Создание условий для интеграции дошкольного и дополнительного образования (из опыта работы)
статья

Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса в ДОУ. Интеграция дошкольного и дополнительного образования - это эффективный способ совместной деятельности образовательных учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и совместные стратегии управления ими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_dop_i_dou_2019_11.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для интеграции дошкольного и дополнительного образования.

Детский сад давно уже перестал быть заведением, главная обязанность которого была присмотр за детьми «с утра до вечера». Родители хотят чтобы за их детьми не только присматривали, а давали должное воспитание и разностороннее развитие.

В условиях каждого муниципалитета существуют специфический запрос по отношению к дошкольному образованию.

      Ориентация на гражданский заказ приводит к тому, что в детсадах вводятся современные обучающие программы, новое оснащение, а к персоналу предъявляются повышенные, в соответствии с современными условиями, требования.

     Задача ДОУ состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными.

Педагогический коллектив и родители (законные представители) наших воспитанников считают, что организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса в ДОУ. Интеграция дошкольного и дополнительного образования - это эффективный способ совместной деятельности образовательных учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и совместные стратегии управления ими.

Опыт работы нашего ДОУ подтверждает то, что большое значение для развития личности ребенка имеет организация такой системы дополнительного образования, которая обеспечивает плавный переход от проявления интереса ребёнка к развитию его способностей, всестороннему и гармоничному развитию.

Интеграция дошкольного и дополнительного образования детей в нашем детском саду происходит на двух уровнях: внешнем и внутреннем.

Внешняя интеграция - расширение возможностей  сотрудничества ДОУ с учреждениями общего и дополнительного образования различной направленности в целях обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

Внутренняя интеграция – реализуется  на базе ДОУ в форме различных видов творческих объединений (мастерских) и студий, позволяя воспитателям и педагогам дополнительного образования решать воспитательно-образовательные задачи сообща, используя индивидуально-дифференцированный подход.

Эти уровни равнозначимы, т.к.  они обеспечивают государственные гарантии уровня и качества дошкольного образования и  создают условия для

- создания единого образовательного пространства,

- повышения качества образовательного процесса в ДОУ,

 - личностному профессиональному росту участников образовательного процесса,

- развитию личностно-значимых видов детской деятельности;

- обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей,

- наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей родителей(законных представителей)

В МДОУ «Детский сад №4» созданы условия для организации дополнительного образования воспитанников с учетом пожеланий родителей (законных представителей) и выявляемых в ходе образовательного процесса наклонностей (проявления способностей) детей, воспитанников ДОУ.

МДОУ «Детский сад №4» имеет многолетний опыт работы с образовательными учреждениями разного типа  (общего и дополнительного образования, культуры и спорта).

С МУДО «Центр дополнительного образования для детей» Октябрьского района г. Саратова наш детский сад сотрудничает с 2013 года; на базе ДОУ работает творческое объединение «Улыбка».    Руководит им педагог дополнительного образования Фролова Т.С. Воспитанники Савичевой Т.С. неоднократно принимали участие в мероприятиях районного и городского уровня. В 2018 году на базе детского сада была организована работа фольклорного ансамбля «Махоня», руководитель Цыбина Н.В.

  С МОУ СОШ №7; педагоги школы выступают на родительских собраниях в подготовительных группах детского сада, так же на базе МОУ СОШ №7 проходят собрания для родителей выпускников нашего ДОУ, осуществляется консультирование родителей по различным вопросам с приглашением специалистов в области воспитания и обучения детей; для воспитанников ДОУ на базе МОУ СОШ организовываются экскурсии в  Музей боевой и трудовой славы, библиотеку; ученики школы неоднократно принимали участие в различных акциях на уровне нашего детского сада: «Книге – вторая жизнь», «Скворечник», «Берегите нашу Землю» и т.д.;  в мероприятиях по благоустройству территории ДОУ.

Воспитанники ДОУ принимают участия в мероприятиях районного уровня, проходивших на базе МОУ СОШ.

На базе МОУ «СОШ №7» организованы группы подготовки к школе, которую посещают наши воспитанники (подготовительных и старших групп).

