Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию для детей среднего и старшего возраста «Сказка – детям подсказка»
рабочая программа (старшая группа)

Курбанова Лилия Рашитовна

Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop._skazka-detyam_podskazka.doc532 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 12 с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития воспитанников

                                                                                                                                                                           

                                         

Программа

дополнительного образования

по духовно-нравственному  воспитанию

для детей среднего и старшего  возраста

«Сказка – детям подсказка»

   

                                                                                                                                                                                           Составитель:                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                           Курбанова Лилия Рашитовна

                                                                                                                                                                                           Воспитатель,

                                                                                                                                                                                           I квалификационная категория

г. Красноуфимск

2013 год

Программа по духовно-нравственному воспитанию «Сказка – детям подсказка» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.  г. Красноуфимск – 2013 г.

(Методическая разработка)

Составитель: Курбанова Л.Р. – воспитатель МБДОУ детский сад 12.

Редактор: Косолапова Т. А., заместитель заведующего МБДОУ  детский сад 12

Рабочая программа педагога дошкольного образовательного учреждения по реализации  образовательной области "Чтение художественной литературы», интегрированной с другими образовательными областями "Социализация", «Безопасность», «Труд», «Художественное творчество», через различные виды деятельности,  специфичные для ребенка дошкольного возраста.  Рабочая программа разработана на основе целей и задач общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом психофизических особенностей детей дошкольного возраста каждой возрастной категории,  в соответствии с  федеральными государственными  требованиями, «Примерной региональной  программы образования детей дошкольного возраста» О.В.Толстикова, Т.Г. Гатченко – Екатеринбург: ИРРО, 2007 год.

Пояснительная записка

Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Не секрет, что современные мультфильмы и кинофильмы развращают  детей, которые в силу своего возраста не всегда могут сделать правильный выбор в пользу добра. Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.

Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Воображение - есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально - педагогических средств формирования личности детей.

Цели программы:

- обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты;

- создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

- способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.

Задачи:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

3. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

4.Формировать здоровый образ жизни. 

     

     Программа рассчитана на 3 года и предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста,  чтение художественной литературы проводится вне занятий, во вторую половину дня  (раз в неделю). Содержание  текстов произведений определяется   «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Примерной региональной программой образования дошкольного возраста» О.В.Толстикова, Т.Г. Гатченко - Екатеринбург, ИРРО, интересами и потребностями детей.

     Содержание Программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев проведения занятий.  

     Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности. При этом, учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдается принцип "От простого - к сложному"; создается в группе комфортная  предметно-пространственная  развивающая среда.

Основные принципы

  1. Принципы духовно-нравственного воспитания:

 принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

принцип научной обоснованности и практической применимости;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

принцип культуросообразности (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

II. Принципы отбора содержания образования.

Научность.

Учет требований программы.

Многоуровневостъ  (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

Отбор информации (не допуская перегрузки детей, раскрывая  абстрактные понятия через образы понятных и доступных сказок, стихов и др.).

III. Принципы организации образовательной деятельности.

Наглядность,

Сознательность,

Активность,

Доступность,

Мера,

Научность,

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,

Систематичность,

Последовательность,

Прочность усвоения знаний,

Связь теории с практикой обучения и жизнью,

Воспитание в процессе обучения,

Вариативный подход.

Возрастные особенности детей 5 – 7 лет.

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Возрастная категория

Содержание, задачи

5-го года жизни

-продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать небольшие и простые по содержанию считалки;

-продолжать формирование правильного понятия содержания произведений, сопереживания героям, становление личностного отношения  к произведению;

-продолжать работу по формированию правильного отношения к книге, к иллюстрациям, объясняя их значение.

6-го года жизни

-способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;

-развивать умение внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать считалки, стихотворения, скороговорки, прививать интерес к чтению больших произведений (по главам);

-побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа,;

-продолжать объяснять доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений;

-воспитывать чуткость к художественному слову, умение вслушиваться в ритм поэтического текста;

-помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках;

-продолжать обращать внимание детей на иллюстрации, сравнивать иллюстрации разных художников.

7-го года жизни

-продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе, эмоциональную отзывчивость на литературное произведение, способность сопереживать и отождествлять себя с полюбившимися героями, чувство юмора

-формировать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову;

-продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях;

-продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников;

-развивать умение различать литературные жанры: сказку, рассказ, стихотворение.

Формы и методы образовательной деятельности.

Основные характеристики деятельности

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

            2. Содержание Программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев проведения занятий.  

3. Программа рассчитана на три возрастные группы: с 4 до 5, с 5до 6 и с 6 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

Формы работы с детьми.

