        Принцип постепенности – внедрение системы дополнительного образование в основной образовательный процесс

    ·        Принцип научности – в основу заложены научно-обоснованный материал

         Консультации играют важную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ; на семинарах идет подача практического материала, собранного самими педагогами, мастер-класс ведет к обмену опытом стажистов с начинающими педагогами.

    4. Способы и этапы реализации проекта

         Старшим воспитателем ДОУ в соответствии с этапами реализации проекта разрабатывается детальный план мероприятий с учетом ответственных.

         Вначале организационного этапа проведен опрос (анкеты) с целью выделения и формирование взаимодействия, определение желания к сотрудничеству по проблеме и выбора направления сотрудничества. Анализ полученной информации показал, что основу системы дополнительного образования составляют специалисты, имеющие внутреннюю потребность и интерес  в создании системы дополнительного образования:

    v руководитель изобразительной студии (разработка тематического

    v плана, подбор содержания, мониторинг)

    v музыкальные руководители (разработка тематического

    v плана, подбор содержания, мониторинг)

    v инструктор по физической культуре(разработка тематического

    v плана, подбор содержания, мониторинг)

    v инструктор по физической культуре бассейна(разработка тематического

    v плана, подбор содержания, мониторинг)

    v педагог-психолог (разработка тематического

    плана, подбор содержания, мониторинг)

         Распределение участников системы в соответствии с направлениями развития:

    - художественно-эстетическое

    - физкультурно-оздоровительное

    - социально-личностное

    - познавательно-речевое

         Координатор проекта формирует группы по направлениям деятельности.

    На первом этапе реализации проекта создание творческой группы разработка расписания и тематических планов.

         Цель методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогических работников: ознакомление с новыми методами работы, мотивация к их внедрению в практику, оказание методи- ческой и практической поддержки. Проводилась консультирование по структуре составления планов, подбору литературы и материала.

         На следующем этапе координатор большое внимание уделяет непрерывному процессу повышения уровня профессиональной компетентности участников. Во-первых, с этой целью проводится оформление КПК. Во-вторых проведение презентация промежуточных результатов и проблематизации сделанных выводов; оценки запросов, потребностей и затруднений в ходе работы.

          Накапливается база данных  по реализации проекта:

    ·        пакет документов

    ·        Мониторинг качества образования

    ·        Справочные материалы

    ·        Авторские программы

    ·        Результативность по этапам

     

         Также на данном этапе идет экспертиза информационно-методических материалов; анализ и обработка данных промежуточного результата; разработка мероприятий, направленных на решение поставленных в проектк задач.

     

     

     

        

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1.     Павлова Л.Н. Пилюгина Э.Г. Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие. / Методическое пособие. – М., 2003.

    2.     Кудрина Т.П. Увлекательные игры с мозаикой. / Воспитание и обучение. -  № 5., 2008.

    3.     Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Книга для воспитателя детского сада. _ М., 1988.

    4.     Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1983.

    5.     Печора К.Л. Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. /Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2002.

     

        

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon upravlenie_detskih_doshkolnyh_uchrezhdeniy.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление детских дошкольных учреждений

     г. Дзержинска

    Творческая работа

     «Система методической работы по организации условий реализации дополнительных образовательных услуг в Центре развития ребенка»

    (Образовательный проект)

                                         Составила

                                                           старший воспитатель

                                                                             МДОУ ЦРР – детский сад № 82

                                                                                  Бобина Елена Александровна

    Дзержинск 2010 год


    1. Введение

    Актуальность разработки системы дополнительного образования -  в рамках Центра развития ребенка – детский сад

    Дополнительное образование дошкольников в рамках центра развития ребенка предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Система методической работы с педагогами детского сада, создание развивающей среды в помещениях по дополнительному образованию, система педагогического взаимодействия со специалистами, направленная на дополнительное развитие детей и работу с родителями.

    При построении системы работы по дополнительному образованию дошкольников очень важно учитывать новизну задач реализуемой комплексной программы и соответствующим разделам парциальных программ.

    Особенностью данной системы является разработка пространственной и организацтонно-методической модели дополнительного образования. Окружающий нас мир представляет собой огромную сложную систему взаимодействия людей в разных видах деятельности с целью развития творческих, познавательных, интеллектуальных и физических способностей детей. В ней последовательно раскрывается усложнение задач ГОСтандарта через внедрение системы дополнительного образования в МДОУ.

    Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно - мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. В системе основного образования МДОУ наметилась тенденция на высокий уровень овладения детьми знаний во многих направлениях: художественно-эстетическом, физкультурно-оздоровительном, социально-личностном. Устойчивый интерес к разным видам деятельности. Успешное овладение основной образовательной программы. А с другой стороны - это недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов Центра, отсутствие методологической структуры организации в системе дополнительного образования при оказании дополнительных образовательных услуг, ориентированность дополнительных образовательных услуг только на интересы детей.

