Интеграция дошкольного и дополнительного образования в духовно- нравственном воспитании детей
консультация (старшая группа)

Проскурина Екатерина Ивановна
В последние годы деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей, развивающих их индивидуальный, эмоциональный, действенно-практический потенциал. Поэтому, наряду с образовательной программой в ДОУ важное место стали занимать программы дополнительного образования дошкольников. Дополнительное образование детей дошкольного является новым и актуальным направлением развития дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_doshkolnogo_i_dop._obrazovaniya.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

В последние годы деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей, развивающих их индивидуальный, эмоциональный, действенно-практический потенциал. Поэтому, наряду с образовательной программой в ДОУ важное место стали занимать программы дополнительного образования дошкольников. Дополнительное образование детей дошкольного является новым и актуальным направлением развития дошкольных учреждений.

Проблема интеграции общего и дополнительного образования становится еще актуальнее в современных условиях –условиях внедрения ФГОС нового поколения, когда происходит слияние общего и дополнительного образования. Осуществление воспитательной и учебной деятельности невозможно без развития системы интеграции общего и дополнительного гуманитарного образования.

Одним из важных направлений нашего ДОУ является гуманизация образовательной системы, которое предполагает усиления интереса к ребенку и ставит задачи развития целостного личностного мировосприятия. Целью такой работы является вовлечение социальных партнеров в образовательный процесс на основе равноправного сотрудничества, гуманизации отношений, приоритета общечеловеческих ценностей с опорой на личностно-деятельный подход в воспитании подрастающего поколения. Мы, педагоги детского сада «Росинка», понимая необходимость приобщения детей к православным традициям и духовным ценностям русского народа, осуществляем воспитание и развитие дошкольников на основе православных традиций на конкретно исторических примерах и событиях, народных обычаях.

На современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Наше дошкольное учреждение уже давно ведет работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию. Опорой в нашей работе программа Гладких Л.П., Меньшикова В.М. Основы православной культуры «Мир-прекрасное творение».

Дети подготовительной группы второй год являются участниками кружка по духовно-нравственному воспитанию «Свечечка», где знакомятся с основами православной культуры.

В настоящее время наше дошкольное учреждение работает в инновационном режиме-режиме новых идей и разностороннего сотрудничества с социумом. Содержание интеграции определяется запросами родителей и интересами дошкольников. Дополнительное образование решает две основные задачи: помогает дошкольнику освоить основную программу и создает условия для его всестороннего, в том числе и духовно-нравственного развития.

Посещение храма «Всех скорбящих Радость» стало неотъемлемой частью интегрированного подхода к организации духовно-нравственного воспитания. Настоятель храма отец Григорий познакомил детей с храмом-домом Божьим, его устройством, церковной утварью. Рассказал, как правильно вести себя  в нем-не ходить и не шуметь во время службы, какому святому можно поставить свечу, о чем попросить.

Наши воспитанники совместно с учащимися воскресной школы принимают участие в праздновании православных праздников-Пасхи и Рождества Христова.

На основе понимания значимости праздника как средства духовно-нравственного воспитания возникла идея возродить добрую традицию: регулярно, в конце месяца, проводить занятие и досуговое мероприятие, посвященное поздравлению тех детей, которые в прошедшем месяце отмечали свои именины.

Такая совместная деятельность детского сада и православной школы сближает детей, оказывает положительное влияние на их духовно-нравственное воспитание.

Важной составляющей нашей работы по данной проблеме является сотрудничество с детской библиотекой. Взаимодействие детского сада и детской библиотеки помогает реализовать задачи коллектива ДОУ, с целью активного формирования духовно-нравственного потенциала детей, так как знакомит ребенка с традициями народа, его нравственным и культурным наследием. Участие в современных праздниках, таких как «Праздник Сретения Господня», «Праздник Рождества Христова», «Масленица», «Святая Пасха»-развивают интерес к русским традициям, уточняют представления о храме, иконе.

Поход в библиотеку- это настоящее событие, детей привлекает мир книг и журналов, а каждая встреча доставляет радость и познание неизвестного. Дошкольники читают стихи, исполняют песни, представляют рисунки на выставку по теме праздника, делают общее фото на память. На встречи по теме «Духовно-нравственное воспитание детей» мы также приглашаем представителей православной культуры, преподавателя воскресной школы.

Очень часто мы получаем приглашение на сотрудничество нашего Дворца культуры. Стало традицией проведение православных праздников «Рождество», «Святочные колядки», «Крещение», «Вербное воскресение», «Покров» и др. Мы уверены, что православный праздник для ребенка должен быть наполнен особым смыслом, поэтому мы всегда стараемся объяснить детям на доступном им языке, как празднуемое событие связано с сегодняшним днем. Ведь нередко в семьях все дело сводится к внешним символам и обрядам: Пасха-значит, куличи и яйца, Рождество-ёлка и подарки. Сохраняя значимы для русских людей «преданья старины глубокой», мы вносим в программу детских православных праздников глубинный смысл. Дети не только смотрят интересные представления, но и сами принимают в них участие. Сотрудники Дворца культуры развивают личность ребенка средствами театрализованной деятельности, включая его в игру и театрализацию, развивают его интеллектуальную, нравственную и эстетическую сферу доступными и эффективными средствами.

Подводя итог, необходимо отметить, что в дошкольном возрасте идет активное накопление духовно-нравственного опыта, поэтому систематическое духовно-нравственное воспитание в этот период обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Опыт показал, что только в тесном сотрудничестве с учреждениями дополнительно образования можно добиться определенны результатов.

Литература:

Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов/ А. Я. Ветохина.-0СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...

«Кукла зерновушка. Посиделки в светелке»План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования

На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей ра...

"Әдәп төбе - яхшы гадәт" Зурлар һәм мәктәпкә хәзерлек төркемендә әхлак тәрбия бирү буенча өстәмә белем бирү программасы / Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию детей старшей и подготовительной к школе группы

Әхлак тәрбиясе процессында тәрбиячеләрнең роле зур. Бала күп вакытын бакчада үткәрә. Шуңа күрә тәрбиячеләр балаларга әхлак тәрбиясе бирүне төп эшләре итеп алырга тиешләр дип уйлыйм мин. Ләкин балага б...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры в рамках дополнительного образования «Светлячок» (из опыта работы)

Отчёт оработе кружка по духовно-нравственному воспитанию детей на основе православной культуры, традиций и обычаев. В данной статье показан опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Идём дорогою добра» 2018 -2019 г.

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры....

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию для детей среднего и старшего возраста «Сказка – детям подсказка»

Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного....

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию «Мир - прекрасное творенье» на 2021-2024 учебные года

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию «Мир - прекрасное творенье» на 2021-2024 учебные года...