Воспитательно-образовательный процесс условно поделен на:

Совместную деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей которая осуществляется  в процессе организации различных видов направления («Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);

Образовательную деятельность в режимных моментах – совместную деятельность с воспитателем;

Организацию развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)– «развивающая среда.

 Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами по реализации основной общеразвивающей программы дошкольного образования.

Организованная образовательная деятельность

  • игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
  • просмотр и обсуждение мультфильмов, сказок;
  • чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
  • создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
  • наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
  • изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
  • проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
  • оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
  • викторины, сочинение загадок;
  • инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
  • слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
  • танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы.

Образовательная деятельность

при проведении режимных моментов    

  • социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым, младшим дошкольникам; индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
  • познавательно речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
  • художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек; предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.
  • физическое развитие: самостоятельные народные  подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия

Методы:

Наглядные:

показ предметов, образца, использование дидактических пособий, наблюдение 

используются во время:

  • чтения педагогом;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по станице, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.

                       Словесные:

                       пояснение, рассказ, чтение, беседа

                       представляются наиболее эффективными в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

                       Практические:

                       упражнения, игровые, проблемно-исследовательские

                       используются, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины.

     Программа включает в себя следующие блоки:

  •   Первый блок – «Семья сильна, когда над ней крыша одна» – направлен на развитие чувств милосердия и сострадания, формирование  отношений с родителями и старшими – уважения и послушания. Способствует развитию позитивного образа семьи, заботы родителей и благодарности детей, воспитание  уважительного и благодарного отношения к своим родителям, дружной, согласной жизни с братьями и сестрами.  Формирование нравственных представлений как эталоны для различения таких качеств как послушание – непослушание, любовь – эгоизм, ответственность.
  • Второй  блок – «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось» – Формирование нравственного представления как эталоны для различения таких качеств как вежливо разговаривать друг с другом и окружающими; таких качеств как доброта – это забота о других, которая проявляется в умении помочь, развивает навык советоваться со своей совестью и вызвать у детей желание практической реализации полученных жизненных принципов; воспитания желания поступать по совести, развитие нравственного чувства сопереживания, чувства ответственности за другого человека.
  • Третий  блок – «Кто труда не боится, того лень сторонится» - Развитие понимания детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень. Формирование  у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.

       Рекомендуемый результат:

Коммуникативная компетенция- умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям.

Социальная компетенция - владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.

Познавательная компетенция - наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов.

Творческая компетенция - развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт.

Критерии результативности обучения:

  • Придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий.
  • Придумывание новых сказок, небылиц, рассказов.
  • Придумывание  продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки).
  • Сочинение стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов.

Оценивание уровня достигнутого ребёнком образовательного результата может проводиться через:

- организацию педагогического наблюдения

- открытые мероприятия для детей и родителей

- творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи, сопровождаемые рисунками и фотографиями).)

Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май). Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения и тестовых  методик. Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребёнка понимать высказывания другого человека, а так же выражать своё отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме.

Диагностика регуляторных способностей  включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребёнка, умение действовать, планировать сложные действия, а так же распределять роли и договариваться с партнёрами по деятельности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения и тестовых  методик.

На основе проведённых методик заполняется карта развития каждого ребёнка.

Группа

Срок

Тематика

Содержание

Взаимодействие с родителями

Доминирующая область

Интеграция

образовательных

областей

Первый блок – «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Семья сильна, когда над ней крыша одна»

Средняя группа

1 квартал

Русские народные сказки:

«Маша и медведь»

«Сестричка Аленушка и братец Иванушка»

Удмуртская сказка :

«Звезда»

Татарская сказка: «Знание всего дороже»

Беседа: «Я слушаюсь родителей»

Сравнить русские народные сказки и сказки народов Урала  

Рассматривание кукол в национальных костюмах, знакомство с дизайном одежды.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Рисование «Украсим русский народный сарафан»

Сюжетно – ролевая игра «Дружная семья»

Развлечение «Что может быть семьи дороже?»

Вместе с родителями придумать и нарисовать заветное желание всей семьи.

Совместное чтение сказок с подобным сюжетом (о внимании и заботе к ближнему)

С помощью родителей ответить на следующие вопросы:

Как можно исправить злые дела?  Кто может помочь, если трудно самому удержаться от жадности? от грубости? от обиды? Как быть послушным?

Социализация

Коммуникация  

Труд                                                                                   Художественное творчество                                                                                                                                            

Старшая группа

1 квартал

Русские народные сказки:

«Мороз Иванович», «Гуси – лебеди»

Татарская сказка:

«Три дочери»

Удмуртская сказка:

«Глупый котенок»

Беседа «Расскажи о любимом сказочном герое»                                                     Сравнить русские народные сказки и сказки народов Урала                                                                               Отгадывание загадок, с изображением их героев.                                                       Помощь в уборке групповой комнаты.                                                         Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.                                                    Досуг «Бабушка Рассказушка»

Вместе с родителями придумать новые сказки, небылицы, рассказы.