    В системе дошкольного учреждения существуют ряд студий, кружков, секций. Дети, посещающие их участвуют в различных конкурсах на уровне детского сада «Помоги природе», «Космическая станция» и т.д., на городском уровне праздники, посвященные Дню матери, Дню семьи, Дню города, фестиваль «Солнышко в ладошках», «Пасхальные мотивы», «Мой любимый город» и  занимали в них призовые места. Функционирует на базе ДОУ «Краеведческий музей», «Живой уголок», педагоги проходят повышение квалификации для создания на базе детского сада экспериментальной площадки по внедрению программы «Двенадцать месяцев».

    Таким образом, можно судить о сформированности внутренней потребности коллектива к созданию системы дополнительного образования в ДОУ, с целью повышения качества образования воспитанников дошкольного образовательного учреждения, необходим поиск и разработка инновационных подходов к внедрению системы дополнительного образования в рамках центра развития ребенка.

    Цель и задачи образовательного проекта

    Проектирование новой модели организации методической работы по дополнительному образованию на уровне дошкольного образовательного учреждения сможет разрешить существующие противоречие – между необходимостью разработки системы дополнительного образования и несформированность способов методического сопровождения из-за невысокого уровня профессиональной компетентности педагогов.

    Анализ существующей ситуации позволяет сформулировать актуальность проблемы – несформированность методической и технологической модели системы дополнительного образования на уровне центра развития ребенка.

    Реализация обозначенной проблемы позволит осуществить следующие цели и задачи данного образовательного проекта.

    Цель: разработать сбалансированную систему дополнительного образования

    Задачи:

    1. Разработать организационно-методическую модель

    2. Разработать пространственную модель

    3. Создание системы мониторинга для отслеживания

    результативности дополнительного образования

    4. Повысить уровень профессиональной компетентности

    педагогов ДОУ по нормативной базе и методологических основах дополнительного образования

    Прогнозируемые результаты

    По окончании реализации образовательного проекта по созданию в ДОУ системы дополнительно образования можно спрогнозировать следующие результаты

    1.  Разработка авторских программ дополнительного образования во всех направлениях образовательной деятельности
    2. Повышение уровня профессиональной компетентности (по показателю «квалификационная категория»)
    3. Повышение результативности воспитанников Центра развития ребенка – детский сад № 82 при участии в массовых городских и внутрисадиковских конкурсных мероприятиях
    4. Положительная динамика уровня развития детей, посещающих кружки и студии.
    5. Увеличение количества воспитанников охваченных системой дополнительного образования.

    2. Теоретические и методологические основы организации системы дополнительного образования ДОУ

    Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании»

            При разработки системы дополнительного образования мы опирались на Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16, в котором изложены требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо опубликовано в книге «Настольная книга методиста детского сада» в разделе «Методические письма и рекомендации…». В письме содержится информация о содержании программ дополнительного образования.

    Содержание образовательных программ должно соответствовать:

    •  достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
    • определенному уровню дошкольного образования;
    • направленностям дополнительных образовательных программ (художественной, физкультурно-спортивной, эколого-биологической, социально-педагогической и др.);

    - современным образовательным технологиям, которые отражены:

    • в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
    • в формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
    • в методах контроля и управления образовательным процессом (анализом результатов деятельности детей);
    • в средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов).

    Это то, что касается содержания программ.

            Теперь, что касается направленности образовательных программ дополнительного образования. Содержание должно быть направленно:

    • на создание условий для развития личности ребенка;
    • на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
    • на обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
    • приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
    • на профилактику асоциального поведения;
    •  создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
    • на интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
    • на укрепление психического и физического здоровья;
    • на взаимодействие педагога дополнительного образования.

    Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

            

            

            Для написания образовательных программ дополнительного образования нашего МДОУ была создана творческая группа, которая включает в себя:

    • старшего воспитателя, роль которого консультативная, регулирующая, корректирующая
    • руководитель изобразительной студии (разработка тематического
    • плана, подбор содержания, мониторинг)
    • музыкальные руководители (разработка тематического
    • плана, подбор содержания, мониторинг)
    • инструктор по физической культуре(разработка тематического
    • плана, подбор содержания, мониторинг)
    • инструктор по физической культуре бассейна(разработка тематического
    • плана, подбор содержания, мониторинг)
    • педагог-психолог (разработка тематического
    • плана, подбор содержания, мониторинг)

            Роль руководителей заключается в разработке тематического плана, подборе содержания, мониторинга.

