Консультация "Интеграция дошкольного и дополнительного образования в ДОУ"
консультация на тему

ОСИПОВА ВЕРОНИКА ВЛАДИМИРОВНА
Внедрение ДОП в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях ДОО

По итогам исследования качества дошкольного образования в субъектах России высокую оценку экспертов получили детские сады, которые оказывают дополнительные услуги для детей

Возможны два уровня интеграции дошкольного и дополнительного образования: внешний и внутренний. Внешняя интеграция – когда ДОО сотрудничает с учреждениями спорта, культуры, науки и образования, чтобы создать условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

Внутренняя интеграция реализуется в ДОО в формате различных видов творческих объединений воспитанников в системе дополнительного образования. Это позволяет воспитателям и педагогам дополнительного образования совместно решать задачи индивидуально-дифференцированного подхода.

Дошкольные образовательные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с ФГОС ДО). Главный принцип Стандарта – вариативность образования, которая предполагает создание «личных пространств» на основе выбора. Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей дошкольного возраста в рамках детского сада.

Цели и задачи дополнительного образования:

  • создание условий для поддержки индивидуализации и самореализации детей, удовлетворения их потребностей.
  • обеспечение плавного перехода от проявления у дошкольника интереса к развитию его способностей и активности.

Таким образом, цели дошкольного основного и дополнительного образования совпадают – развивать гармоничную личность ребенка и повышать качество целостного образовательного процесса. Следовательно, их можно объединить в условиях одного детского сада.

При этом реализация программ дополнительных общеразвивающих программ (кружково-студийные формы организации образования дошкольников) не входит в ООП ДО, а значит, не может осуществляться за счет бюджетных средств. Важно не путать эти понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАЖНО! Не путайте понятия «часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений» и «дополнительные общеобразовательные программы»

Содержание части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, относится к основной деятельности ДОО. В ней должны быть представлены «выбранные и (или) разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы»1. Их реализация предусмотрена для всех детей, осваивающих ООП ДО.

Реализация дополнительных общеразвивающих программ не является основной целью деятельности ДОО 2. Эти программы могут иметь различную направленность и реализовываться как для детей, так и для взрослых.

 

 

 

Какие программно-методические документы нужны, чтобы открыть кружок или секцию в ДОО

Чтобы открыть кружок или секцию, необходимо разработать дополнительную общеразвивающую программу в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программе. Дошкольная образовательная организация вправе самостоятельно разрабатывать и принимать локальные нормативные акты (п. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ). Поэтому данное положение принимает педагогический совет и утверждает заведующий детским садом.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПОЛОЖЕНИЯ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

1. Общие положения.
2. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы.
3. Порядок разработки, принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей программы.
4. Структура дополнительной общеразвивающей программы.
5. Контроль.
6. Хранение программы.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы и сроки обучения по ней определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной ДОО (п. 4 ст. 75 Закона № 273-ФЗ).

 Дополнительные общеразвивающие программы могут быть разной направленности:

  • технической;
  • естественно-научной;
  • физкультурно-спортивной;
  • художественной;
  • туристско-краеведческой;
  • социально-педагогической.

Виды направленности программ определяет Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа.

Рекомендуемая структура дополнительной общеразвивающей программы

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона № 273-ФЗ образовательная программа в своем комплексе должна иметь в том числе рабочие программы. Поэтому к дополнительной общеразвивающей программе необходимо разработать рабочую программу.

Рабочие программы разрабатываются в соответствии с другим локальным нормативным актом детского сада – Положением о рабочей программе к дополнительной общеразвивающей программе. Данное положение также принимает педагогический совет и утверждает заведующий детским садом.

Рабочая программа регламентирует образовательную деятельность и определяет объем, порядок, содержание и реализацию дополнительной общеразвивающей программы в течение учебного года. Кроме того, программа отражает особенности обучения в соответствии с годовым календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием занятий.

Рекомендуемая структура рабочей программы
к дополнительной общеразвивающей программе

Рабочую программу составляет педагог на каждый год обучения. Она является индивидуальным инструментом педагога, с помощью которого он выбирает оптимальные для каждой группы детей (определенной возрастной категории) содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса. Они должны соответствовать цели и результатам обучения, которые прописаны в дополнительной общеразвивающей программе. В течение учебного года педагог дополнительного образования может корректировать рабочую программу с учетом возникающих изменений (например, сократился или увеличился контингент детей, появилась необходимость участвовать в конкурсе по направленности кружка и пр.).

Дополнительная общеразвивающая программа и рабочая программа должны пройти проверку и утверждение как локальные нормативные документы ДОО.

Сначала педагогический совет детского сада обсуждает их на заседании. Решение об утверждении программ секретарь заносит в протокол педагогического совета. На основании принятого решения заведующий ДОО утверждает программы приказом. Только после этого их можно считать нормативными правовыми документами, которые имеют юридическую силу.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО

  • - Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, в которой указано,
    что ДОО имеет право осуществлять дополнительное образование.
  • - Пункт в Уставе о том, что ДОО имеет право на реализацию дополнительных
    общеразвивающих программ.
  • - Наличие разработанных и утвержденных локальным правовым актом ДОО
    дополнительных общеразвивающих программ.
  • - Зачисление детей в кружок (секцию) по дополнительной общеразвивающей программе
    локальным правовым актом в качестве обучающихся, которые осваивают указанную программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)

Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...

Интеграция дошкольного и дополнительного образования

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать се...

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

Материалы к совместному семинару педагогов дошкольного и дополнительного образования «Влияние конкурсов по начально-техническому моделированию на качество дошкольного образования»

Конструктор – умная игра,Завлекательна, хитра.Интересно здесь играть,Строить, составлять, искать!Приглашаем всех друзейВ конструктор поиграть скорей.Вам, взрослым будет интересно.А нам, дошкольн...

Создание условий для интеграции дошкольного и дополнительного образования (из опыта работы)

Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса в ДОУ. Интеграция дошкольного и дополнительного образования - это эффективный способ совме...

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации

   Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в наше...