Составить совместный альбом.

Изготовление кукол своими руками с родителями.

Проведение досугов  народных праздников.

Экскурсия в детскую  библиотеку.

Социализация

Коммуникация

Труд

Музыка

Познание

Подготовительная группа

1 квартал

Русские народные сказки:  «Мальчик с пальчик»

«Снегурочка»  

Нанайская народная сказка: «Айога»

Татарская сказка: «Гульчечек»

Составить с детьми рассказ «Моя семья»

Ситуативный разговор: «Почему нельзя общаться с незнакомыми людьми»

Рассматривание картин по сказкам.

Рисование «Нарисуй свои иллюстрации к сказке»

Игра - путешествие «Поможем сказочным героям»

Досуг: Показ инсценировки сказки младшим дошкольникам «Снегурочка»

Социализация  

Коммуникация    

Труд                                                                                  

Художественное творчество  

Безопасность                                                                                                                                      

Второй  блок – «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.»

Средняя группа

2 квартал

Русские народные сказки:             «Петушок и бобовое зернышко»

«Репка»

Удмуртская сказка:

«Мышь и воробей»

Татарская народная сказка: «Три совета отца»

Беседа: «Мои друзья»

Игра - тренинг: «Колобок» (Придумай вежливое слово).

Изготовление поделок из природного материала по прочитанным сказкам.

Игры – соревнования «Дружные ребята»

Организации выставки книг, репродукций: «Что за прелесть эти сказки»                      Сюжетно – ролевая игра «Доктор Айболит»

Вместе с родителями найти пословицы о взаимопомощи, о труде, послушании.

Сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость.

Мини проект «Сборник сказочных историй»

Вместе с родителями найти пословицы о взаимопомощи, о труде, послушании.

Сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость.

Мини проект «Сборник сказочных историй»

Коммуникация

Познание

Безопасность                                                Художественное творчество                                                       Социализация

Физическое развитие

Старшая группа

2 квартал

Русские народные сказки: «Крылатый, мохнатый да масляный»                 «Война грибов»       Сказка народов ханси:              «Мышка» Марийская сказка:   «Лиса и синичка»

Тренинг «Мы разные, но дружные»

Сделать доброе дело, или сказать добрые слова, чтобы подарить своим близким радость.

Знакомство с бытом разных народов их поговорками, обычаями.

Подвижные игры разных народов.

Досуг «В гостях у Тимербая»

Вспомним сказку по коллажу.

Коммуникация

Познание

Безопасность                                                Художественное творчество                                                       Социализация 

Физическое развитие

Подготовительная группа

2 квартал

Русские народные сказки:                           «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»                Сказка народов манси: «Зайчик»  Сказки народов коми:                     «Мышь и сорока»

Ситуативный разговор: «Наша страна многонациональна»                                   Экскурсия в музей.                                 Знакомство с новыми пословицами и поговорками.                                          Вышивание национальных орнаментов.                Составление с детьми загадок по сказкам.

Совместное составление сюжета игры «Библиотека», распределение ролей и обыгрывание.

Конкурс на лучшую поделку любимого сказочного персонажа. Организация выставки книг «Бабушкины сказки» (тематическая подборка разных изданий и года выпуска одной сказки).

Художественное творчество                                                       Социализация Коммуникация

Труд

Третий  блок – «Кто труда не боится, того лень сторонится»

Средняя группа

3 квартал

Русская народная сказка: «Зимовье»

«Мужик и медведь»

Башкирская сказка:

«Медведь и пчелы»

Марийская народная сказка

«Ловкий ёж»

Беседа «Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда» -  как дети понимают пословицы о труде.

Помощь в уборки на участке, на огороде.                        Сравнить русские народные сказки и сказки народов Урала.  

Подвижные игры с правилами.

Театрализованное представление.

 Сюжетно – ролевая игра «Город мастеров»

С помощью родителей нарисовать дерево своих добрых дел и обязанностей.      

Обыгрывание сказок  совместно с родителями в праздниках и развлечениях                            

Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.

Придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий.

Поход в музей. Знакомство с традициями и культурой русского народа. Его костюмом.

Выставки совместного творчества детей и родителей  «Рисуем вместе с мамами и папами»

Игра – викторина «Что? Где? Когда?»