С МБУДО «Детская музыкальная школа № 14» - ежегодно проводится ряд совместных мероприятий по распространению и пропаганде знаний в области музыкального творчества, организации содержательного досуга,  музыкально – эстетическом развитии и   профессиональном самоопределении детей.

Среди учащихся музыкальной школы есть и  воспитанники подготовительных групп детского сада №4.

ГБУ СОДО «Областной центр экологии, краеведения и туризма»  - частый гость нашего детского сада. Учащиеся  областного центра младшего состава студии "Театральная полянка" под руководством Калининой Е.Н. выступают с экологическими театральными постановками перед воспитанниками ДОУ.  Ежегодно (с 2017 года) воспитанники нашего детского сада принимают участие в региональном мероприятии "Эколята-дошколята", который проходит на базе областного экологического центра; а также принимают участие в познавательных мероприятиях на базе Центра и неоднократно становились победителями конкурсов экологической направленности. Педагоги ДОУ организовывают экскурсии в ОЦЭКиТ с посещением оранжереи, зоопарка, экологической тропы.

 В октябре 2019 года на базе нашего детского сада начала функционировать «Студия английского языка». Руководитель студии – педагог дополнительного образования «Английский для самых маленьких» ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ» А.М.Максименко.

МДОУ «Детский сад №4» с  2009 года сотрудничает с МУК «ЦБС г.Саратова», детскими библиотеками № 35 и №9. Мероприятия  по формированию расширения кругозора детей, формированию интереса к чтению и книге,  помощь в организации акций, конкурсов и праздников проводятся как на базе ДОУ, так и в помещении библиотеки.

ФОК МОУ «СОШ №97» - наш самый «молодой партнёр». В рамках реализации Программы «Живу на Волге - умею плавать» мы взаимодействуем всего два года. Но результаты такого взаимодействия впечатляют. За два года более 60 воспитанников подготовительных групп

получили основные навыки плавания и, что немаловажно, бесплатно.  А часть детей, проявившая способности в этой деятельности   применяет полученные навыки в профессиональных секциях (триатлон, прыжки в воду и т.д.)

 

Спектр услуг дополнительного образования в детском саду №4 помимо студийно-кружковой работы, которую проводят педагоги групп, достаточно разнообразен: хореография, народный вокал, обучение плаванию, английский язык, подготовка к школе, обучение в музыкальной школе. Это достигается «благодаря» количественному составу воспитанников ДОУ. В МДОУ «Детский сад №4» 13 групп, из них 3 группы детей старшего возраста (5-6 лет) и 3 группы детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Деятельность любой образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования для детей, предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и детей из разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе; поэтому путём «проб и ошибок» нами была разработана оптимальная модель взаимодействия между ДОУ и учреждениями общего и дополнительного образования различной направленности.  Данная модель представляет организационное и содержательное единство дошкольного и дополнительного образования как внутри, так и за пределами  ДОУ и позволяет увеличить образовательные возможности различных видов детской деятельности.                

Дополнительное образование в ДОУ реализуется посредством дополнительных общеразвивающих программ. Они не должны и не могут реализовываться вместо или в рамках основной образовательной деятельности (не взамен прогулок, дневного сна, основных занятий, игр и пр.). Количество и продолжительность проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг занятий регламентировано, а время занятий по основным и дополнительным программам в совокупности не превышает максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Педагогический коллектив нашего ДОУ считает, что  высокое качество дошкольного образования может быть обеспечено путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различного уровня и типа и является одним из факторов инновационного развития образовательного учреждения.

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в единое образовательное пространство на современном этапе развития социальных институтов становится необходимостью, позволяет решить проблему эффективного развития воспитанника, учитывая не только его потребности и интересы, но и современные образовательные стандарты.

Список литературы

  1. Модели интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС: Методические рекомендации / Сост. С.В. Попова, С.В. Смирнова. [Электронный ресурс]. (дата обращения: 23.06.2017).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция дошкольного и дополнительного образования

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать се...

Создание условий для интеграции дошкольного и дополнительного образования.

Детский сад давно уже перестал быть заведением, главная обязанность которого была присмотр за детьми «с утра до вечера». Родители хотят чтобы за их детьми не только присматривали, а давали...

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в духовно- нравственном воспитании детей

В последние годы деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей, развивающих их индивидуальный, эмоциональ...

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации

   Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в наше...