            

            Направленность дополнительной образовательной программы новизну, актуальность и педагогическую целенаправленность мы определили после сравнительного анализа двух программ: комплексной «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др., и парциальных программ  «Природа и художник» Копцевой Т.А., «Старт» Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина; «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханева, «Восхождение к певческому искусству» Н.К. Беспятова, «Я, ТЫ, МЫ» Князева О.В., Стеркина Р.Б.

            АНАЛИЗ показал, что программы благодаря тесной связи со всеми направлениями развития знаний и культуры позволят расширить и углубить представления детей, через общение с миром природы, через знакомство с мировыми, что приведет к расширению знаний в рамках ГОСТандартов.

            Рассмотрим структуру написания образовательной программы дополнительного образования.

    1. Титульный лист включает:

    - наименование образовательного учреждения;

    - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

    - название дополнительной образовательной программы;

    - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

    - срок реализации дополнительной образовательной программы;

    - Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

    - название города, населенного пункта;

    - год разработки дополнительной образовательной программы.

    2. Пояснительная записка раскрывает:

    - направленность дополнительной образовательной программы;

    - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

    - цели и задачи дополнительной образовательной программы;

    Обучение

    Способам

    деятельности:

    - изобразительной

     конструктивной

     декоративной

    Развитие

     быть оригинальным

    в выборе

     использовать адекватные средства

     давать оценку

    продуктам деятельности

     проявлять инициативу

    Воспитание

     способность

    идентифицировать себя,  готовность прочувствовать

    «боль» и «радость», умение восхищаться

     красотой и многообразием

     природных форм,

     готовность эмоционально переживать

    - отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;

    - возраст детей, участвующих в реализации данной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

    - формы и режим занятий;

    - ожидаемые результаты и способы их проверки;

    • Готовность детей включать в диалог со взрослым и сверстниками по поводу рассматриваемых на занятиях проблем
    • Способность проявлять свои познания в области изобразительного искусства, пытаться анализировать произведения различных видов искусств, различать их образную специфику, выражать свое отношение к ним
    • Умение вести поисковую работу, самостоятельно или вместе с родителями коллекционировать свои собственные рисунки или поделки, открытки, книги, марки, журналы по искусству, посещать художественные выставки, делиться своим впечатлениями с товарищами
    • Готовность быть активными на занятии, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно, и т.п.

    - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования и т.д.)

    3. Следующий раздел программы – это учебно-тематический план дополнительной образовательной программы, который включает в себя:

    - перечень разделов, тем;

    - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

    4. Далее раскрывается содержание дополнительной образовательной программы через краткое описание тем (теория и практика)

    5.  Говоря о методическом обеспечении, которое включает в себя описание:

    - форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс и т.д.)

    - приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

    • - форм подведения итогов по каждой теме (разделу) Выставка работ «Осенний пейзаж» (пластилин, пастель, гуашь, акварель)
    • Вернисаж «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны…» (портрет мамы – гуашь, акварель, пастель)
    • Презентация «Холодное царство» (коллективные работы в паре - коллаж)
    • Макет тропического континента (в технике коллаж)
    • Карнавальные маски (символ Нового года)
    • Книжка самоделка «Мои любимые сказочные герои»
    • Художественная галерея «Космический мир»
    • Панорама «Едем в страну «Выдумляндию»» (оформление холла)
    • Презентация архитектурного проекта (старшая и подготовительная группы)
    • Модель подводного мира
    • Новогодний подарок «Дед Мороз и Снегурочка»
    • Конкурс «Пасхальные мотивы», «8 Марта» и т.д.

            Мониторинг проводится по разработанным программой критериям, если таковые отсутствуют, как например в программе «Природа и художник», то мы используем «Педагогическую диагностику развития детей перед поступлением в школу» под ред. Т.С.Комаровой и О.А.Соломенниковой.

    1. Последний документ дополнительной образовательной программы – список литературы, используемый для составления и разработки дополнительной образовательной программы.

            Таким образом, система дополнительного образования обеспечивает целенаправленность и согласованность действий между всеми субъектами системы взаимодействия.

            Анализируя вопросы структурирования системы дополнительного образования важно отметить, что система состоит из структур, параллельно решающих один и тот же вопрос. В систему взаимодействия могут быть вовлечены специалисты из внешней среды, в данном проекте (школа).

    При формировании системной организации необходимо соблюдение ряда условий:

    • ясное понимание всеми субъектами задач;
    • определение основных направлений деятельности, формирование системы повышения квалификации кадров, консультирование участников проекта;
    • разработка образовательных программ дополнительного образования;
    • построение системного взаимодействия с целью решения задач, требующих включение ресурсов всех субъектов проекта, договорных отношений между субъектами.