Коммуникация Познание                         Труд                    Безопасность                                                Художественное творчество                                                       Социализация  Физическое развитие

Старшая группа

3 квартал

«Хаврошечка»

«Царевна – лягушка»

Татарская сказка:

«Умная девушка»

Башкирская сказка:

«Два барсука»

Беседа: «Как труд облагораживает человека»                                      Подвижная игры.                                  Раскрашивание раскрасок по сказкам.         Выступление перед малышами «Сказка в гости к нам пришла»                                                     Просмотр мультфильмов: «Гора самоцветов» Рассматривание иллюстраций «Быт народов Урала»                

Коммуникация Познание Безопасность                                                Художественное творчество                                                       Социализация  Физическое развитие

Подготовительная группа

3 квартал

Русские народные сказки:                        «Семь Семионов»

«Никита Кожемяка»

Удмуртская сказка: «Топор – саморуб»,

«Лентяйка»

Беседа «Придумай своё продолжение сказки»                                                     Наблюдение за трудом взрослых.        Изготовление кукол из разноцветных лоскутков.                                           Оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями.                                                     Создание и пополнение «Шкатулки сказочных премудростей» (картотека игр, диски с любимыми мультфильмами и играми, присказки и поговорки, загадки по сказкам).                                   Подвижные игры  разных народов.

Коммуникация Познание Безопасность                                                Художественное творчество                                                       Социализация  Физическое развитие Труд

Мониторинг                                                                                                                                                                                                                          Итоговые  результаты  от 6 до 7  лет

     Показатели

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20

19.

20

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

О/А

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Откликается на эмоции близких и друзей

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействий со взрослыми и сверстниками»

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником

Интегративное качество « Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованием со стороны взрослого

Способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели

Интегративное качество « Способный решать интеллектуальные и личностные задачи ( проблемы), адекватные возрасту»

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве  и принадлежности к нему; о мире.

Образовательная область «Социализация»

Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр.

Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации

Может моделировать предметно-игровую среду

Понимает образный строй спектакля; оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки

В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения

Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре

Участвует в творческих группах по созданию спектаклей

Образовательная область «Труд»

Может планировать свою трудовую деятельность

Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в д/с, поведения на улице и в транспорте

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе

Образовательная область «Познание»

Умеет работать коллективно

Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года

Бережно относится к природе

Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений

Образовательная область «Коммуникация»

Может участвовать в беседе

Может аргументировано и доброжелательно оценивать ответ

Составляет по образцу рассказы по сюжетной картинке

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Знает 2-3 программных стихотворения, считалки, загадки, сказки

Называет жанр произведения

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение

Образовательная область «Художественное творчество»

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства

Создает изображения по мотивам народных игрушкам

Образовательная область «Музыка»

Различает жанры музыкальных произведении

Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям

ВВН – достижение выше возрастной нормы;       ВН – достижение соответствует возрастной норме;       НВН – достижения ниже возрастной нормы;

Ноябрь     ВВН - _____ детей ______ %;                                                                       Май       ВВН - ______ детей _____%;

                  ВН  -  _____ детей _______%;             ВН - ______ детей _____%;

                  НВН - _____ детей _______%;             НВН - ______ детей _____%;

Библиографический список

1.Документы и справочные материалы

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного  образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозайка – Синтез, 2010год.

3.Примерная региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Екатеринбург:  ИРРО. 2008.

4.Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Мой родной дом» М.,2006

2. Литература

1. Алябьева Е.А. «Нравственно – эстетические беседы и игры с дошкольниками». М.:ТЦ Сфера, 2008

2. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких»  Библиотека воспитателя детского сада.                                                                                                                                                                3.Жучкова Г.Н.  «Нравственные беседы  с детьми 4-6 лет» М.6»Издательство ГНОМ и Д»,2000

4.Зимина И. К.  Журнал "Дошкольное воспитание", №5, 2005   «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»

5. Кокуева  Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»: Методическое пособие

6. Курочкина  И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» М,: «Просвещение», 2007

7. Лопатина А., Скребцова М «Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий»  Книголюб 2008

8.Мулько  И.Ф.  «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». М.: ТЦ Сфера, 2007

9. Султанова Н., Цилько Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Д/в №5 2004 год.

10.   Тарабарина Т.И.  , Елкина Н.В.  «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Ярославль: «Академия развития», 1996                                  11.  Фесюкова  Л.Б.  "Воспитание сказкой"  

12.  Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении» М.: ТЦ Сфера2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет

Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...

Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет

Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...

Рецензия отзыв на программу дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Мульти студия Lego-star» для детей старшего дошкольного возраста.

Рецензия отзыв на программу дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Мульти студия Lego-star» для детей старшего дошкольного возраста. Апробация оп...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Я познаю мир» («Мы исследователи») для детей 4-5 лет

Программа кружка «Мы исследователи» направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследо...

Конспект ООД по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»

Конспект организованной образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»...