    При этом можно выделить ряд критериев эффективности системы дополнительного образования:

    • Актуальность (направленность на обеспечение и реализацию практико-ориентированного подхода)
    • Научно-методическое и информационное обеспечение (наличие качественного программно-методического обеспечения, своевременность обновления фонда, использование в работе информационных технологий)
    • Системность (теоретическое обоснование работы, оптимальность выбора форм, методов,  средств работы, логическая завершенность)
    • Результативность  (составление результатов цклям и критериям)
    • Перспективность работы (прогнозирование дальнейшей работы)
    • Формирование и развитие педагогов (преодоление индивидуальных        затруднений, ориентация на профессиональное непрерывное развитие)
    • Психологический аспект (Создание ситуации творческого общения, установление межличностных отношений)

            В системе дополнительного образования субъекты проявляют себя в нескольких аспектах, развивающих, прежде всего его умение самореализоваться.

            При системной организации методического пространства увеличивается взаимодействие субъектов, и результаты работы становятся более продуктивными и качественными.

    3. Практическая часть

    Концептуальная идея проекта может быть достигнута при соблюдении основных принципов внедрения проекта:

    • Принцип децентрализации – преобладание горизонтальных связей над вертикальными
    • Принцип координации – решение проблемы с использованием схемы социального партнерства
    • Принцип постепенности – внедрение системы дополнительного образование в основной образовательный процесс
    • Принцип научности – в основу заложены научно-обоснованный материал

            Консультации играют важную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ; на семинарах идет подача практического материала, собранного самими педагогами, мастер-класс ведет к обмену опытом стажистов с начинающими педагогами.

    4. Способы и этапы реализации проекта

            Старшим воспитателем ДОУ в соответствии с этапами реализации проекта разрабатывается детальный план мероприятий с учетом ответственных.

            Вначале организационного этапа проведен опрос (анкеты) с целью выделения и формирование взаимодействия, определение желания к сотрудничеству по проблеме и выбора направления сотрудничества. Анализ полученной информации показал, что основу системы дополнительного образования составляют специалисты, имеющие внутреннюю потребность и интерес  в создании системы дополнительного образования:

    • руководитель изобразительной студии (разработка тематического
    • плана, подбор содержания, мониторинг)
    • музыкальные руководители (разработка тематического
    • плана, подбор содержания, мониторинг)
    • инструктор по физической культуре(разработка тематического
    • плана, подбор содержания, мониторинг)
    • инструктор по физической культуре бассейна(разработка тематического
    • плана, подбор содержания, мониторинг)
    • педагог-психолог (разработка тематического

    плана, подбор содержания, мониторинг)

            Распределение участников системы в соответствии с направлениями развития:

    - художественно-эстетическое

    - физкультурно-оздоровительное

    - социально-личностное

    - познавательно-речевое

            Координатор проекта формирует группы по направлениям деятельности.

    На первом этапе реализации проекта создание творческой группы разработка расписания и тематических планов.

            Цель методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогических работников: ознакомление с новыми методами работы, мотивация к их внедрению в практику, оказание методи- ческой и практической поддержки. Проводилась консультирование по структуре составления планов, подбору литературы и материала.

            На следующем этапе координатор большое внимание уделяет непрерывному процессу повышения уровня профессиональной компетентности участников. Во-первых, с этой целью проводится оформление КПК. Во-вторых проведение презентация промежуточных результатов и проблематизации сделанных выводов; оценки запросов, потребностей и затруднений в ходе работы.

             Накапливается база данных  по реализации проекта:

    • пакет документов
    • Мониторинг качества образования
    • Справочные материалы
    • Авторские программы
    • Результативность по этапам

            Также на данном этапе идет экспертиза информационно-методических материалов; анализ и обработка данных промежуточного результата; разработка мероприятий, направленных на решение поставленных в проектк задач.

            

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Павлова Л.Н. Пилюгина Э.Г. Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие. / Методическое пособие. – М., 2003.
    2. Кудрина Т.П. Увлекательные игры с мозаикой. / Воспитание и обучение. -  № 5., 2008.
    3. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Книга для воспитателя детского сада. _ М., 1988.
    4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1983.
    5. Печора К.Л. Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. /Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2002.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система методической работы по решению задач образовательной области «Коммуникация» (развитие речи)

    Уважаемые коллеги дошкольники. В деятельности каждого старшего воспитателя постоянно возникает необходимость изучения состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по какой-либо пробле...

    Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»

    В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...

    Опыт работы по теме: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении»

    В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умств...

    Система методической работы по организации условий реализации дополнительных образовательных услуг в ДОУ

    Материал по реализации программ дополнительного образования в условиях четырехгруппового детского сада...